Получается, что на огромный город построены пара десятков километров велодорожек, новые велодорожки строятся только в тех местах, где широченные улицы, где есть возможность просто добавить велодорожку. Что еще происходит в городе с точки зрения развития велоинфраструктуры? Да, я должен сказать, что у нас построено уже все-таки 150 километров велодорожек. Но в масштабах Петербурга, в масштабах мегаполиса это, конечно, капля в море. Для сравнения, у нас автомобильных дорог протяженность 3300 километров. И 150 километров, это, конечно, ни о чем. Учитывая, опять же, что в отличие от других городов, где велоинфраструктуру планомерно строят определенные сети, либо это делают какую-то квартальную сеть, сначала делают сеть велоинфраструктуры в одном квартале, в другом соединяют, делают вот такую вот разветвленную сеть, либо же это делают маршруты от окраин к центру, у нас строительство велоинфраструктуры довольно-таки хаотично. То есть в этом году строят в одном районе, например, 5 километров вдоль какой-то улицы, в следующем году делают в другом районе, там 3 километра на одной улице и еще в третьем районе, там 2 километра на другой улице. И получается у нас такая вот мозаика из участков небольших велодорожек, которые не соединены друг с другом и, соответственно, для того, чтобы попасть с одной велодорожки на другую, надо как минимум проехать через целый район. То есть получается такое ощущение, что как будто их делают не для того, чтобы создать связанную велоинфраструктуру, а просто потому что модно и вот в некоторых местах поэтому иногда из-за моды появляется. Это, наверное, даже сейчас не модно, а просто есть определенные, пока еще действующие нормативы по созданию велоинфраструктуры, что вот каждый год вы должны делать определенное количество велодорожек, которые были заложены предыдущей администрацией и чиновники, пусть не хотят, все-таки должны их соблюдать и хотя бы для галочки делать хоть какие-то велодорожки. Но так как у них нет заинтересованности в том, чтобы делать качественно, в том, чтобы делать безопасно и комфортно, они делают вот такие небольшие кусочки, очень удобные, не всегда безопасные, разрозненные, ну и получается такая велоинфраструктура для галочки. Понятно. А в каком районе Петербурга ты живешь и в каком районе Петербурга работаешь? Я живу в Невском районе и вот у нас два года назад как раз появилась велодорожка на протяжении всего проспекта Большевиков неподалеку от моего дома и благодаря ей я могу доезжать, например, на велосипеде от дома до метро и дальше уже на метро доезжать до работы. Получается, оставляешь велосипед около метро? Да, я оставляю велосипед в метро, мы тоже добились в прошлом году, чтобы у этой станции метро наконец-то поставили велопарковки, потому что там все пандусы для маломобильных граждан были увешаны велосипедами и инвалиды жаловали, что им на колясках просто не проехать, так как выпирающие рули им просто блокировали проезд. И, соответственно, я оставляю приехав в метро велосипед там, еду на метро и дальше там уже либо пешком, либо на каком-нибудь прокатном самокате или велосипеде добираюсь до работы. Прямой путь у меня занимает где-то порядка 13-14 километров, я еду на велосипеде, и только в одном месте я пересекаю велодорожку, точнее, велополосы на Фонтанке, я проезжаю по Невскому проспекту, который пересекает Фонтанку, и вот в одном месте я пересекаю велополосы и больше я велоинфраструктуры не пользуюсь. А на проспекте Большевиков, кажется, есть велодорожки, но они не попадают под твой маршрут? Да, но я еду по параллельному Искорскому проспекту, потому что мне ближе и удобнее, а с велодорожками еще на проспекте Большевиков и вообще вот этим типом велодорожек, расположенных на газонах, еще такая проблема, что на перекрестках они разрываются, то есть нет велопереездок на перекрестках, то есть, чтобы мне, например, проехать по этой велодорожке, мне надо будет на каждом перекрестке спешиваться, переходить, ждать там вот эти дикие светофоры, светофорные фазы там по полторы-две минуты, вот. И, соответственно, вот если я буду двигаться по велодорожке, я проеду то же самое расстояние, что по обычной дороге, где-то раз, наверное, в полтора, мне дольше, чем по обычной дороге. То есть, если вы хотите, чтобы люди ездили на велосипедах, нельзя заставлять их спешиваться постоянно, потому что, ну как, если провести аналогию, это как будто заставить автомобилиста на каждом сигнале светофора выходить из машины, обойти ее, обратно сесть, ну, вроде не сложно, но это абсолютно другое качество поездки, если тебе приходится на каждом светофоре совершать такой маневр. Получается, что ты всегда пользуешься возможностью на велосипеде доехать до метро, потом на метро, потом снова на каком-то транспорте или пешком, а не пробовал ли ты просто напрямую до работы ехать на велосипеде? Ну, я езжу в зависимости от ситуации на дорогах, от погоды, то есть, например, если хорошая погода, то я еду на работу на велосипеде, езжу круглый год и летом, и зимой, ну вот, например, если, скажем, идет какой-то дождь, то мне проще доехать на велосипеде до метро и уже на метро дальше до работы добираться. Или у нас, например, когда бывает такой период около нулевой температуры, то отцепили, то грязь, и из-за реагентов дороги превращаются просто в море грязи, соответственно, мне жалко мой велосипед, что там буквально 1-2 поездки у меня цепь просто превращается в что-то ржавое и непонятное. Вот, поэтому, естественно, я тоже там, например, доезжаю до метро, оставляю там велосипед и еду уже на работу. Когда условия позволяют, то есть это либо зимой уже когда установился четкий минус и уже вот эти реагенты не работают и, соответственно, нет опасности, что мой велосипед развалится от ржавчины, вот, я езжу спокойно на велосипеде на работу, ну и летом, соответственно, тоже. Интересно, я никогда не думал о том, что вот эта смесь, она действительно может быть настолько агрессивной для велосипеда, но особенно для цепи, естественно. Да, ну вот у нас где-то лет 10 назад предыдущий губернатор Полтавченко одно время по многочисленным жалобам петербуржцев запретил использовать реагенты и буквально 2-3 года это были прямо вот идеальные зимы для поездок на велосипеде, потому что коммунальщики делали снежный накат, не использовали никакой соль, никакие реагенты и то есть можно было там спокойно пару недель кататься на велосипеде, только встряхивать снег и там раз в две недели почистить цепь, смазать ее заново и она блестела как новенькая. Сейчас с новым губернатором Бегловым, который начал свое правление с провала вопроса уборки снега как раз зимой, видимо коммунальщики получили распоряжение затапливать город реагентами по полной программе, поэтому у нас сейчас сыплют просто горы соли и соответственно цепь буквально за одну-две поездки превращается просто в какой-то кусок ржавчины. Интересно, а в те годы, когда не использовались реагенты повысилось ли как-то количество ДТП или может быть количество пострадавших пешеходов, которые подскользнулись и упали? Честно говоря, я не отслеживал в те годы вот эту статистику, поэтому ничего не могу сказать, но вот я не помню, чтобы были какие-то публикации, что там, не знаю, транспортный коллапс, какие-то массовые пробки или какие-то гигантские очереди в травмпунктах, мне кажется, что эти зимы прошли себе вполне спокойно, то есть где-то использовали например песок для посыпки тротуаров, чтобы все-таки не было скользко, но не использовали вот эту техническую соль и соответственно за счет этого делали снежный накат и как-то по нему было вполне себе удобно ездить, по крайней мере на велосипеде, то есть я помню, что я довольно устойчиво ехал и даже нигде не падал, то есть не было какой-то такой нализи. Ну вообще я по своему зимнему опыту заметил, что велосипед на снегу и даже на льду, он устойчивее, чем даже человек, просто видимо потому, что площадь соприкосновения в итоге получается довольно большой, это даже обычный велосипед, не говоря уж о каком-нибудь специализированном зимнем фэтбайке. Как ты обычно ездишь по улицам, это тротуар, проезжая часть, ну понятно, что если есть специализированная велодорожка, наверное, едешь по ней. Да, если я встречаю велодорожку, то как законоподслушный человек я еду по ней, какой бы она кривой и неудобной ни была, если нет, то естественно я двигаюсь по проезжей части, по правому краю, но опять же, так как у нас всё-таки не весь город удобен для поездок на велосипеде по дорогам, я выбираю места, где всё-таки меньше автомобильный трафик и, соответственно, меньше риск, что тебя кто-то заденет или садит. То есть там, например, в каких-то местах, где я знаю, что очень плотный автомобильный трафик, там, например, на мостах или путепроводах, то есть я там нахожу какие-то альтернативные маршруты, где нет такого трафика, где можно спокойно проехать и знать, что там никто не будет мимо проносить засадку. Да, причем дело, наверное, не столько в трафике, сколько в скорости. То есть если бы автомобили ехали медленно, то какая разница, сколько их, а если он ездит быстро, то одного будет достаточно, даже более того, когда автомобиль ездит быстро и он один, а у водителя притупляется внимание и он может просто не заметить велосипедиста. Да, вот в самом деле скорость очень стрессово влияет на дороги, то есть даже когда уже привыкаешь ездить по дорогам, все равно, когда автомобиль едет с очень высокой скоростью, чисто инстинктивно как-то начинаешь пугаться. И даже как-то я помню случай, когда я ехал по трассе из Выборга в Финляндию на велосипеде и по встречной полосе, это была двухполосная дорога, абсолютно пустая, по встречной полосе ехал БМВ с какой-то очень большой скоростью, явно за 100 километров, и несмотря на то, что он ехал по встречной полосе, то есть у нас было какое-то расстояние друг с другом, я понимаю, что он меня вроде бы не должен сбить, то есть он просто пронесся как-то как молния, а все равно чисто инстинктивно я как-то сжался, как-то испугался. Это очень страшно, мы видели видео с экспериментом, где водители автобусов сажали на велотренажер и проезжали мимо них на автобусе, чтобы они почувствовали, насколько велосипедисту тяжело и неприятно, когда мимо них проезжает автобус слишком близко, то есть на английском языке это называется close pass, соответственно, это большая проблема. Да, и у нас, к сожалению, вот эта проблема, она в основном актуальна весной, когда большое количество велосипедистов появляется на дорогах, автомобилисты еще не привыкли соседствовать с велосипедистами, соответственно, очень часто проезжают просто вплотную, не замечая велосипедистов или даже подрезая на поворотах, даже на велополосах или велодорожках, то есть просто не замечая, что справа кто-то ездит, ну мне надо направо, я поехал. Бывает ли так, что тебе приходится ездить по тротуару? Бывает, но крайне редко, то есть это либо в ситуации, когда я понимаю, что это какая-то очень оживленная и очень опасная трасса, где мне вообще не комфортно и не хочется туда соваться, либо же когда, например, я после работы еду, я устал и мне как-то просто хочется, чтобы уже нет таких сил постоянно быть на чеку, на 360 градусов контролировать ситуацию, что там спереди, что сзади, что сбоку и так далее, соответственно, я понимаю, что у меня внимание немножко рассеянное может быть из-за усталости, поэтому я перебираюсь на тротуар и не спеша доезжаю до дома. Ну так, чтобы не мешать пешеходам. Да, да, конечно. Или, например, ну благодаря у нас одним из последних поправок можно на велосипеде ехать по дворовым территориям насквозь, то есть запрет для автомобилистов он остался, что нельзя насквозь проезжать транзитом, а велосипедистам как раз их вычеркнули из этого списка, то есть им можно проезжать дворы насквозь. Более того, они еще имеют приоритет, то есть во дворах есть приоритет велосипедистов. Да, да. Ну и там, опять же, нет все-таки какого-то большого автомобильного трафика и, соответственно, я могу безопасно спокойно проехать где-то через дворы, через какие-то вот такие маршруты. Питерские тротуары – это ужас даже для пешеходов, особенно в центре. Я правильно понимаю, что вообще в Петербурге стараются по тротуарам на велосипеде не ездить? Я просто сам готовлюсь сейчас к поездке в Петербург и пытаюсь понять, какие у вас, скажем так, неписанные правила в городе. Ну, в самом деле в центре города на тротуары на велосипеде лучше не оставаться, потому что либо это очень узкие тротуары, где, дай бог, два пешехода еле-еле с трудом расходятся, либо же это такие тротуары, наполненные людьми, как, например, на Невском проспекте, где просто даже невозможно двигаться, потому что очень большие потоки людей. Поэтому в центре я, естественно, на тротуары не суюсь, чтобы не мешать пешеходам, ну и все-таки в центре в основном движение более спокойное, чем где-то в новых районах. Соответственно, уже когда я переезжаю куда-то в застройку уже послевоенную и там уже широкие тротуары, уже дороги тоже шире и, соответственно, автомобили двигаются быстрее и становятся дискомфортнее, то тогда да, я уже там могу переехать на тротуар и там спокойненько доехать до дома. В целом считаешь ли ты, что Петербург, он хорош для велосипедистов? Ну, я думаю, что Петербург одна из велосипедных столиц России, потому что наш город по своей застройке, по дорожной инфраструктуре, он довольно-таки даже своими изначальными условиями он довольно удобен для передвижения. И при этом в Петербурге есть многолетние, десятилетние создаваемые традиции использования велосипеда, многочисленные велопарады, велозаезды и так далее, и так далее, то есть довольно-таки обширная велосипедная жизнь, вот и это тоже подпитывает ряды велосипедистов, то есть каждым годом на велосипед садится все больше людей, начиная как какие-нибудь покатушечники, там просто покататься в компании или съездить на какую-то вот такую развлекательную покатушку, а потом открывают для себя велосипед как вид транспорта и начинают уже его использовать именно как транспорт, ну и в последнее время еще появился дополнительный стимул, ну естественно можно вспомнить пандемию, которая стала для всего мира стимулом пересаживаться на велосипеде, и в Петербурге в 2020 году в летом был прямо велосипедный бум, несмотря на все ограничения и так далее, и мы проводили замеры, мы проводили в апреле, это был холодный день, сравнивали эти результаты с замерами прошлого года, 19-го, когда проводили летом, в июне, в солнечный жаркий день, и оказалось, что результаты замеров показали, что велотрафик не сократился, а примерно остался на том же уровне и на некоторых участках даже вырос, несмотря на все ковидные ограничения. Ну и сейчас, конечно, стимулом к тому, чтобы пересаживаться с общественного транспорта, с автомобилей на велосипеды стало ввод платной парковки, то есть два района центральных уже покрыты платной парковкой, люди начали пересаживаться из машин на метро, метро сейчас переполнено, ну и, соответственно, часть людей, которые не готовы ездить, как селёдки в бочке и не доверяют наземному общественному транспорту, который стоит в пробках, они начали пересаживаться на велосипеды, ну и буквально вчера в метро случился коллапс, это тоже, видимо, такой стимул пересаживаться даже из метро, который, казалось бы, один из устойчивых видов транспорта, независимых пробок и всего прочего, на велосипед, потому что даже в метро случаются коллапсы, когда целая ветка не работает и люди не могут не уехать, не приехать и стоят там в огромных толпах и не знают, что делать, а наземный транспорт таким потоком просто не справляется. Ну да, это очень хорошо, когда есть выбор, хочешь и если есть необходимость, едешь на автомобиле, хочешь на велосипеде, если погода хорошая-плохая, можно сесть на метро и, соответственно, или быстро доехать.