торговый, офисный. Ну да, застройка должна быть смешанная для того, чтобы у людей вокруг они могли найти себе какие-то рабочие места. Либо наоборот, когда человек куда-то устраивается там работать, он мог переехать поближе где-то, где-то рядом, снять квартиру. Сейчас очень много людей пользуются арендой вместо того, чтобы покупать жилье. А кто-то, наоборот, может купить свое жилье там. Ходать купить тоже не проблема. И сейчас вообще очень сильно стоимость жилья влияет на наличие школ, которая там есть. От качества школ зависит стоимость жилья, потому что люди хотят переехать. Когда там дети идут в школу, они хотят переехать туда. Для того, чтобы далеко там через весь город не ехать, для того, чтобы можно было доедать. Чтобы ребенок сам доходил, чтобы ты не превращался в таксиста. Пусть даже для своего ребенка, что важно, но все-таки ты становишься просто разводщиком и таксистом. Хорошо, если он сам это может. Но эти же люди дальше проектируют город так, чтобы нужно было всем ездить через весь город. У каждого в семье машины не будет. Машины будет у мамы, у папы, а дети останутся без машин. Тут нам слушатель возразит, что «а почему это нет? Каждому по автомобилю…» У детей до 18-ти все равно. «Ладно, взрослому каждому по автомобилю. Почему нет? Это же надо повышать ВВП, экономику развивать, чтобы у каждого мог себя купить по автомобилю». Это отдельный разговор. Я про то, что у детей это точно не будет. Да, но тут на самом деле это утопия, потому что легко доказывается чисто математически, что физически город не может вместить столько автомобилей. И на практике это видно по американским городам. Про Арктику. Закончить 15 минут. Арктика должна быть 15-минутной. Что да, это города, где необходимость в 5-минутных городах или хотя бы в 15-минутных, она высока. То есть у людей, прямо у общества, прямо запрос на возможность все проблемы решать так, чтобы не успеть замерзнуть, пока ты туда идешь. И там это можно внедрять, скажем так, опережающими темпами. Территория опережающего развития. Вот, кому интересно, послушайте полный подкаст. Мне эти идеи из подкаста казались интересными, откликнулись. А там было именно про 15-минутный город? Да. Здорово. Так, и последнее, что мы сегодня хотели обсудить, это снова Южный Сахалинск. Видео про два нового... Южный Сахалинск прям задает тренды. Да, там работает замечательный человек Василий, который активно занимается созданием развития... Наверное, здоровой транспортной инфраструктуры и городской мобильности. Талкивается с огромным количеством сопротивления в головах, но продолжает делать свое дело, менять. Что интересно, у него, на мой взгляд, в том числе хорошо получается за счет просто того, что он знает, как можно делать, как это приземлять на российские законы, как работать с людьми и прочее. То есть, стандартное правило, хорошо делай, хорошо будет. Итак, мы посмотрели видео про Южный Сахалинск и про привокзальную площадь в центре города, про ее реконструкцию. Посмотрели видео про то, какой получился транспортно-пересадочный узел в пригороде Южно-Сахалинска в районе, который называется Дальний, хотя это всего 5 километров от центра, то есть, ну, по казанским меркам, это даже не пригород. Как обычно, во всех российских городах обычно это бывает, что перед вокзалом какое-то асфальтовое поле. Гигантское. Где просто хаос. Да, нам не хватило видео, и мы полезли в интернет смотреть статьи про это. Естественно, на такой вокзал не хочется приезжать, и сюда не хочется ехать, и отсюда непонятно, куда тебе дальше идти. Давай начнем с Дальнего. То есть, во-первых, это пригород, где что-то типа поселка, где строят новое жилье, и откуда в город вела только одна дорога. И электричка ходила два раза в день, утром и вечером. Добавили новых электричек. Маленьких, они меньше вмещают за раз, но зато их можно пускать чаще. Их пока не пустили так, как положено. Вообще, если говорить про то, как должна работать пригородная электричка, то она должна уходить там каждые 15 минут. Чтобы в любой момент, когда бы ты не пришел, ты в течение 15 минут тронулся и уехал. Здесь пока этого типа не достигается. Вот, кстати, это к вопросу, почему я считаю, что в Иннополисе общественного транспорта нет. Потому что, если ты должен смотреть расписание и ждать автобуса, который ходит раз в час или в полтора часа, это не общественный транспорт. Это междугородние перевозки, но это не общественный транспорт. А нужен общественный транспорт, чтобы ты мог всегда уверенно прийти, подождать на остановке и уехать. И желательно доехать без провок. Да, а пока этого нет, нет возможности без автомобиля обходиться. Ну, я бы с семьей, да, не пошел, ожидать час, с вероятностью, что я не уеду. И хуже того, бывает, что ты приходишь, я пришел с ребенком на остановку, автобус, ну, дождался времени, да, по расписанию. Автобус мимо меня проехал. Потому что был полный, например. Потому что был полный, да. Что интересно, формулу общественного транспорта сформулировал еще Блес Паскаль, насколько я помню. Хороший математик. Что он говорил о том, что общественный транспорт должен всегда ходить по расписанию надежно, стабильно, да, регулярно, независимо от того, есть люди или нет. То есть, если даже вот он пустой, никого нет, он все равно должен поехать, он не должен никого ждать. Потому что до него там была проблема, что там нужно, как это у нас там у маршрута бывает, да, ждут, когда там накопятся люди, люди утром будут всех и тогда поедут. Ну, может быть, в мире искусственного интеллекта, индивидуализации предложения и возможности гибко перебрасывать там автобусы между маршрутами, не обязательно пустые автобусы гонять, но в целом я с тобой согласен. Короче, что делали здесь? Значит, в этом дальнем, примерно такие же проблемы, как у нас в Иванополисе по отношению к Казани, делали транспортно-пересадочный узел с туалетом, я вижу, вендинговыми аппаратами, тёплым местом, где можно подождать эти самые 15 минут и всё. Вот, собственно, такой транспортно-пересадочный узел, где можно машину оставить, велосипед оставить и поехать. Появилась возможность гарантированно добраться, регулярные перевозки и перехватывающий парков, как я понимаю. Да, но пока, я так понимаю, не целый день ходит этот поезд. Но мы нашли информацию, что уже в 4 раза вырос пассажиропоток, благодаря этому. Что круто. За месяц. Транспортные привычки людей меняются очень медленно. Люди покупают машины всё-таки на 3-4 года, на 10 лет. Ну, это показатель того, насколько людям было всё-таки дискомфортно ездить на машинах, то есть они были вынуждены ездить на машине, все эти люди, до этого им приходилось ездить на машине. Пример вынужденной автомобилизации. Вынужденной автомобилизации, да, потому что там сложно с парковками или из-за того, что там одна дорога и большой трафик, скорее всего, какие-то пробки, заторы. Это как я, есть люди, которых я люблю, автомобиль, путешествие, ездить и всё остальное, я в этот момент бигитирую, но есть куча людей, которые не как я. А каждый день на машине в пробках на дорогу ты любишь? Нет, но я люблю, чтобы было без пробок. Я люблю, а вот, например, кто-то совсем не любит сесть за руль, там это проблема. Ну и второй частью проекта является переоборудование уже при вокзальной площади, куда эти электрички приходят. Не только эти, и вообще это ЖД, вокзал большой. Большое поле асфальтовой парковки, да? Кстати, а как его чистить? Особенно, когда машины остаются постоянно. Никак, никак. А теперь это нормальный пересадочный узел. С нормальной платформой для автобусов, то есть ты можешь приехать на поезде или на электричке, да? И сразу удобно пересесть на какой-то автобус, который тебе нужен. Или взять в парковке свой велосипед, который ты оставил в прошлый раз и доехать до работы. А ещё на электричке можно прямо со своим велосипедом же доехать и в центре дальше. Ну, если ты каждый день ездишь, то есть если бы я, например, на электричке каждый день из Иннополиса ездил в Казань, то я бы, наверное, в Казани просто оставил свой же велосипед на велопарковке. Причём можно там один велосипед, тут другой велосипед. Велосипед – отличный транспорт для последней мили. Я заметил, что в Иннополисе даже есть такая практика – на автобусной остановке оставлять велосипеды пристёгнутые куда-то. Да. То есть люди доехали, хотя вроде расстояние там… Я иногда доезжаю на велосипеде до технопарка. Оставляю там велосипед, спускаюсь на подземную тёплую парковку, забираю машину и еду в Казань. Или еду обратно сюда, забираю там всех детей, они садятся в тёплую машину и мы едем в Казань. Да. Ну, или в другие места, куда мы там автопутешествуем. В этом плане очень удобно. И что здесь Ленар заметил? Ленар заметил на этой привокзальной площади интересный пример автобусного кармана. Для меня это было удивительно. Мы же всегда пытаемся найти что-то новое для нас, извиняюсь. Хорошо, если это новое и для вас тоже, но вот, в общем, мы про себя пока думаем. Дело в том, что обычные карманы, которые делают вот у нас везде там в городах и за городом, они физические, вот вы попробуйте на них заехать… На длинном автобусе? На длинном автобусе так, чтобы встать вдоль этого тротуара, вдоль платформы, это невозможно. Если, наверное, достаточно длинный карман и автобус не слишком длинный, то, наверное, возможно. Но когда это обычный карман, довольно короткий, 15-метровый, автобус всегда в итоге встает криво или даже не заезжает вглубь, он не подъезжает, собственно, к остановке, и людям приходится бежать по, собственно, автобусному карману, чтобы дойти до автобуса, который, в общем-то, остановился все равно на дороге. А какая тут проблема? Нас пускают низкопольные автобусы большие, да, с расчетом на что? Низкопольные, они должны быть приспособлены для людей с ограниченными возможностями, то есть ты должен иметь возможность туда заехать на дуалинной коляске, например, или даже с детской коляски, ты должен… Вот с тротуара… И тут все ломается, потому что автобус не может встать рядом с тротуаром. Он должен встать рядом, вдоль этого тротуара, должен одним простым шагом туда перешагнуть в автобус. Но это невозможно, потому что автобус не может встать вдоль. И поэтому в Южно-Сахалинске внедряют диагональные карманы. То есть не только здесь? Не только на вокзале? Я видел пример только в Южно-Сахалинске и, кажется, не только на вокзале, надо перепроверить. Но они изучали, то есть они рисовали на дороге, какой формы… Делали тактические бордюры. Да, они на автобусы там пробовали заехать, то есть какой формы нужен этот карман для того, чтобы в него идеально вставал автобус. Вот начали делать такие диагональные, то есть он, получается, заезжает туда по диагонали, и этот бордюр идет вдоль автобуса, а потом выкручивает руль налево и выезжает из него вперед. Это, получается, такое вместо трапециевидного кармана, треугольный карман. Да, такой длинный скос по пути движения, по пути скос направления. Чтобы ты на длинный скос мог встать, а потом выворачиваешь руль и выезжаешь. Это не говоря уж о том, что в большинстве мест карманы вообще не нужны, но это отдельно другая история, где лучше делать даже антикарманы. Но здесь немножко другая история, если говорить про транспортный пересадочный узел. Да, это же автобусы, которые стоят и ждут. Они долго стоят, да. Кстати, вместо теплого получается место для ожидания, его можно не делать. Можно просто сделать так, чтобы автобусы, которые отправляются, например, каждые 15 минут на транспортный пересадочный, они, собственно, стояли тёплые и заменяли с собой тёплый павильон. Это так, в качестве некоего дополнения. На сегодня, на самом деле, всё. Мы посмотрели, интересное выделили, порекомендовали. Выложим запись в новом канале, да, создадим для подкаста. Или используем тот канал, который у тебя есть в комфортной городе для людей. Там же выложим все ссылки на материалы, про которые сейчас говорили. Я их в процессе, конечно, закрывал. Но мы сейчас их откроем, чтобы можно было всё это посмотреть. Будет интересно, во всяком случае, мне точно интересно. Как тебе? Ну да, мне тоже. Нам самим интересно. Можем записывать, даже если их заслушать не будет. Я повторюсь, для меня это повод. То есть вот в обычное время я не сяду смотреть этот ролик. Так вдумчиво его разбирать, да, залезать в Яндекс карты, в панораму, чтобы посмотреть. А тут я два часа провёл в режим такого хорошего погружения в тематику. Так что спасибо тебе, спасибо микрофону, который олицетворяет слушателей. Надеюсь, получилось неплохо. А дальше мы ещё поработаем над звуком и прочими твиками для того, чтобы получалось лучше. О чём мы думаем? О том, чтобы попытаться записаться с видео. Вроде как говорят, что кто-то слушает аудио, кому-то нужно смотреть на говорящие лица. Мы попытались сейчас быстренько попытаться организовать такое место, но поняли, что нужен фон. Дома фон такой грязный и явно не для того, чтобы на нём были лица. Со свещением ещё как-то можно за счёт торшеров поиграться, но фоном не получится. Ждём фона и возможности сделать хорошую запись видео. Делать запись видео без красивого фона не хочется. Окей, всё, спасибо, всем пока.