Вы еще в рамках своей деятельности занимаетесь изучением того, как происходит популяризация добровольных распределенных вычислений и, наверное, популяризация среди ученых самой возможности этим пользоваться. Подозреваю, что, например, у вас довольно много студентов, которые тоже могли бы участвовать в распределенных вычислениях, и вообще сама идея, что ученые шарят друг с другом ресурсы, которые им прямо сейчас не нужны, она выглядит довольно здравой. Вот что вы думаете о том, чтобы распространять информацию о распределенных вычислениях среди студентов, привлекать их к этому на всю их будущую профессиональную карьеру, и в целом, что вы сейчас изучаете по тематике популяризации распределенных вычислений? Прежде всего, сразу хочу сказать, что студенты, которых я обучаю, то есть я, как правило, читаю курсы на последних уже курсах, то есть это либо четвертый курс бакалавриата, либо это уже магистратура. То есть, как правило, студенты уже достаточно подкованы в программировании, они знают уже достаточно много, почти все работают. То есть это уже в целом взрослые, сформировавшиеся люди. И, естественно, я, если есть такая возможность, если позволяет именно программа курса, я им обязательно рассказываю, что такое распределенные вычисления, я им рассказываю, что такое добровольное распределенное вычисление. Я в целом стараюсь им дать понимание, что есть именно такой инструмент, и его можно использовать. Я с ними даже иногда провожу практические работы, когда они пробуют себя в роли добровольца. То есть они подключаются к какому-то проекту и пытаются понять, чем же занимается этот проект, какие у него особенности, какие настройки, ну именно в техническом плане у этого проекта существуют, может быть что-то можно улучшить. И в целом некоторым студентам действительно это нравится. Я опять же говорю, не скажу, что большинство из них потом остаются в этих проектах, они потом на постоянном не все становятся добровольцами, но некоторые из них заинтересовываются этим моментом, и потом либо у них это выливается в тему диплома, в сам диплом, который они реализуют именно по добровольным распределенным вычислениям, либо они уже просто становятся добровольцами, они уже интересуются какими-то определенными задачами и сами уже предоставляют ресурсы уже вне зависимости от того, чему их научили, что они сейчас делают на работе или на учебе. И в целом меня иногда приглашают в другие вузы, институты, университеты с лекциями, с докладами, и я в целом все время стараюсь рассказать именно о таком феномене, как добровольные распределенные вычисления, как grid-системы, я уже говорю, персональных устройств, которые можно использовать именно для решения научных задач. Мы рассказываем о своем опыте, мы рассказываем о том, как именно нам удалось, к примеру, что-то посчитать, как удалось это сделать нашим коллегам. И вы знаете, многие заинтересовываются, ну не скажу, что все, но я считаю, что уже несколько, грубо говоря, ну не проектов, наверное, экспериментов, наверное, так правильно будет говорить, уже как раз проведено именно благодаря тому, что вот я и мои коллеги рассказываем о том, что вот есть такой инструмент распределенного вычисления, можно что-то посчитать. Даже если у вас нет доступа к кластеру, все равно что-то можно сделать. Ну, нужно только делать. Мы вам поможем обязательно, да, мы вам предоставим то-то, то-то, но вам нужно будет сделать определенный момент. Вот, ну опять же говорю, некоторых пугает неизвестность, но некоторые соглашаются, говорят, да, действительно классный момент, как бы давайте попробуем. Вот, пробуют и действительно говорят, да, спасибо большое, как бы мы вот посчитали все, что нам нужно. У государства есть огромное количество сотрудников, которые работают на корпоративных компьютерах, которые установлены в библиотеках, учреждениях здравоохранения и так далее. Есть ли какая-то возможность привлечь государство к тому, чтобы предоставлять ресурсы вычислительные, которые находятся вот в этих государственных организациях, если мы не говорим про суперкомпьютеры и кластеры в данный момент? Если привлекать именно государство, наверное, это будет, ну, наверное, излишне сложно, да. Мне все-таки кажется, что здесь инициатива должна идти снизу. И у нас есть несколько примеров, когда действительно определенные организации, ну, как бы те же вузы, да, говорили о том, что давайте мы создадим свою внутреннюю грид-систему, так называемую корпоративную грид-систему, и в ней будем решать только свои задачи. Мы не будем решать чужие научные проекты, мы будем решать только свои. Но при этом мы будем использовать только свои вычислительные ресурсы. И примеры такие есть вот именно работающих проектов. И, кроме того, я вам могу сказать, что перед тем, как именно работать, исследовать добровольные распределенные вычисления, я именно занимался тем, что использовал все свои возможные ресурсы, да, все доступные мне ресурсы, да, для решения одной задачи. То есть фактически я сначала руками пытался, так сказать, без специализированного программного обеспечения просто создать такую же грид-систему для решения своих задач. На тот момент это было имитационное моделирование телекоммуникационных сетей. Вот. Честно скажу, было сложно, как бы, когда я понял, что есть такое программное обеспечение, которое позволит, ну, грубо говоря, вот эти вот все технические моменты, технические сложности убрать, я был очень рад, как бы. И не то, что сразу начал его использовать, мне потребовалось определенное время. Но после этого я понял, что это достаточно мощный инструмент не только как, как бы, публичная открытая, говорит, система, но и как корпоративная закрытая система, которая тоже может быть достаточно мощной. То есть получается, условный ВУЗ или институт может взять серверную часть Boeing и развернуть на нем свой проект, потом подключить Boeing-клиенты на всех компьютерах, которые установлены, например, в рамках здания, в том числе подключить этот модуль как дополнительный на кластере, чтобы использовать его свободные ресурсы и начать считать свои проекты. Потому что программное обеспечение open-source, и, соответственно, можно его использовать для подобных задач. Да, действительно так. При этом, если мы говорим именно о Grid-системе на платформе Boeing, то здесь мы не ограничиваемся зданием, и мы можем даже сделать так, что у нас, к примеру, ВУЗ, который расположен, к примеру, в нескольких зданиях, там, к примеру, в нескольких районах или даже, может быть, в нескольких городах, способен достаточно быстро развернуть такую систему. Поскольку для того, чтобы доброволец смог подключить свой компьютер, достаточно просто скачать Boeing-клиент и подключиться к определенному проекту. То же самое можно сделать в рамках какой-то организации. Сдается приказ, системный администратор или уже сами пользователи просто, опять же, подключают, скачивают Boeing-клиент, устанавливают его, подключаются к определенному проекту, и после этого этот ресурс, он у нас, условно говоря, в ГРИД-системе. То есть ВУЗ может предложить не только приказать использовать свои собственные ресурсы, но и предложить это сделать студентам, партнерам, компаниям, которые поддерживают этот ВУЗ, чтобы их вычислительные ресурсы тоже решали задачи вузовских исследований. Да, конечно, именно в этом и смысл. Кроме того, вот хочу рассказать о своем опыте, когда, сначала, когда только вот начал разрабатывать курс, который был посвящен, ну, в том числе распределенным вычислением, да, параллельным вычислением, распределенным вычислением и облачным вычислением, и я подумал, а, собственно, а как сделать так, чтобы студенты все-таки пощупали, что такое ГРИД-система. Пусть на платформе Boeing, а не на другой платформе. Как им дать именно пощупать? И я понял, что если каждый из них будет разворачивать свою ГРИД-систему, то в этой ГРИД-системе, ну, как бы максимум будет там 2-3 компьютера. Ну, там, условно говоря, один компьютер, телефон, планшет, может быть, еще временно подключат какой-нибудь там учебный компьютер в компьютерном классе в ВУЗе. Но это же неинтересно. Как бы ГРИД-система должна состоять, ну, как бы из нескольких десятков узлов. В результате я понял, что студенты должны подключаться к одной ГРИД-системе, но при этом они должны иметь возможность решать в том числе свои задачи. То есть, в этой ГРИД-системе будет много вычислительных задач. Ну, то есть, мы снова переходим к зоонтичному проекту. То есть, получают... Эти задачи, они, как правило, будут не очень сложными. То есть, некоторые из них будут считаться там день-два, но, тем не менее, количество ресурсов, пока студенты делают эту лабораторную практическую работу, оно будет несколько десятков вычислительных узлов. То есть, у себя они считали бы этого два месяца, а так они посчитали за день-два, в том числе с использованием ресурсов своих сокурсников, получили результат и пошли работать дальше. Тут вопрос в другом, что когда я им как раз как бы им порекомендовал развернуть именно такую ГРИД-систему, они исследовали именно как бы само взаимодействие узлов, они исследовали именно поведение ГРИД-системы. Поскольку, вы поймите, не может быть так, что, к примеру, у 30 студентов есть 30 вычислительных задач. Они не могут их одновременно решить на всех узлах. Может решить кто-то один. Тогда он получит, к примеру, прирост производительности около 30 раз, не более 30 раз. Но если это сделают все, то никакого роста производительности не будет. Но если они именно исследуют, как им, к примеру, сделать приложение, которое будет работать на ГРИД-системе, какие следует соблюсти ограничения, какая будет специфика, как подгружаются данные, как обратно загружаются на сервер результаты. Вот здесь им именно такой ГРИД-системы будет вполне достаточно. Поскольку именно вычислений, может быть, и не очень много, все они смогут поместиться, у всех будет проходить их задача. И, соответственно, они могут отлаживать свое приложение, как-то его менять и будут получать отклик от всех узлов, при том в автоматическом режиме. Не нужно будет обзванивать своих коллег, создавать чаты, а это можно будет сразу понять. Работает у них задача на каком-то узле, не работает. Какой-то узел по какой-то причине сбоит. Такое часто бывает именно в самом начале, при разработке. Но вот именно такой зонтичный учебный проект, такая учебная ГРИД-система, она будет очень полезна именно для исследования поведения и особенностей функционирования самой ГРИД-системы. Я заметил, что среди разработчиков Boeing, то есть тех, кто разрабатывает серверную и программную часть, довольно много русскоязычных разработчиков. Знаете ли вы кого-нибудь из них? Ну, вы знаете, я бы так сказал. Я, наверное, тоже уже не то, чтобы сам приложил к этому руку, но, к примеру, вот у меня был совсем недавно студент, который очень заинтересовался как раз вот добровольными распределенными вычислениями, он заинтересовался именно платформой Boeing, и сказал, вы знаете, я вот хочу поучаствовать, я хочу сделать что-то полезное, что-то хорошее. И получилась достаточно такая смешная ситуация, он очень хороший студент, очень хороший программист, и он смог сделать обеспечение целостности данных в рамках именно работы ГРИД-проекта, в рамках работы проекта добровольных распределенных вычислений на платформе Boeing. И он в какой-то определенный момент начал изучать Boeing, Boeing-сервер, значит, начал изучать именно открытый код и понял, что да, действительно, вот тут в каком-то месте есть ошибка. Но поскольку это был уже 22-й год, начались определенные события, а основные разработчики, они все-таки американцы, так сказать, это институт Беркли, и он написал туда, написал баг-репорт, и какое же было его изумление и возмущение, когда основной разработчик посмотрел его, баг-репорт удалил, создал свой и его исправил. Он мне в порывах возмущения жаловался, ну как же так, я нашел, сделал, а он взял, удалил, сам все сделал. На самом деле история имела продолжение, при том продолжение достаточно хорошее. Через какое-то определенное время с ним связался основной разработчик и предложил ему что-то доделать именно в рамках сервера Boeing. На что он согласился, я так понимаю, эта работа уже была сделана, если не ошибаюсь, летом 22-го года. То есть, я бы так сказал, этот баг-репорт был некоторым поводом для знакомства и начала сотрудничества. Поэтому я считаю, что я все-таки уже тоже приложил руку к тому, что увеличил количество русскоязычных разработчиков платформы Boeing. И на этом примере, и другие тоже были. А так, хотел сказать, что в целом Boeing действительно опенсорсная система, и некоторые модули могут быть модифицированы, добавлены именно самими организаторами проекта. К примеру, проверка данных специфична для определенного вида проекта, для определенного вида вычислительных приложений. И иногда разработчики это делают сами именно для своего проекта. Или, опять же, мотивация добровольцев — это система начисления баллов. Мы ее исследовали достаточно давно, и я был свидетелем споров, когда говорили о том, что на определенных проектах, на «Герасим-эдхоум», на «Сатэдхоум» несправедливая система начисления баллов. Поскольку добровольцы, ну, как бы, спортивная, некоторая спортивная составляющая, соревновательная составляющая, она тоже для них очень важна. И говорили, что, вы знаете, вот такой системы, к примеру, не должно быть, сделайте другую. И вот там были такие жаркие споры с добровольцами, между добровольцами, с организаторами проекта, что я понял, что для каждого отдельного проекта нужно эту систему, я бы сказал, допиливать как бы вот уже просто индивидуально. То же самое можно сказать и про другие модули. Поэтому в каком-то смысле каждый организатор проекта занимается доработкой именно системы. Пусть небольшой, но тем не менее. Спасибо, что пригласили. Большое спасибо.