О выпуске
Урбанист Даниил Воронин рассказывает о работе в Институте дизайна и урбанистики ИТМО и о своей кампании по устранению заборов в городе. Важно анализировать и отправлять проблемы в администрацию, создавать сообщество и указывать на успешные решения. Развитие велоинфраструктуры и среднеэтажная застройка обсуждаются как способы улучшения городской среды. Коворкинг-пространства в библиотеках могут предоставить подросткам комфортные места для времяпрепровождения.

Выпуск 7
Как создать урбан-сообщество в универе и побеждать заборы (feat. Даниил Воронин - Вороньи мысли)
Даниил Воронин
Даниил Воронин, студент и ИТМО и организатор студенческого «Урбан клуб ИТМО», ведет свой канал «Вороньи мысли». Даниил учится урбанистике и занимается гражданскими активностями в Петербурге. Участвует в выборах, борется с лишними заборами у дорог и подсвечивает проблемы городской инфраструктуры с точки зрения женщин.

Транскрибация

Всем привет! Сегодня у нас следующий выпуск подкаста «Мамкины урбанисты», где мы пытаемся простыми словами говорить о городстоятельстве, урбанистике и всех связанных с этим вопросах. У нас сегодня гость, человек из Санкт-Петербурга, далеко довольно-таки от нас — это Даниил Воронин. Во-первых, он ведущий телеграм-канала «Вороньи мысли», через который мы его и узнали. Во-вторых, он урбанист, магистрант второго курса Института дизайна и урбанистики ИТМО и руководитель урбанистического клуба «Урбан Калч», то есть ведет активную деятельность в теме урбанистики, несет урбанистику в массы. И не просто «Мамкины урбанисты», как мы, а действительно профессионально занимается этим, знает с точки зрения научного знания, как правильно говорить об урбанистике, как правильно ею заниматься, что из себя вообще представляет урбанистика. Даниил, привет. Всем привет, привет, ребят. И с нами наш ведущий Василий Загиев и я Леонард Шагиев. Всем привет. Даниил, во-первых, скажи, пожалуйста, а чем вообще занимаются в Институте дизайна и урбанистики ИТМО? Я даже не знал раньше, что есть отдельное направление обучения по урбанистике у нас в России. В IT-вузе. Да, на самом деле есть где-то 4-5 вузов, где есть урбанистика. Это Вышка, это Высшая школа урбанистики, это отдельное подразделение, это там РАМХИКС. И да, в ИТМО, в моем любимом вузе, есть такой институт, отдельное подразделение Института дизайна и урбанистики. Больше прицел именно на такие смарт-сити, смарт-города, изучение с помощью GIS-систем. Причем у нас дается как и какие-то базовые вещи, связанные с урбанистикой, как, например, соучаствующее проектирование. То есть это, в принципе, можно сказать, такая социология. Но также, например, у нас есть транспортное моделирование, которое полностью... Ну, в принципе, мы программировали, то есть я писал, почти писал код. В принципе, я, на самом деле, в большей степени изначально ради этого и поступал, мне было интересно транспортное моделирование. И как раз таки наш вуз, он сотрудничает с ОТС-ЛАБ, у нас преподаватели из ОТС-ЛАБ, они сами бывшие студенты. Класс. То есть это на стылике урбанистики и IT. Да-да-да. Ну, если в целом говорить про урбанистику, это же такая наука на стыке экономики, градостроительности. Междисциплинарная. И поэтому в последние, ну, наверное, лет 10 в урбанистику вошло и программирование. Потому что сейчас, в принципе, анализ делается не где-то в поле, когда ты ходишь по территории, изучаешь, а ты делаешь это через GIS-систему, когда выкачиваешь всю информацию. Ну и на самом деле я практиковался в одной студии дизайна средового. У ребят есть целый IT-отдел, который занимается именно выкачиванием разной информации. То есть, например, они анализируют по выложенным фотографиям ВКонтакте популярность различных общественных мест. То есть, они анализировали, насколько в этом месте, с одной стороны, много людей, туристов, видимо, да. А с другой стороны, насколько хочется это место фотографировать, то есть, насколько оно эстетически привлекательно. Я, насколько знаю, ребята, вот эта студия, они разработали именно свою собственную программу. Ну и также у нас в институте преподаватели разрабатывают программы. То есть, есть программа, которая анализирует пешеходные потоки. То есть, она автоматически их составляет. Я слышал про эту программу. На базе карты какого-то парка, например, автоматически строятся предполагаемые маршруты, по которым люди будут ходить для того, чтобы правильно тропинки проложить. Я видел, что вы ведете работу по тому, чтобы как-то изменить облик города, сделать его более комфортным. Например, активность по борьбе с заборами. Во-первых, зачем вы боретесь с заборами? И каким образом? И что уже получилось? Да, это моя такая первая публичная общественная кампания. Она началась с того, что я возвращался с работы, машины попали в аварию, и одна из них вылетела на тротуар, который был огражден забором. Но забор, очевидно, не остановил двухтонную машину. Он снес этот забор, не заметив. И забор разлетелся, как шрафнель. Благо, никто не пострадал от этого забора, но он отлетел там на метров 20-25. И мне это не понравилось. Я сначала написал у себя на сети ВКонтакте, у меня вроде даже телеграм-канала тогда не было. Я написал публичное обращение к Александру Администровичу Беглову, губернатору города, с предзывом, давайте ликвидировать заборы. И расписал там минусы, почему это нужно. Там было изначально аргументов 6-7. Почему заборы это плохо? Во-первых, заборы создают видимость только безопасности, а на самом деле они отрицательно на это влияют. Люди все равно могут перелезть эти заборы, под ними как-то. И автомобилист не подозревает, что сейчас кто-то может выбежать на дорогу, он едет более расслабленный. И соответственно, если кто-то переходит в неположенном месте, для него это неожиданность. Поэтому происходит... А водители говорят, что они себя чувствуют спокойнее, когда есть забор. Поэтому не надо их убирать. И как раз вот это спокойствие играет в минус. Потому что люди, которые переходят в неположенном месте, они становятся неожиданностью и в итоге происходит ДТП. Каждая вот эта секция забора стоит 5000 плюс 30% от стоимости установки этого забора. Плюс дальнейшее обслуживание его. То есть, это просто очень дорого. Вот так вот пройти по одной улице, там можно собрать на хорошее благоустройство двора. Потом заборы портят асфальтовое покрытие тротуара. И в осенне-зимний период оно получается разрушается из-за того, что вода попадает в эти щели вырезанные для забора в асфальте. И соответственно, когда это все замерзает, это происходит разрушение. А еще хочу отметить, что заборы всегда ставятся на территории тротуара. То есть, сужая и того узкий тротуар. А еще, когда там нужно поставить столб, его ставят после этого еще забор. И еще больше сужают тротуары. И в некоторых местах пройти невозможно, но забор все равно стоит. Мы опубликовали это все. Потом мы сняли видеообращение к главному ГАИшнику Санкт-Петербурга. ГИБДД именно дает санкцию на установку забора, а комитет по благоустройству устанавливает. А ГИБДД разве может давать санкцию? Разве может требовать ГИБДД установки забора? И на каком основании вообще? Чем они это мотивируют? Мотивируют как раз к безопасности. Потому что по их статистике действительно количество ДТП снижается. И они это мотивируют именно безопасностью. Так а если по статистике количество ДТП снижается, почему ты предлагаешь убирать забор? Снижается количество ДТП, но количество смертельных ДТП никуда не девается. Больше летальных случаев происходит. Подожди, то есть ГИБДД не следит за количеством жертв, а следит просто за количеством мелких ДТП. И для них это их общая статистика. Просто мы сталкиваемся тоже часто с таким. Мы говорим, надо здесь изменить конфигурацию дороги, например сделать дорогу уже, убрать полосу. На что нам говорят, что тогда увеличится количество ДТП из-за того, что там они будут перестраиваться, у них будет меньше места для маневра. Мы говорим о том, что количество ДТП не является показателем. Это если машины бьются, железо не жалко. Жалко, когда они на людей наезжают, особенно на скорости. Но из-за того, что мы создаем такие меры успокоения движения, автомобили едут медленнее и вероятность летального исхода, вероятность получить серьезную травму, она сильно снижается, потому что автомобили будут ехать медленнее. Но пока не всем получается объяснить эту идею, что тут мы сравним человеческие жизни и стоимость ремонта железа. Ну вот да, у нас тот же самый подход. И действительно, если посмотреть по статистике, количество ДТП уменьшается. Но вопрос, где ДТП, это просто царапина на автомобиле, а где сбитая бабушка, которая не захотела делать огромный крюк и поэтому перелезла под забором. Ну и собственно мы записали вот это видеообращение, начали публично кампанию. Причем мы сделали возможность, чтобы каждый желающий мог подписаться, публично оставить свою подпись. Собрали около 300 подписей, причем там были в том числе и муниципальные депутаты. Ну в основном, правда, независимые муниципальные депутаты. Потом, если честно, кампания по дезаборингу, как мы ее назвали, немного схлопнулась из-за 24 февраля. Ну вектор был немного смещен на другое. Но потом, где-то в марте месяце, мне позвонили с комитета по благоустройству. Они, в принципе, тоже выразили недовольство заборами. Но если они не будут устанавливать, то ГИБДД имеет право их штрафовать. Ну а никто не хочет платить деньги просто так. Поэтому они устанавливают эти заборы. И нам предложили поступить так, создать прецедент ликвидации забора. Найти как раз те места в городе, где полезная ширина тротуара меньше 2 метров. По ГОСТу она должна быть больше 2 метров. И вот нам удалось найти где-то порядка 10 таких мест. То есть, любой наш слушатель, если где-то видит по пути ширину тротуара меньше 2 метров, он может взять вот этот ГОСТ и написать, куда вы с полком по поводу того, что здесь не по нормам ширина тротуара. Сейчас, эту историю лучше стоит дослушать. Суть в том, что мы нашли эти места. Мы отправили в комитет по благоустройству и в ГИБДД. Комитет по благоустройству нас поблагодарил и отправился со своей рекомендацией, что они готовы ликвидировать эти заборы, как только ГИБДД разрешит. И в итоге, знаете, что нам ответили из ГИБДД? Там все по ГОСТу. Все правильно установлено, ничего ликвидировать не надо. То есть, они написали такую вот отписку, что все правильно, ничего не надо. Поэтому, возможно, конечно, это только в Петербурге так возможно. По нашему опыту, когда первый раз пишешь такие запросы, ответ всегда примерно один и тот же шаблонный. Проект прошел экспертизу, нарушение не выявлено, все соответствует нормам. Действительно, один раз ничего не дает. И, например, есть пример города Орск или Орел. Там человек боролся три года с заборами и в итоге их снесли. Я тоже не один раз отправлял, я отправлял от себя. Мы делали, опять-таки, публичную кампанию, чтобы не только я один отправлял, а чтобы другие жители города, которые недовольны заборизацией, они тоже могли в этом поучаствовать и отправить свое обращение в ГИБДД. Потом я писал местным депутатам, где мы нашли вот эти заборы, где ширина меньше двух метров. Указывал им, что вот есть проблема, есть такой гост, здесь нарушено. Мы прикладывали фотографию, где у нас рулеткой показана ширина, но так как депутаты на тех территориях оказались одной известной всем партией и им не особо хочется как-то что-то делать и помогать нам, ну это действительно депутаты, которые не особо активны, они просто занимают место. В Петербурге же есть активные депутаты, но, к сожалению, на тех территориях попались именно вот такие не особо активные. И поэтому они просто переслали мое обращение и на это тоже было ноль реакции от ГИБДД. Тоже примерно та же суть отписки была. Я эту историю уже чуть больше года исполнил. В Москве же был прецедент, когда Собянин ликвидировал за неделю все заборы. Я подумал, это будет хорошая идея узнать у департамента ЖКХ, почему, на каком основании они снесли заборы. Ответ был очень лаконичен, потому что это некрасиво и дорого. То есть, вот буквально мне вот так вот ответили каким-то вот этим сложным бюрократическим языком. А буквально они ответили, что это много бюджетных средств занимает. Подожди, убрать забор – это дорого? Не-не-не, наличие заборов – это дорого. И поэтому они приняли решение и убрали их. Ну, конечно, здесь нужно понимать специфику, что Собянин может договориться с Колокольцевым, и в Москве, видимо, так порешали эту проблему, скорее всего. Ну, в итоге я получил ответ из департамента ЖКХ Москвы. Я переслал в наш комитет по благоустройству снова, что смотрите, другой город федерального значения говорит о том, что заборы – это дорого и некрасиво. Давайте следовать им же, давайте. Ну, для Петербурга это тоже очень дорого и тоже очень некрасиво. Причем мне сказали, что, ну, это Москва, мы не Москва. Вот, поэтому... У нас больше денег Москва не может тратить, им это дорого, а мы – это Питер, у нас много денег. У нас Газпром. Не, ну, кстати, позиция комитета по благоустройству – они против заборов, но они ничего не могут сами решать и решают все, к сожалению, ГИБДД. Но, на самом деле, комитет по благоустройству... Вот этот разговор, который я писал там в пяти секундах, мне в течение часа это объясняли, насколько они против заборов и как сотрудникам комитета по благоустройству им это не нравится. Но потом в конце представитель комитета по благоустройству сказал следующую фразу. Да, заборы – это, конечно, зло, но, знаете, мы так хотим подземные пешеходные переходы сделать, и все мое хорошее отношение к ним улетучилось. Вот, поэтому... Слушай, ну, как бы у людей бывает разное мнение по поводу разных вещей, тут надо просто с этим мнением потихоньку аккуратно работать, как бы быть человеком, который доказывает сторону, которая объективно права, на самом деле быть гораздо интереснее и проще. Просто потому, что как бы долго тебе не пришлось объяснять, ты знаешь, что твоя позиция правильная, даже не надо беситься, можно спокойно это делать. Слушай, для понимания по поводу заборов, значит, есть ГОСТ, по которому заборы должны стоять, в некоторых местах они обязательно должны быть. При этом есть ГОСТ, по которому ширина тротуара должна быть не меньше, чем какая-то ширина. Значит, первый пункт, если забор стоит там, где он не должен быть, то можно смело писать и просить убрать. И я так понимаю, ГИБДД не имеет права требовать, забор стоял там, где он не требуется по ГОСТу. То есть, это первый пункт, это любой может делать, то есть, смотрим этот ГОСТ, там простой момент, если между тротуаром или пешеходной дорожкой и дорогой есть больше метра травы, то забор не нужен. Если... или кустарник, да. Второй момент, если расстояние от пешеходного перехода меньше, чем сколько, мы вот для себя примерно так посмотрели, что 5 метров до пешеходного перехода забор нарушает треугольник видимости, то есть, это серьезный ГОСТ. Это случай, когда можно точно требовать, чтобы забор убрали, потому что он стоит не по ГОСТу, а ГИБДД не имеет права требовать, чтобы он там появился. Но есть второй момент, если конфликтует, у нас ширина становится меньше двух метров, но забор по ГОСТу нужен, да, то какой ГОСТ побеждает, ГОСТ ширины тротуара или ГОСТ забора? Так нет, полезная ширина тротуара должна быть не менее двух метров, соответственно, если меньше метров, он не нужен. Единственное, опять-таки, если там находятся различные учебные учреждения, детские школы, то там тоже на тротуаре должна стоять какая-то преграда, если школа выходит на улицу, то есть там тоже, если ширина получается меньше, то все равно устанавливают. И, кстати, еще забор не нужен там, где есть велодорожка, где проложена по дороге велодорожка, там тоже не требуется забор, но в Петербурге много мест, где есть газон, и, соответственно, забор не требуется, но его все равно устанавливают. Здесь, мне кажется, уже вопрос не в ГОСТах и их следованию или не следованию, а в каких-то других плоскостях, вот так вот, то есть, видимо, ну, в общем, не связано с нормами, вот так вот я скажу, не буду никого клеветать, вот, поэтому, ну, попробуйте в любом случае, если один из этих пунктов, который мы сейчас перечислили, если есть, да даже если нету, все равно стоит попробовать, вопрос же еще в самих условно людях, которые управляют и заведуют этим всем, вот, поэтому попробуйте написать обращение и посмотреть, что тебе ответят, и уже потом думать и анализировать, насколько, в принципе, там, местный ГИБДД, местная администрация восприимчива и готова к диалогу с активистами. В Петербурге проблема в том, что не готовы просто к разговору и прислушиванию к активистам, поэтому, там, хоть мы сто раз будем правы, но я не думаю, что что-то изменится, пока у нас будет действующий губернатор.
Что нам нужно делать, нам и вот нашим слушателям, чтобы изменить эту ситуацию, как ты думаешь? Во-первых, смотреть проблемы, анализировать их, отправлять эти проблемы, аргументированно отправлять, причем лучше со ссылками на исследования различные и причем с исследованиями лучше российскими, отправлять в администрации города, ну и смотреть какие ответы, создавать какое-то сообщество, то есть ну как-то это делать публично, потому что я первые, наверное, несколько лет, года два, ну делал это просто как такой районный активист, отправлял обращения не публично, никуда не публиковал, но лучше сразу как-то там завести группу, телеграм-канал, чтобы люди могли объединяться и условно такая критическая масса должна образоваться, которая в какой-то момент может это все переломить и даже не только пример Москвы есть, где заборы ликвидировали, пример, не помню Орск или Орла, вот какого-то из этих двух городов, я про это опять-таки рассказывал в канале, про это есть пост, где у людей получилось, вот поэтому рано или поздно это может получиться, ну а в целом, насколько я знаю, комитет по благоустройству петербургский, он отправлял предложение по изменению самого ГОСТа, там в итоге, ну никак не получилось его поменять, вот, то есть они отправлялись с предложением хотя бы в исторической застройке не ставить вот эти заборы но ничего не получилось у них, поэтому в любом случае эффект бабочки, он рано или поздно может сработать, ну не нужно там бояться или думать, что там вот я один такой городской сумасшедший, который видит эту проблему и там борюсь со заборами, как странно. Не, я слышал такую позицию от людей, ну типа Василий, ты нормально объясняешь, что забор не нужен, да, действительно забор не нужен, мне казалось типа очевидно, что это так и люди даже не думают, что его, что надо что-то делать, чтобы он пропал. Ну я добавлю в копилку этих положительных примеров, да, мы на самом деле в Иннополисе год объясняли и рассказывали и спорили и обсуждали про заборы, было много тех, кто говорил о том, что заборы нужны, они повышают безопасность, но постепенно это мнение удалось сдвинуть, общественный консенсус, да, к нам прислушались и в итоге большинство заборов сейчас убрали. Да, и мы больше работали через комьюнити, то есть мы больше работали через комьюнити, идея в чем, руководство города или любого округа, оно принимает решение с оглядкой на людей, если люди довольны текущей ситуацией и ничего не просят, решения вряд ли будут меняться, если люди постоянно что-то просят и сформировался консенсус, что заборы нам не нужны, например, да, собачьи какашки надо убирать, то соответственно или машины не должны парковаться на тротуаре, то государство и вообще любой руководящий орган потихонечку начинает за этим следить, это работает даже в продуктовом магазине и работает и в городе, то есть стараться, может быть, там работать с комьюнити, я так понимаю, ты как раз очень много с комьюнити работаешь, мы видели, кроме твоего канала Воронье мысли, да, где много там про урбанистику, ну расскажи, пожалуйста, про что ты вообще там пишешь и кому стоит туда подписаться, еще канал студенческий, скорее как канал студенческого клуба, да, что в этом клубе происходит и зачем туда подписываться? Да, по самим моего канала я освещаю какие-то свои инициативы, публикую их, то есть я делаю все в открытую, каждое обращение, каждый ответ, особенно который представляет какую-то значимость, я публикую, показываю, что чего-то добиваться можно, там даже банально, там я за год, у меня получилось добиться, чтобы организовали пешеходные переходы в местах, где они нужны и опять-таки, причем это получилось с первого раза, на мое удивление, я думаю, это будет долгая история, я просто аргументировал тем, что пешеходных переходов нету в этом месте, а появилась новая точка притяжения и люди поэтому переходят в неположенном месте и в итоге в двух из трех случаев у меня сразу получилось, в третьем там проблема, что пешеходный переход есть в 50 метрах от того места, где я указываю, но там никто не ходит, все идут по неположенному месту, я вот пытался аргументировать тем, что, ну вот смотрите, пешеходный трафик проходит здесь, он не проходит там даже, потому что там безопаснее, вот давайте просто пойдем на встречу, но в итоге нет, там пока не получилось, вот, то есть такой, ну можно сказать, активизм публикую свой, потом в целом какие-то, ну можно сказать, теоретические знания объясняю, пишу про них, ну и во многом, конечно, это на премьере Санкт-Петербурга, ну и там, конечно же, есть личностная оценка, то есть он поэтому так и называется, Воронье мысли, хотя это название было придумано за 5 минут, я думал, что потом придумаю что-то хорошее, но в итоге как-то закрепилось, всем нравится, я оставил, вот. Оно действительно удачно и запоминается, иногда придуманное за 5 минут очень хорошо, потом остается навсегда. Нас 4 человека, я являюсь руководителем, мы здесь уже больше даем теоретической и такой научной составляющей, то есть научные статьи какие-то, публикуем, переводим и стараемся без именно личностной оценки, и тут уже мы не ограничиваемся Санкт-Петербургом, многие там статьи про какие-то западные города, западные примеры, плюс мы там публикуем различные, так как это студенческий все-таки канал, мы помогаем студентам в различных опросах, потому что проблема на самом деле многих, когда ты делаешь какое-то исследование, получить достаточное количество ответов и не у всех есть там телеграм-каналы различной теории урбанистики, как например рыночная урбанистика, потому что есть такое поверье, что в основном все урбанисты это люди левых взглядов, вот, а я например, у меня другие, у меня например право я там себя к неолибералам отношу, и поэтому меня всегда раздражало это, и я решил доказать, показать, что нет, урбанистика это в целом тоже может иметь различные взгляды, возможно в апреле-май у нас пройдет лекция по феминистической урбанистике, мы пригласим Анастасию Красильникову, одного из таких лидеров в России по этой теме, чтобы она рассказала, но есть также не медийные, например, персоны, вот, про которых я знаю, я знаю, что они могут интересно рассказать, вот я их приглашаю. Это наверное два типа приглашенных гостей, медийные нужны для того, чтобы больше людей начало приходить на лекции, подписалась на канал и заинтересовалась, а не медийные нужны для того, чтобы те, кто ходит, получили какую-то более глубокую такую информацию. Да, ну на самом деле иногда и какие-то не медийные истории собирают достаточно много людей вокруг себя, то есть, ну здесь на самом деле я пришел к выводу, что не угадаешь там какая лекция соберет, вот наш рекорд мы собрали 53 человека на оффлайн лекцию в субботу вечером, и на самом деле в этом плане очень интересно, ты пишешь кому-то с предложением, ну вот я от себя пишу, но в принципе люди всегда готовы рассказать, поделиться своим опытом и это интересно, то есть я не ожидал, что нам никто не отказывал, кого я приглашал вести у нас лекцию, вот это очень классно, люди очень отзывчивые в урбанистике оказались. Заодно ты еще с ними знакомишься, то есть если вы в своем городе хотите провести лекцию и хотите сами тоже как бы накапливать социальный капитал в этой сфере, то вполне можно пытаться организовывать такие лекции, привлекая СМИ, привлекая вузы, привлекая местные какие-то сообщества и самим при этом знакомиться с интересными спикерами. Да, то есть я за этот год с огромным количеством познакомился, причем если раньше я за ними наблюдал, там где-то был подписан, читал их статьи, такой вау, круто, теперь там меня где-то лайкают эти люди, поэтому это клево и причем, ну я здесь подчеркну, мы это делаем без каких-либо вложений, то есть у нас, ну так как мы студенческая организация, у нас по сути нет бюджета и не может быть там доната, мы тоже не можем собирать, то мы, ну то есть это все делается по сути, по такой договоренности, какие-то лекции мы проводим в стенах университета, какие-то вот как в Севкабельпорте получилось организовать, поэтому, ну то есть мы без каких-либо серьезных вложений, опять-таки те же самые местные СМИ с радостью готовы рассказать про такое мероприятие и это очень сильно прокачивает свои соцсети и потом уже проще набирать. Если тебя пригласят в какой-то город, пойдешь? Меня приглашали в Петербурге, я вел лекции, то есть я где-то уже 3-4 лекции рассказал, где меня именно приглашали, просто у нас в клубе есть такое правило, я никогда не буду спикером своих лекций, потому что мне кажется это неправильно. Слушай, мы хотим, чтобы наш подкаст был не только интересным, но и полезным. Ты сказал пару новых слов, что урбанистика бывает разная и упомянул, что есть рыночная урбанистика, еще есть фемурбанистика. А можешь пояснить немного, рассказать, что это такое? Да, рыночная урбанистика это способ взаимодействия среды, когда запрос идет условно снизу и это решается не каким-то навязыванием города, каких-то методов, а к этому приходят сами люди, что это необходимо. То есть условно парковки необходимы и поэтому вводят платную парковку, а не сверху происходит навязывание города. Плюс это в целом про, от слова рыночная, рынок конкуренция, должна происходить какая-то конкуренция между, например, перевозчиками общественного транспорта и, например, это компания-перевозчик не государственная, а частная, которая борется за контракты, вот, то есть улучшает качество обслуживания. Ну, если вот вкратце, вот так. Феминистическая урбанистика в целом это про то, что город должен быть удобен и для женщин, и для девушек. А разве есть какая-то разница, то есть казалось бы, люди и люди? Мама с коляской может рассказать, как некомфортно передвигаться по городу с коляской. Либо, например, отсутствие детских комнат, где можно перепеленать ребенка. Плюс вопрос какой-то личной безопасности, что есть некоторые места, даже в Петербурге, где темно и девушка может себя чувствовать некомфортно ночью. Я думаю, люди здесь немножечко против того, чтобы излишне концентрироваться на каких-то вопросах, например, на вопросах, там, проблем женских, имея в виду, что вообще-то, типа, проблемы есть у всех. Но фишка в том, что решая какие-то конкретные проблемы, например, проблемы велосипедистов, проблемы маломобильных групп населения, да, то есть проблемы женщин, проблемы детей, в итоге мы через эти точечные улучшения улучшаем город в целом. И если есть какая-то тема, которая может завлечь больше людей, например, привлечь в какую-то гражданскую урбанистику женщин, то это стоит использовать. Или привлечь людей, которые беспокоятся за детей, там вот, мое включение вообще в эту урбанистику, оно произошло, потому что я забеспокоился, а как мои дети проживут свои, там, годы, как они смогут безопасно достигать школы и возвращаться обратно. Это было для меня триггером, через который я начал размышлять, а почему здесь стоит забор, а не будет ли такого, что ребенка из-за этого забора не увидят и собьют, когда он выйдет на пешеходный переход и так далее, и так далее. Если кого-то увлекает тема помощи женщинам, решение проблем, а там действительно есть одно дело, когда я сильный мужчина тащу коляску, и совершенно другое и другие возможности у человека, который на 30 процентов в среднем статистически легче и слабее меня. Проблема в том, что лицепринимающие решения действительно часто смотрят из своей картины мира. Вот пример, который мы вчера обсуждали, когда велопарковка стоит наверху, и до нее надо подняться по лестнице, и когда спрашиваем, а почему она там, почему ее не спусти вниз. Нет, вопрос был такой, я говорю, слушайте, пандус неудобный, он змейка, мне сложно на велосипеде по этому пандусу подниматься, поворачивая. Да, и какой ответ? И ответ был, да, зачем ты пользуешься пандусом, возьми велосипед в руки, да подними его наверх. И тут возникает вопрос, а как там, я не знаю, бабушка на велосипеде должна поднять его, да и просто девушка многим будет очень неудобно поднимать велосипед, тяжелый, да, это ненормально. А человек реально не понимает, что здесь какая-то проблема, для него это нормально, он взял руки и пошел по лестнице, побежал. Не-не, он никогда этого не делал, он просто представил, что это удобно делать, потому что на самом деле человек, который постоянно катается на велосипеде, он знает, что кататься на велосипеде легко, а вот, например, постоянно спешиваться и залезать на него обратно, это, ну, добавляет ощутимой тяжести, и ты просто будешь использовать велосипед на более короткие расстояния, если тебе нужно постоянно спешиваться, тем более поднимать его на руки и так далее. Катиться легко, а все остальное сложнее и ухудшает практику использования. Да, и мне кажется, фемурбанистика, как и урбанистика, нацеленная на доступный город, на малопобильных, например, и так далее, в общем, разные роды урбанистики, которые берут отдельные группы населения, они вот очень хорошо подсвечивают вот эти проблемы и делают город удобным для всех. Фишка в том, что они не делают город хуже для других, делая удобно для женщин, мы делаем город лучше для всех. Да, но обычно, когда мы говорим, давайте делать более удобный город для велосипедистов, большинство водителей воспринимает это в штыки, потому что они ожидают, что сейчас, во-первых, у них отберут там полосу движения, им меньше будет дороги ездить, во-вторых, эти велосипедисты будут вот ездить мимо и мешаться, и их будет неудобно там обгонять, или их можно сбить, да, это же все это неудобство создает. Друзья автомобилисты, не беспокойтесь, когда появляется больше велосипедов, на дорогах становится меньше машин, просто потому что люди пересаживаются с машин на велосипеды, это статистика. Чем больше велоинфраструктуры, тем проще ездить на машине. Я автомобилист, прошу вас, давайте развивать велоинфраструктуру, чтобы мне было проще ездить. Ну да, в этом плане я согласен. Еще пример, в Петербурге проводили транспортную реформу и проводили люди, которые в основном едут на служебном автомобиле, и вопрос, какую транспортную реформу они могут провести, если они не являются пользователем, они не знают, каково это перемещаться на общественном транспорте. По крайней мере, я таким вопросом себе задавался, ну и в итоге транспортная реформа получилась, по сути, косметической у нас. Более того, самого высокого уровня ЛПР, они вообще пассажиры, то есть, как правило, мало того, что служебный транспорт, так еще и водитель, то есть, они вообще не пользуются этой инфраструктурой, и для них работает профессионал, профессия которого, вот в этом городском движении, независимо от того, что происходит вокруг, нормально ехать. Конечно, ориентироваться на профессионалов тяжело. И еще один пункт завершения, наверное, этой темы, хочу отметить, просто подумайте, как много вы видите, например, родителей с колясками в центре города. Много ли их там гуляет? Даже если там хорошая среда, там парки или еще что-то, места приятные для прогулок, но я вот лично их практически не вижу. А в метро, много ли вы видите родителей с колясками? Потому что вся эта среда, она не приспособлена для всех, кроме молодых и здоровых, там даже бабушек не очень сложно встретить. И это ненормально, и нам кажется, что это нормально, потому что, ну, наверное, им не нужно ездить, но нет, эта среда для них враждебна, и поэтому они туда не идут, но могли бы и хотели бы, наверное. Ну да, наши города для сильных, а про слабых иногда забывают.
Я видел у тебя посты про высотки, тоже такая острая тема, я бы сказал, очень много споров вызывает и есть разные мнения на этот счет. Скажи, пожалуйста, что ты думаешь про высотки в городах? Я не против высоток как такой районной доминанты, то есть если это одно здание, но в среднем, конечно, должна быть среднеэтажная застройка, то есть это где-то 5-9 этажей и еще большой вопрос, высотки у нас в основном именно такими точками, свечками, когда на большой территории ставят несколько высоток, по нормам инсоляции они находятся далеко друг от друга, у них нет какого-то своего обособленного двора, и здесь проблема именно в типе застройки, то есть не микрорайонный должен быть, а квартальный. Есть множество исследований, что плюс-минус количество квадратов сохранится, просто это будет более компактный город, где может развиваться бизнес, где будут свои обособленные территории, дворы я имею в виду, где можно наладить общественный транспорт, то есть такой город будет более комфортным. Среднеэтажная застройка это что? Это человеческий масштаб, чтобы условно с самого верхнего этажа этого здания можно было разглядеть человека, увидеть, если в таком районе будет какая-то городская доминанта, 25-этажное здание, потому что есть люди, я вполне верю, которые там хотят жить на каком-нибудь высоком 25 этаже, вот поэтому я вполне верю, но не все такие люди, вот поэтому для таких людей можно какую-нибудь одну высотку построить, то есть урбанисты не против высоких зданий, они против такой микрорайонной застройки, которая, ну у нее на самом деле много экономических минусов, которые не позволяют нормально содержать территорию, но при этом девелоперам действительно дешевле строить именно такого типа здания, но здесь как раз таки постепенно приходит понимание, что вот эти новые районы, где среднеэтажные здания, 20 этажей, они не совсем комфортное жилье, не то место, где хотел бы жить человек, вот и поэтому действительно понемногу меняется и сами застройщики меняют подход к своему строительству, ну я думаю все слышали там про нашу Мурина, Девяткина, вот поэтому если меня, не знаю, будете вы спрашивать, ребят, что с этим делать, я отвечу, я не знаю, то есть по сути проблема этого жилья, в отличии, например, от запада, в западе, на западе такое жилье строили социальное, то есть оно принадлежало государству, а у нас это все частное жилье и как решать эту проблему, ну по сути городу нужно выкупать эти квартиры, сносить эти постройки и строить что-то новое, хорошее, комфортное, вот, но это же огромное средство, вот, поэтому честно не знаю, что делать с этими новыми районами уже построенными, хорошо, что хотя бы вроде как прекратилось активное строительство, прекратилось таких районов, то есть постепенно все-таки приходит к квартальному типу. Ну слушай, вот например в разных юго-восточных Азиях вполне себе новые районы строят также и их вполне себе можно сделать гораздо более уютными и качественными, это понятно не сравнится там с квартальной застройкой, с малоэтажной застройкой по уюту, но типа довести качество подобного жилья за счет инфраструктуры вокруг, за счет сообщества и прочего до уровня, когда там приятно находиться, не стыдно и вообще в целом нормально вполне возможно, то есть не стоит воспринимать такие районы как некую дыру, где невозможно добиться чего-то хорошего, возможно, но потребуется усилие. Возможно, если изначально планировать с какой-либо инфраструктурой дополнительной, там социальной, с рабочими местами, то да, но то, что сейчас у нас построено, там проблема социальной инфраструктуры, там полная отсутствие каких-то рабочих мест и поэтому происходит в городе постоянно маятниковая миграция, что ну по сути вот в Мурине сейчас 100 тысяч человек и эти процентов 50 населения, они выезжают из Мурина и едут там в центр города на работу в офис, 30 процентов в Петербурге автомобилизация, автомобильопользование, наверное, вот как раз таки в Мурине там есть метро, это большой плюс этого района, но там случается в метро пробка, что люди выстраиваются в очередь, чтобы войти в метро, причем очередь достаточно длинная, вот поэтому действительно если мы говорим про азиатские примеры, можно построить что-то комфортное, где будет приятно находиться, но все-таки это не про те новые районы, которые были построены в десятые. Ну подожди, вот смотри, как комплексно можно подойти, то есть надо, во-первых, сделать так, чтобы там появилась социальная инфраструктура, во-вторых, чтобы там появилась бизнес инфраструктура, чтобы можно было там размещать офисы и никуда не уезжать, нужно сделать общественный транспорт туда, поработать.Хорошенько с озеленением, сделать, соответственно, внешние парковки, а хаотичную парковку жесточайшим образом запретить, уменьшить ширину дорог, чтобы можно было как раз людям спокойно гулять по зеленым площадкам. Вот как бы, типа, у нас был специальный выпуск, который называется «Изменения», который нужно просто сделать в российских городах, в больших городах. Ну и, соответственно, оно примерно туда и ложится. Я бы еще добавил, перед всеми этими пунктами, что участок, который планируется к застройке, его нужно разделять между застройщиками, чтобы была разная архитектура. У нас есть район, «Солнечный город» называется, квартальная застройка, то есть, в принципе, вполне такой неплохой район, комфорт класса, но проблема в том, что все дома построенные там, они одинаковые. То есть, я там жил какое-то время, и я первые разы, когда туда приезжал, я не понимал, на какой остановке мне выйти, потому что все дома одинаковые, и я путался. Вот, то есть, чтобы… Я из города Набережные Челны, там все дома одинаковые до сих пор, и для жителей это, на самом деле, не критичная проблема, ты очень быстро начинаешь ориентироваться в этом городе, для тебя типа разнообразия в каком-то смысле хватает. Для приезжих это выглядит дико, ну то есть, люди не могут вообще понять, как тут можно жить, а для местных все кварталы разные. Архитектурное разнообразие всегда полезно, оно как минимум стимулирует людей больше передвигаться спокойно там пешком и на средствах социальной мобильности, да, потому что тебе становится интереснее. Во-первых, во-вторых, тебе проще объяснить, куда там прийти, как прийти, ну и люди чувствуют себя лучше в такой среде. Вот, ну и ещё, насколько я знаю, Набережные Челны это уже в Советском Союзе формировалось, когда не было там частного рынка, вот, поэтому, ну а здесь уже это в нашей современной России, где капитализм, вот, поэтому, чтобы была какая-то конкуренция, то вот Солнечный Город это 220 гектаров, поэтому 200, ну там вот одна пятая из этих 220 гектаров это однотипные, во сколько там, девятиэтажные здания, то есть, ну безусловно архитектурное разнообразие должно быть, иногда застройщик делает настолько ужасные проекты с точки зрения архитектуры и вида, то есть какие-нибудь кислотные цвета добавляет в проект, и вопрос того, чтобы архитектура была ещё качественной, но при этом она шла в ногу со временем, а не была копиркой каких-то классических стилей, классицизма, вот, то есть, ну мне кажется архитектурно, то есть каждый этап оставляет свою архитектуру, там вот есть центр Петербурга, где есть там барокко, классицизм, там есть советский конструктивизм, вот, сейчас у нас всё плохо с архитектурой, и в принципе архитектура, дизайн в последние 20-30 лет никак не развивались именно массово, какие-то точные постройки можно отметить, но в Петербурге, по крайней мере, именно массовое строительство, по пальцам можно пересчитать жилые комплексы новые, которые не режут глаз вот так вот. Слушай, ну приезжай к нам в Иннополис, у нас здесь современненько, но в рамках этого современного единого стиля довольно разнообразненько выходит, приглашаем, билет от Петербурга до Казани стоит порядка 2500 рублей, можно приехать на выходные, мы тебя из Казани привезём в Иннополис, покажемся. Мне очень сцепила тема в продолжении урбанистики города для разных групп населения, тема города для подростков. Сейчас это, мне кажется, большая боль бить городов, потому что люди взрослые, серьёзные, закрывают глаза на проблемы подростков, кажется, что если их не видно на улицах, то их как будто и нет, а вот эти какие-то всплески, когда они вдруг себя в чём-то проявляют, им кажется, что это родители не доглядели, родители виноваты, что не смотрят за своими детьми. Ну и действительно, у лиц, принимающих решения часто дети бывают в каких-то специальных школах, платных, ещё как-то целый день чем-то заняты и в этих всех уличных активностях не участвуют, а большинству обычных детей просто некуда пойти в наших городах, нечем заниматься, они находят себе какие-то злачные закутки, где их никто не видит, где они могут без глаз взрослых заниматься своими делами, но в итоге никто практически не занимается тем, чтобы в городе создать какую-то среду для подростков, если ты об этом думаешь. Ну я в принципе согласен с тем, что ты сказал, действительно сейчас в основном такие пространства для подростков в крупных городах это торговые центры, и поэтому… А, да, когда мы спрашиваем, а вот что делать подросткам, куда им пойти, вот им нужно пространство, чтобы они могли спокойно там своими делами заниматься, получаем ответ в духе, так вот у них же есть школа, там есть библиотека, они могут там посидеть. Да, в этом плане, но опять-таки нужно понимать, что в данный момент наша школа, ну возможно со мной могут кто-то не согласиться, но это по сути такое враждебное пространство, из которого хотелось бы побыстрее уйти, там нету именно комфортного места, куда бы ты мог прийти, там что-то поделать, пообщаться, то есть есть по сути классы, но в классах не особо, опять-таки я даже не говорю про какой-то ремонт, в целом место, то есть место такого, по крайней мере в таких типовых советских школах, оно не предусмотрено. Было бы классно сделать, например, библиотеку в формате каворкинга, как это часто делается, чтобы можно было просто прийти почилить, была бы тихая зона, шумная зона, может быть место для мероприятий, и в идеале еще отдельный вход в эту библиотеку, чтобы можно было, как сказать, прийти туда в таком нешкольном формате, то есть одно дело, когда ты через общую проходную заходишь, у тебя в голове те же самые мысли, а другое дело, когда ты через отдельный вход зашел, посидел, поделал свои дела, пообщался, не спрашивая никого. Вот я как раз таки был где-то два месяца назад в такой школе, где в библиотеке создали пространство подобие каворкинга, то есть там все равно есть какие-то условия, но при этом любой школьник может туда прийти, посидеть, там есть места как одиночные, так и для компаний, они могут там взять ноутбуки, там можно взять проектор, чтобы какое-то мероприятие такое провести, но это одна школа, которая победила в проекте Твой бюджет, и они вот сделали такое пространство. В Петербурге много школ, и получается куда еще могут подростки идти, почему-то многие архитекторы, проектировщики считают, что у нас все подростки спортсмены, все любят спорт, стадионы, воркаут зоны, и нет, не все, то есть да, там наверно какая-то часть мальчиков действительно пойдет в футбол пинать мяч, но по сути оставшиеся части куда идти, особенно зимой, то есть еще летом ладно, можно на улице погулять, хорошая погода, но зимой по сути им кроме как торгового центра податься некуда, и например вариант Финляндии, что библиотеки переосмысливают и делают именно как такое пространство, куда бы мог прийти любой житель района, но мы говорим именно про подростков, куда мог любой подросток прийти, посидеть в интернете, как-то на какие-то мероприятия, то есть в этом плане, ну мы конечно не подростки, но вот студенты у нас в ЭТМО, есть как раз и вот такие тихие громкие каворкинги, библиотеки, вот я сейчас в таком, чтобы вы понимали, вот, то есть мы можем сюда абсолютно в любое время прийти, он работает 24 на 7, здесь есть интернет, есть места, да, кофемашина вот стоит, вот. Но каворкинг это все-таки немного другая история, это для взрослых в том плане, что на каворкинг нужны деньги, у большинства подростков нет возможности платить ежедневно за каворкинг. Так нет, смотри, ну в тех же самых, у нас же есть государственные библиотеки, если там создать такое пространство, это место, которое содержится в налоге, то есть по сути там все скидываются на него и поэтому его можно организовать бесплатно. В Казани библиотеки уже начали переделывать подобный формат, начиная как с центральной библиотеки, так и небольшие мелкие тоже, Ленар, кстати, люди ходят и в Москве тоже. Казань все-таки это очень прогрессивный регион, вот, поэтому в Петербурге тоже начали постепенно, но все-таки есть такая, не знаю, может зашоренность, что вот это нельзя, ну то есть есть все равно такое представление о библиотеках, что это не такое крутое пространство для молодых, активных и современных, ну то есть здесь вопрос еще брендинга и такой подачи, то есть у меня просто по бакалавриату я маркетолог и вопрос именно брендинга, как-то переосмысление и донесение этой информации до тех же самых школьников, подростков, студентов, вот это тоже важно, ну да, то есть я согласен, есть уже места, куда можно просто прийти, это именно бесплатные места, не платные рабочие коворкинги, вот где можно провести время, вот и это такая действительно альтернатива, ну и плюс еще, наверное, важно говорить про уличное общественное пространство, но по сути зон для подростков очень, то есть есть детские площадки, там до 12 лет, там до 14, а вот с 14 и там условно до 20, у тебя по сути нет места, про тебя забыли, вот поэтому это проблема и, например, когда мы там какие-то проекты делаем, предлагаем и мне кажется каждый может вспомнить, что действительно ему некуда было, если он не занимался нигде в секции, там не любил спорт, мало места, кроме дома и торгового центра, куда он мог пойти, посидеть, выйти с друзьями, вот поэтому это действительно проблема. А что, например, конкретно вы добавляете в проект? Смотри, мы делали проект преображения территории ДК Невского и сам ДК Невский, дом культуры Невский, сейчас это заброшенное здание, но сам ДК Невский мы, в принципе, предлагали из такой площадки, где сейчас там просто разруха, сделать различные, ну что вот интересно сейчас нынешней молодежи, сделать различные комнаты по интересам, там подкаст студии, там ну даже те же самые какие-нибудь тикток зоны, ну что-нибудь такое, вот, то есть те же самые коворкинги, где куда можно было прийти, опять-таки, так как это ДК принадлежит городу, предполагалось бесплатно, а экономика проекта работала бы, то есть мы размещали на первых этажах бизнес, там разное, когда ты молод, ну там мне кажется многие пробовали как-то моего возраста какой-то блог вести, там вот я могу сказать, у меня был такой youtube канал, куда мы с другом выкладывали видео, это правда испанский стыд, если сейчас посмотреть, но вроде, по крайней мере, я не смог найти тот youtube канал, вот и слава богу, но то есть такая зона, где бы можно себя было как-то реализовывать, плюс опять-таки, сейчас многое дает, ну многое связано с компьютером, то есть и условно наличие wi-fi и место, где ты можешь присесть, там на удобный какой-нибудь пуфик, это уже в принципе, ну как вариант проведения времени, то есть вот, поэтому, ну какие-то такие штуки. От себя добавлю пример, когда у нас в Татарстане, в одном из райцентров, инициативные ребята сделали такой проект, что договорились с местным муниципалитетом получается, выделение пространства в местном ДК, собрали активных школьников, они сами там наштурмили, придумали, как должно выглядеть пространство, в котором они хотели бы находиться вот после школы. Получили небольшой бюджет муниципалитета, это все обставили, организовали и сами школьники этим пространством руководили, придумывали какие-то мероприятия будут, сами контролировали порядок, вот и такой очень интересный эксперимент и вполне успешно, он там несколько лет работал, не знаю как сейчас, просто можно тоже делать. И еще один пример, вот у нас есть большая программа, парки и скверы Татарстана, в каждом районе сделали очень классные парки, действительно хорошо проработали и очень хорошо подключали именно в паркованное участие жителей, и в том числе делали отдельные воркшопы именно со школьниками, и школьники придумывали какие там пространства должны быть, чтобы им там хотелось находиться, чего бы они хотели от этих мест, как они там планируют проводить время, вот и очень интересные результаты этого всего мы видим. И причем в отличие от взрослых, например, у подростков, у них не такая большая насмотренность, но у них еще работает фантазия и иногда они действительно очень интересные различные штуки выдают, это возможно даже не будет очень реалистично, но это будет очень классно и уже наша проблема, как таких проектировщиков, что, ну как обыграть это и реализовать их идею. Я думаю нам пора уже завершать, мы много о чем поговорили, было интересно. Наш канал, он про урбанистику максимально простыми словами навсегда так и останется, мы будем всегда стараться максимально просто про это говорить. Подписывайтесь на всех популярных платформах, мы есть на Apple, Music, VK, YouTube, везде, на YouTube иногда выходит видео, но в основном это аудио формат. На каждой платформе нам очень полезны ваши лайки, как подкасту, так и отдельным выпуском, это помогает продвигать здоровую урбанистику в России и помогает увеличить количество людей, которые пытаются сделать наши города лучше. Найти легко, то есть делаем поиск по слову мамкин урбанисты и собственно все находится. Найти каналы Даниила также довольно просто, это вороньи мысли urban club, мы разместим ссылки на эти каналы в описании, разместим Даниил если ты не против твой телеграмм, чтобы можно было написать тебе, если у кого-то будут вопросы или например желание у себя в вузе создать подобное студенческое сообщество. И мы также разместим ссылку на блок-схему нужен здесь забор или нет, довольно простая блок-схема, где отвечаешь да нет поэтапно и приходишь к результату, что надо делать, то есть успокоиться, потому что забор здесь нужен по ГОСТу или попытаться его законными методами попросить снести из этого места. Ну да, если кто-то захочет написать, пожалуйста, я в этом плане всегда даю общение, это круто. Спасибо парни, что позвали, было очень интересно пообщаться.
Платформы