О выпуске

Сегодня общаемся с Алексеем VeloBoroda Осносовым. О том, как велосипедисты выросли из покатушек и выехали на дороги. На дорогах велосипедисты столкнулись с инфраструктурой и юридическими последствиями. Какие были кейсы, чем они закончились и какие уроки мы из этого извлекли.

Выпуск 13
Как велосипедисту не погибнуть на дорогах? (feat. VeloBoroda - Часть 2)
Алексей Оносов

Транскрибация

Добрый день, мы записываем второй выпуск с Алексеем Аносовым. Подкаст называется «Мамкины урбанисты». Мы те урбанисты, на которых все жалуются, потому что мы не имеем образования, мы не знаем, как на самом деле всё работает, но активно стараемся этому учиться и пытаемся применить то, что узнали на практике. Начинаем с малого, потом те изменения, которые мы вносим, если они нравятся людям, начинают расползаться по городу. Алексей участвует в соревнованиях, организует их и организовал в Казани велосообщество «КазВел» на примерно полторы тысячи велосипедистов, сам орудует в интернете под ником «Велоборода», и то, и то можно найти, и мы остановились на том, что каждый может создать в своём городе сообщество любителей велосипеда на базе любви к этому виду катания, как к спорту. Но Алексей имеет большой опыт решения юридических вопросов, связанных с велосипедом, потому что одно дело, когда ты катаешься в лесу, в поле, где ты никому не мешаешь, а то совсем другое, когда ты выезжаешь в город. С вами сегодня, повторюсь, Алексей Аносов «Велоборода», Ленар Шагиев и Василий Закиев, которые ведут подкаст «Мамкиноурбанисты». Алексей, привет. Привет-привет. Маленькая поправка, не хочу к себе просто «КазВел» притянуть, потому что я всего лишь соучастник в развитии его, т.е. оно уже было, я пришёл уже в базу и, т.е. помогал его развивать, т.е. это не моя история. Это ваша. Один из соорганизаторов сообщества «КазВел». Ну, на самом деле в любом сообществе всегда сложно найти момент, когда оно зародилось. Иногда можно устроить исторические дискуссии, копания и найти документ, салфетку, на которой было написано, когда два человека создали сообщество, но я считаю, что каждый участник, который присоединился, он вносит свой вклад, потому что он как минимум добавляет другим желание продолжать заниматься этой деятельностью, т.е. даже для нас подкаст – это один из поводов заниматься этим, т.е. урбанистикой в каком-то систематическом режиме. Когда мы готовим материал сюда, мы стараемся подготовить его гораздо лучше, чем если бы мы это делали только для себя. Ну и, плавно переходя к теме нашего подкаста, как вся эта велосипедная история связана с урбанистикой, по-твоему? Ну что, мы будем сейчас опять эмоционировать, будут какие-то интересные истории из моего опыта, из моей личной жизни. Она очень богато, насыщенная, велосипедная, чего только в ней нет. Кстати, сейчас я катаюсь на циклокроссе от Мериды. Так, маленький комментарий, что это такое? Ладно, комментарий. Есть разновидность шоссейных велосипедов, т.е. она стоит сверху, вот так сверху. Есть разделочные шоссейники, есть шоссейники аэро, есть шоссейники а-ля там грейвол-шоссейники, есть отдельно грейволы, есть уже грейволы двухподвеса даже, есть циклокроссы, и это всё от разновидности таких шоссейных велосипедов. И циклокросс в чём его фишка? В чём такое циклокросс? Можете набрать в интернете, кто не знает, циклокросс-соревнование. Соревнование циклокросс, и вы увидите грязных мужиков, которые валяются в грязи и получают все эти эмоции и кайф. Такое ощущение, что они взяли шоссейник, который предназначен для асфальта, и потащили его в грязь. Вот ты внешне даже не определишь, что это такое. Почему стало скучно на дороге? Потому что ты едешь, смотри, по трассе, у тебя одна и та же полоса, полоса, полоса, дорога, дорога. Вот я ездил с Нижнекамска в Казань 270 км, поверь, это настолько грустное и скучное занятие, ещё в плюс 35 примерно в августе 1920 года, и ты просто там почти засыпаешь. Вот эти мужики, наверное, уже накатали тоже тысячи и десятки тысяч километров по дорогам, и стало скучно, и они полезли изучать что-то новое, и вот это в грязь где ты рюхаешься лицом вперёд, там велосипед сверху, и вот эта вся история, этот велосипед создался как раз из-под этих соревнований. То есть, это шоссейник, который выдержит даже грязь? У него немножко геометрия почти как МТБ, чуть-чуть такая, чтобы можно было хорошо этот велосипед дёргать, дропать, то есть, поднимать руль вверх. Чуть пошире покрышечки, чем у шоссейника, допустим, на мой, можно 38-е поставить. Точнее, на 35-е – это ок, типа, больше 42 в циклокросс по международным нормам вроде бы нельзя ставить покрышки. Всё, если хочешь больше, это уже гревел, ещё немножко другая геометрия рамы, тоже руль баран, он чуть шире, это вот такие вот сейчас более современные. Гревел – очень популярное направление. Ещё есть туринг, это, кстати, тоже такое ответвление от шоссейных велосипедов. Туринг – это для тех, кто любит тулить вдолгую, повесить мешки. Вот этот вот мешок у тебя лежит. Это чей мешок? Не 200 километров, а 2000, это яхтенный мешок. Вот, вот такие же штуки, мешки, на велосипед вешаешь и везёшь с собой там палаточку, там коврик, любой велосипед, кстати, неважно какой, это уже свобода. Выехал из подъезда, поехал вправо-влево, прямо вниз, вверх – всё это свобода. Философия, романтика, свобода. Что происходит, когда вот эта свобода въезжает в город? Во-первых, мы растём-растём до определённого опыта, пускай это вы не через соревнования пришли к этому опыту, а где-то уже с каким-то комьюнити вы начинаете видеть, как эти ребята более опытные тянутся к ним, они ездят по дорогам города, и вы такие, блин, я же тоже хочу. У нас по дорогам разрешено ездить, у нас и в Казахстане одинаковые правила, с 14 лет можно выезжать на дорогу. Вот вспомните себя в 14 лет. Кто готов выехать на дорогу, где скорость потока 80 километров в час? Я сейчас не готов. Ты сейчас не готов? В осознанном возрасте? Мне на машине страшно, честно говоря, в последний раз. Я в детстве ездил по дорогам на велосипеде, но разница в том, что у нас в нашем маленьком городке в моём детстве ездила одна машина в полчаса. Да, мы с тобой, кстати, одного разлива, я 87-го, а ты 86-го. Когда мы ездили в то время, там машин было одна «Жигули», пару «Волк» по городу, газон какой-то, и всё, а сейчас-то в семье по две машины. То есть, скорость потока увеличилась, поток увеличился, больше машин, и ездить стало опаснее. То есть, если ты тогда ездил на дороге, там одна машина проедет рядом с тобой, то сейчас это уже за минуту вся сотня пробежит рядом с тобой. Соответственно, становится не опасно. Опасно. Большая скорость, манёвры, вот эти все перестроения, шашки на дорогах, которые делают автомобилисты, а ты по правилам тебе разрешено ехать по дорогу по крайней части правого полоса, даётся автобусам. По большей части развитые города пытаются сделать так. Как выглядит на самом деле? Едет автобус, который занимает всю ширину, вот этот столб. Да, он действительно широкий. Он всю ширину занимает. То есть, тут место для... тебе надо полтора метра хотя бы, чтобы у тебя было, можно было тебе безопасно объехать. И то надо... Вот ты занимаешь метр примерно, с шириной всего. Ну, есть такое понятие – динамический объём. То есть, ты на месте можешь занимать 60 см. Да, тут вдруг яма. Но в движении тебе нужно место примерно в два раза больше. Да, для манёвра. Это касается не только велосипедные машины. Ну и, соответственно, около 3-4 метра тебе надо, чтобы машина тебя объезжала. Представляешь, этот автобус огромный, красный, который объезжает тебя, на другую полосу уезжает. Естественно, тебе там сигналят, тебя прижимают, и это только с автобусом. Слушай, а по правилам велосипеды должны ехать по обочине или по правой полосе? Если нету велосипедной дорожки справа от тебя, то ты можешь ехать по проезжей части. Если она есть, ты обязан ехать по ней. И вот такой случай в Казани, где озеро Кабан, и там есть велосипедная дорожка. В Толь-Алтына есть велосипедная дорожка. И были случаи, несколько раз я еду по дороге, но есть разные виды велосипедистов, которым велосипедная дорожка просто не подходит по их ритмике и по их динамике. Они там опасны, чем окружающие. Они просто опасны там. Потому что моя скорость в городе 35-40, допустим, моя. Есть ребята, кто в городе и 40 плюс ездит на велосипедах. Куда он поедет по этой велодорожке? Там дети выскакивают, там мамочки, там ещё что-то. Но по правилам он должен ехать по этой велодорожке? Он должен ехать там. И вот это есть конфликт, мы к нему чуть-чуть попозже отойдём. Я думаю, что предполагается, что спортивные велосипедисты, кто ездят так быстро, они не должны и гнать по городу так быстро, они должны... По аналогии мы можем сказать тогда, что на спортивном автомобиле спортсмен тоже хочет ехать быстро, и вообще-то он может дрифтовать. Он умеет. На секундочку. Велосипед на проезжей части кто? Транспортное средство. Транспортное средство. У него какое ограничение по скорости? Точно такое же, как и у другого любого транспортного средства. Он едет с небольшими ограничениями лишь в поворотах налево. Ему нельзя покидать правую полосу, это будет уже обгон, ему нельзя этого осуществлять. Я говорю о том, что по велодорожке, которые часто бывают сопряжены ещё и с пешеходными дорогами, велосипедисты не должны ездить слишком быстро. На дороге это другая история, он там в потоке транспортном находится. Сегодня мы будем говорить про то, как велосипедисты будут ездить по дорогам. Всё, что про пешеходные дорожки, про велодорожки, велопешеходные дорожки – это ваша тема, будете вы её рассказывать, я про то, про езду по дорогам. Итак, что поняли? Едем по правой полосе. По крайней правой. Если нету велодорожки. И получается, есть такой конфликт, что велосипедист должен следить, нет ли там случайно велодорожки, потому что может оказаться ситуация, когда он нарушает, сам того не знаю, за забором скрылась велодорожка или за забором за кустами. За кустами. Ты его можешь не видеть даже физически. Смотри, когда у нас нет сейчас инфраструктуры, мы можем ехать по дорогам. Когда будет инфраструктура, она будет, нам придётся принять эти правила и ездить уже там, где она есть. Если у меня есть, я живу в Усадах, и у меня сделают велосипедную дорожку, я буду ехать по ней. Я буду снимать контент, я буду об этом рассказывать на весь мир, я буду радоваться там первый месяц, что наконец-то у меня появилось, я этого всю жизнь ждал. Но ты понимаешь, что она может быть не скоростная. Да пофиг, что она будет не скоростная. То есть вполне возможно, велодорожки тоже поделятся по классам. В 25 я буду ехать по ней и кайфовать. Да. У нас, допустим, берём Казань, нету на Казань сейчас, что я здесь не ошибусь, около 20 километров велосипедной инфраструктуры. Где-то так. И как ты оцениваешь эту велосипедную инфраструктуру? Это ни о чём. Это знаешь, вот плевок. Мы сделали тут, мы сделали тут, мы сделали тут, связки никакой, для чего сделано – непонятно, как использовать – непонятно. Это как если бы в XIX веке сделали железную дорогу, железную дорогу сделали от Кремля до какого-нибудь ближайшего дома министра железнодорожного транспорта и всё. И вот у нас появились первые 15 километров железной дороги. А об этом-то все кричат в СМИ. Мы сделали. Да, Тимур Кадыров, он красавчик, он пролоббировал там, допустим, Большую Красную. Но связки-то с ней нет никакой, то есть мы туда едем специально, как на экскурсию. Вот реально, мы едем с покатушкой, так, едем на Большую Красную и всё, мы вот так вот вальяжно едем по ней, потому что она у нас есть. А получается ли? Там же постоянно машины припаркованы. Да, вот мы едем для того, чтобы этих машин погонять там. Мы не можем говорить про дороги, потому что велосипедных дорожек их мало, и нам всё время приходится ездить по дорогам. Вот я про что говорю в Казани сейчас. Чтобы тебе проехать определённое расстояние, точка А, точка Б, ты не сможешь по велосипедной дорожке её преодолеть, тебе приходится ехать по дорогам. Я могу сказать, что не меньше, чем 99% взрослых людей боятся ездить по дороге на велосипеде, потому что не чувствуют себя в безопасности, и это в целом нормально. Вот и я каждый раз, когда выезжаю в Казани на дорогу, всё время думаю, что нужно делать, если с тобой произошло ДТП. Так, сфотографировать, позвонить куда-то, написать ребятам, дать информацию, что приехали ребята другие, попытаться задержать автомобиль, который тебя подрезал, найти свидетелей. И ты эти алгоритмы всё время прогоняешь в голове. Чтобы быть готовым. Чтобы быть готовым. А это происходит регулярно. Даже будучи у тебя офигенный опыт, у тебя голова на 180 влево-вправо может крутиться, у меня остеохондроза нет, потому что я вот так всё лето езжу. И я боюсь. И многие ездят, но боятся, потому что, ну а как по-другому? Ты говоришь про то, что нужно, когда едешь по дороге, во-первых, заранее подготовиться в плане юридической практики. Например, послушать этот ролик до конца. Второе – это постоянно вертеть головой. Я слышал, что, например, вот так вертеть головой – это не очень эффективно, что эффективнее делать взгляд вниз. Ну, кто как делает. Разные методики есть. Допустим, ребята, кто ездит на шоссерах, они себе зеркальца вниз ставят. Ну, вот здесь вниз, туда-сюда. Кто-то на МТБ вот сюда себе зеркальца ставит, кто ездит на шлеме, вот так зеркальца выводит. То есть, если ездишь по городу регулярно, и тебе приходится... Да, если ты регулярно. И ты знаешь, что тебе надо будет ездить по дороге, имеет смысл докупить зеркальце? Да, такое объёмное, такое сферическое. Скорее всего, в любом веломагазине стоит копейки. Да, но оно облегчает. То есть, чтобы это лишнее движение не делать, ты, мало ли, шею заклинишь, ты ещё и в стол привяжешься или в машину впереди ставишь. Окей, дальше какие основные правила движения на велосипеде по дорогам? На практике это... Ну, вот это смотреть по сторонам – это самое важное, прям вообще важное, потому что секунда, тебе нужно сделать манёвр, объехать ямку, посмотри, вот буквально полметра ямка. То есть, любое движение влево-вправо, когда ты хочешь чуть-чуть перестроиться на 10 сантиметров, сделай, оглянись. Я слышал, что для мотоциклистов и велосипедистов прямо рекомендуется специально поворачивать как поворотник. То есть, для того, кто едет сзади, это показатель того, что мотоциклист или велосипедист собирается поворачиваться. Я это всегда делаю. Даже если я вижу чуть-чуть, препятствие находится там 20 метров, я понимаю, что я буду делать манёвр, за руку вот так сделаю, влево уберу руку заранее. Это по правилам прямо поворотник. Потому что я сейчас буду делать манёвр, во-первых, я ему не даю проехать, потому что я высунул свою руку, если он проедет за день, то я могу упасть, он остановится из-за этой руки. Это не то, что поворотник, я показываю, чтобы он не проезжал. Такая стоп-линия для него. Не обгоняю. А потом начинаю смотреть, кто сзади едет. Даже если там никого нету, возможно. Я ещё использую этот манёвр, то есть, поворот головы, как указание «я тебя вижу». То есть, бывает такое, что автомобиль сзади пристроился и боится меня обогнать. В Вежливом Иннополисе, может быть, где-то ещё такое тоже встречается. Я делаю движение головой, показать «я тебя вижу», и в этот момент он спокойнее начинает обгон. Это работает? Это, скорее всего, история Иннополиса. Я ловлю зрительный контакт с водителем. Допустим… Даже если он едет сзади? Да. То есть, я смотрю, он видит меня, я хочу что-то сделать, даже без руки, какой-то манёвр, мы понимаем друг с другом, что я сейчас буду что-то делать, он сам притормаживает. Зрительный контакт поймать главное. Когда ты поймал, он видит о твоём манёвре. Ну, это как общая рекомендация даже для водителей – поймайте зрительный контакт. Зрительный контакт – важно. Как? Потому что из моих реальных опытов, когда я догоняю тех автомобилистов, которые меня подрезают, они говорят в первую очередь «я тебя не видел», «я тебя не заметил». Я говорю «то есть, дядя, 90 килограмм, метр восемьдесят шесть, на велосипеде рамы «М», задним фонарём, красной майке, и ты меня не заметил, что нужно для тебя в светлое время, то есть, не ночь, чтобы ты меня заметил». Вот так вот вытаскиваешь немножко из-за руля, пытаешься его переспросить, почему я из-за него чуть через руль не перелетел. Опыт на «Булаке» просто вот так передо мной. А я сорок еду, а передо мной машина. То есть, ты едешь, и он тебя подрезает? Да, вот он уходит налево. Направо. Направо, я еду прямо, а он просто где-то со второй какой-то полосы вот так вот передо мной. Он не понимает мою скорость потока, потому что я еду достаточно… там чуть-чуть наклона есть на «Булаке». Есть непривычно, он не понимает, как велосипед вообще себя ведёт. Да, какого… я вообще не думаю, что здесь кто-то должен ездить, кроме меня. Я же главный на дороге. Здесь никого не должно быть, кроме меня, машины и другой машины. Вот, кстати, на той же самой большой красной, где есть все велополосы, когда поворачиваешь вправо, то в голове всегда возникает вопрос – я должен перестроиться на велополосу и повернуть вправо или нет? Ответ – нет. Но это страшно, потому что ты знаешь, что есть куча лихачей, которые попытаются обогнать тебя справа, когда ты начнёшь притормаживать. То есть, ты начнёшь притормаживать на правой полосе, чтобы повернуть вправо, и тут по велополосе тебя кто-нибудь будет обгонять и врежется вбок. Вот это ещё один из рисков. Я сам вначале затронул про автобусную полосу. И вот эти лихачи, которые думают, вот сейчас поток транспортный превратился в гусеницу, когда движение идёт транспортное. Один оттормозился, и вот эта гусеница продолжает тормозное. Как это называется эффект? И вот, когда видит поток остановиться, он такой – раз! – на автобусную полосу. Я ехал же 70, я хочу так же 70 продолжить и обогнать поток. А тут-то еду я. Ну, я еду 30-35, не спеша, я хочу не вспотеть. Я еду 30 еду, 25 даже. Ну, 25 – это такая спокойная городская скорость на дороге. А у него-то 70 и 80. То есть, представляешь, я-то могу возникнуть резко, а у него скорость. И как он успеет оттормозить, и успеет ли он вообще оттормозить, и будет ли он оттормозить? И вот это вот страшно, когда люди начинают делать обгоны по той полосе, которая, казалось бы, для них – это что, это его резервная полоса, чтобы быстро преодолеть Чтобы не тормозить, да. Также эта проблема возникает и на дорогах первой категории. Знаете? Это дороги между городами? Между городами. Вот Оренбушский тракт, Горькое шоссе – это дороги первой категории с двухметровой асфальтированной обочиной, когда те же самые автомобилисты думают, что это их резервная полоса, если пробка там, то я должен ехать по ней. У меня есть даже видос небольшой на Ютьюбе, где меня даже подрезали из-за того, что я выгонял водителей с Оренбушского тракта, с этой обочины. Им не понравилось. Они меня сигналили.
Как я, как автомобилист, должен реагировать на велосипед? То есть, если передо мной едет велосипед, он занимает пол полосы, или я могу предполагать, что я могу по той же полосе рядом с ним в притирочку проехать, или я должен предполагать, что он занимает всю ширину полосы, и обогнать я его могу только по соседней полосе? Как мне к нему относиться? Вот сейчас небольшой рассказ то, как надо, и в реальную историю, которая произошла на том же Булаке. Отлично. Вот ты едешь, у нас же есть, мы говорили про боковой интервал безопасный, это должен быть он везде, то есть метр, полтора, тебе надо объехать со стороны. Соответственно, если человек хочет сделать опережение по той же полосе, у него безопасно это не получится. Сколько нужно оставить расстояния до велосипеда? Ну, это по-любому, ты выйдешь уже на другую полосу, это уже будет обгон. То есть, ты должен, двигаясь на автомобиле, если ты догоняешь велосипедиста, вот он едет, если автомобилист не может сделать обгон, потому что тут движется трафик, он едет на такой же скорости, как велосипедист, до тех пор, пока у него не будет кармана для того, чтобы он смог заехать в этот поток и уйти на обгон на соседнюю полосу. Не сигналить сзади там, уйди чуть-чуть правее или остановись, чтобы я тебя объехал. Ну, по правилам запрещено сигналить, когда не отключены. Так многие так делают. Чтобы понимал, мне КамАЗ задудел один раз, КамАЗ, но у него же этот прям вот… Хотя, казалось бы, ВЦ-категория, профессионал, да? Как у него с этим цилиндрический сигнал такой громкий, как дунул мне вот где-то вот возле моего уха, метр-полтора. Ё-моё, блин, а где я догнал его? То есть, чтобы обеспечить безопасный обгон велосипеда, мне к автомобилю нужно относиться к велосипеду как к средству, который занимает всю ширину полосы. Обогнать я его могу, только перестроившись на соседнюю полосу. Если мне не нравится, что он едет медленно, то я могу представить себе, что это трактор, и я же не могу трактор объехать в притирку, или представить, как в «Гарри Поттере», что его нет, и проехать насквозь. То есть, мне нужно относиться к нему как к широкому медленно едущему трактору. Правильно я понимаю? Да. Окей. И он имеет на это право. Конечно. Случай, который был реальный. Право Булак – там паркуются автомобили в кармане. Человек – юрист по образованию, по роду деятельности, катается на шоссере, быстро катается, потому что он мощный, физически развит, не курит, не пьёт, классный парень, ездит, естественно, по дорогам города. И вот стоит автомобиль, неважно какой, его зад выпирает на одну треть, на половину полосы в кармане, т.е. он нарушает уже два правила дорожного движения – паркуется на автобусной остановке, и его попа на проезжей части ещё стоит. То есть, мало того, что даже несколько правил – припарковался в кармане, припарковался не параллельно движению, и ещё и занял соседнюю полосу. И ты не поверишь, толком даже не смогли наказать этого человека. Почему? Мы даже ходили со съёмочной группой, я приглашал телеканал «Эфир» – молодцы, не засали, как говорится, ТНВ-шники засали «Эфир», и мы ходили к начальнику ГИБДД и заставляли их найти этого человека и наказать за то, что он так парковался, зная, где он работает, зная все его данные. А почему так получилось, что не сработало? Едет наш велосипедист, тут таксист тоже где-то едет по автобусной полосе, там же на правом блоке автобусная полоса, и вот он едет, таксист за ним едет, тоже пытается всё его обогнать, потому что нет места, там булаг очень узкий, полосы очень узкие. И тут возникает манёвр, таксист начинает с перекрёстка уходить, есть даже видео, он доказательно выдёргивал нашу камеру, видео, уходить, пытаться выйти на соседнюю полосу, только если бы этот таксист вышел чётко на соседнюю полосу и уехал бы по соседней полосе, совершив обгон, ДТП бы не было. Ну что он делает? У него помеха, таксист это видит, то есть он не широкий, шоссер ездит вот так, у него ширина, плечи, за ним видно всё, что хочешь. Он перестраивается не полностью. Естественно, наш шоссер тоже двигается немало, потому что, опять же, он не оценил его скорость, не оценил его габариты и просто не оценил, что он не должен здесь ездить, и проезжает настолько узко к этому автомобилю, что наш велосипедист Зуфаро, он пытался еле-еле обогнуть этот автомобиль, но он даже не думал об этом, и он просто рядом приезжает таксист и цепляет его дверью, обмотка-то резиновая, эту обмотку цепляет, а тут что, на скорости 40 много не надо манёвра, и просто он валится. У него пристёгнуты контактные педали, и у человека смещение позвонков, он просто физически не может встать, он лежит, основной несущий элемент сломан, не может встать, просто люди подбегают, таксист уехал, даже не понял толком, что произошло, и уехал. Понимаешь? Таксист удалось? Дальше начинается его реабилитация, начинаются юридические тяжбы. Человек ходит в корсете, он купил корсет порядка 130 тысяч, чтобы ходить как Буратино, ты можешь только лежать либо стоять, всё, больше ты ничего не можешь делать. И он так год ходил практически, вот только сейчас залез на велосипед спустя два года. Восстановился? Плавал, занимался, усиливал мышечный каркас, очень много на реабилитацию потратил. Мы начинаем идти в ГИБДД, и вот здесь начинается то, что, я как говорю, велосипед не нужен на дорогах. Приходим в ГИБДД, сидит майор, смотрим видео, вот видео с регистратора, ну, с городских камер, вот видео с таксиста. А, ну всё понятно, нарушений нет, дело закрыто. Ну, наверное, может быть такое, да, я не к тому, что этот случай, что произошло ДТП, но оно произошло без обгона, или у любого ДТП всегда есть нарушения? Так мы же сейчас только что говорили, если ты хочешь сделать, совершить безопасный манёвр, то ты должен уйти безопасно. Ты ему не оставил места, это А, а второй ты даже не ушёл полностью на другую полосу. То есть, здесь произошёл обгон, и этот обгон был совершён небезопасно. Небезопасно. Про безопасный интервал даже речи не было. Хорошо, как добились разрешения ситуации? Так оно и не разрешилось. То есть, сейчас так и осталось? Мы выиграли местный суд, Вахитовский суд, о том, что лишили водительского удостоверения таксиста. Привлекли, это был Яндекс.Такси, привет, вот, о ней привлекли адвоката, лишили водительского на год, на полтора, на два, но, похоже, Яндекс такие, блин, беспонтовый кейс, идём в Верховный суд, при том, что Зуфар сам себя защищает. Ходатайста 15 штук приносит, привлечь этого, привлечь этого, привлечь этого, практически всё, суд отказал, и Верховный суд возвращает водительское удостоверение, какие-либо там апелляции и всё остальное, оставили это дело просто по нулям. Никто не наказан, никто не… ничего. Есть вред здоровью, никто не заплатил, никто не наказан. Привлекается адвокат на стороне такси, и этот адвокат, я так понял, в Верховном суде добивается того, чтобы дело было, скажем так, разрешено без найденного нарушителя. Да. То есть в данном случае мы говорим о том, что если ты как велосипедист едешь по дороге и оказываешься в подобной ситуации, из-за такого всеобщего пренебрежения к велосипедисту можно оказаться в положении, что ты будешь просто пострадавшим, и тебе даже не выплатят никаких компенсаций, не говоря уже даже просто о каком-то моральном удовлетворении, когда человека, который привёл тебя к травме, хотя бы просто накажут за нарушение правил. Да. Окей. Тебе и поступает рекомендация от ГИБДД, типа, не катайтесь по дорогам, и будет меньше проблем. Пробовали ли спросить, а где кататься? А их это мало волнует, потому что идёт автомобилизация городов. Вот и всё, то есть мы идём в сторону того, где больше спроса. Если у вас вопрос на автомобиле, вот на автомобиле и прилетите, а вы на дороге – нет. Хорошо. А ты говорил, что есть ещё какие-то интересные кейсы для велосипедистов, которые ты можешь привести, да, и которые… Я хочу найти этого человека из чатов «Триатлонистов» и взять с ним интервью, как закончилась эта история, но, насколько я знаю, через год там особо ничего не разрешилось. Со слов в чате и его рассказов просто из текста я лично ещё с ним не общался, но хочу пообщаться. Тренировка на разделочном велосипеде, лёжа, дорогой велосипед. Надо вставить комментарий, что в Казани для любителей шоссейного велоспорта и для «Триатлонистов» фактически нет каких-то оборудованных мест, где они могли бы тренироваться. И сейчас излюбленным местом таким стало кольцо вокруг Казани-Арены. Их всего излюбленных места три. Я знаю только про одно, и там оно для этого не приспособлено. Но из-за того, что там трафик низкий, и оно таким является достаточно большим кольцом ровной дороги, там очень комфортно кататься. А когда ты едешь в тренировке, то ты думаешь о своих результатах, о времени, пульсе и так далее, и ты не так сильно думаешь о соблюдении дорожного движения. И вот Казань, полуторамиллионный город, спортивная столица России, и нету мест для спортивных велосипедных тренировок. Об этом даже говорят в Министерстве спорта, у нас нету негде тренироваться. Мы даже своих спортсменов, это не скажу кто, но в Министерстве спорта мне это сказали, своих спортсменов на закрытую трассу Таиф возим, чтобы там тренироваться. Это туда, близок к Боровым-Батюшам. Естественно, есть места три, это Оренбушки тракт, Горьковское шоссе, дорога первой категории, двухметровая асфальтированная. А больше? Сейчас уже нет. Это дорогой велосипед, чтобы вы понимали, стоимость его на тот момент, парень потратил миллион двести. Миллион двести. Одну ремарку я слышал от одного велосипедиста, такое, что среди true велосипедистов считается негоже приехать на соревнования, когда у тебя велосипед, который ты везешь на машине, дешевле, чем твоя машина. Да. То есть, трушный велосипедист – это всегда велосипед в два-три раза дороже, чем его машина. Есть даже больше кейсов в три-четыре-пять раз. Вот он едет на велосипеде. Он едет на велосипеде, обеспеченный парень какой-то, день, тренировка, и его сзади, у него скорость по-любому была 45-50 примерно, на таком велосипеде с лежачей посадкой, с маленькой аэродинамикой меньше ты не будешь ехать. Его сзади сбивает то ли двенашка, то ли четырнадцатая. Просто вот. Велосипед в труху. Это говорит мастер, который занимался велосипедом. Велосипед просто без восстановления. У человека шесть переломов, после которых он тоже порядка года восстанавливался просто, восстанавливался вообще, чтобы он мог ходить. Какой вывод? Человек, которого сбивает без страховки, без официального места работы. Это кто был за рулем? Да. Человек, недееспособен, которого сбили. Что сделать? Ничего, как в известном меме на ютюбе. Потому что до сих пор, когда какие-то были суды, какие-то решения, с этого человека нечего взять. В нашем российском законодательстве у меня тоже такая была проблема. Нет того, что ты можешь заставить человека отрабатывать свои какие-то штрафы, пении и все остальное, заставить его работать, чтобы можно было оплачивать, ну и себе на еду зарабатывать. Но там же есть механизмы, что делаются ограничения на его счета и какую-то часть заработной платы. У него нет доходов. Но он же потом будет где-то работать, наверное. Наверное. Он может всю жизнь быть фрилансом и получать просто какие-то деньги. Деньги в конверте. Да, есть огромное количество людей, алименщики, которые пытаются избежать оплаты. По сути, это целая индустрия того, как люди избегают выплаты подобных обязательных платежей, даже если на них наложено. У меня есть даже решение судана моего друга, который лежит уже 3 года, и с него нечего взять. И тут мы, получается, какие уроки извлекаем? Первое, что велосипед, в отличие от автомобиля, гораздо меньше защищает того, кто на нём едет. Вообще не защищает. Потому что в автомобиле в случае небольшого ДТП, в случае даже серьёзного ДТП, ты довольно серьёзно защищён металлом вокруг. Вышел, посмотрел, где что повредилось на машине, будучи целым, фара сломалась. А на велосипеде ты можешь упасть. Кстати, выходите аккуратно, потому что есть огромный риск вторичных ДТП. Мы всегда, когда попадаем в ДТП, находимся в неком состоянии шока и перестаём следить за тем, что происходит вокруг. И это может привести ко второму ДТП. Второй урок мы извлекаем, что ездить по дорогам аккуратно и внимательно недостаточно. Автомобилисты попадают в аварии, даже если они вообще ничего не нарушали, ехали супераккуратно, суперспокойно и очень внимательно. И точно такой же ситуацией может оказаться велосипедист, потому что водитель может уснуть. Я хочу немножко комментарий к этому сказать. Как это согласуется с тем, что мы часто говорим, что чем больше велосипедистов на дорогу выходит, тем безопаснее наши дороги становятся. У меня нет ответа на этот вопрос. У меня есть ответ на этот вопрос, что такие ситуации, которые Алексей рассказал, они как раз случаются из-за того, что водитель, который ехал, он не ожидает велосипедиста увидеть на дороге там. Поэтому мы делаем массовые заезды по городу. Допустим, интересный кейс, по пятницам мы… Все же спешат с пятницу в алкомарки заехать за продуктами, потому что пятница, пивко, кинчик, дискотеки, у кого что, все куда-то спешат. А мы в пятницу собираемся, у нас есть такие велоэкскурсии, мы с Тимуром другим проводили, и довольно такая длинная портянка по городу собирается, 30-40 человек, и мы все по дороге едем. Есть больше двух полос, можем ехать в две колонны. То есть, все по правилам. Есть одна полоса, едем в одну колонну, но это еще длиннейшая портянка. И вот мы все вот так едем. А тут автомобилистам вот здесь алкомарки, им надо туда повернуть, они ждут, пока вся эта портянка проедет. Не сигналят? Ну, попробуй посигналь. Кто-то, может быть, и сигналит. «Ты-то один там сидишь?» Это банда велосипедистов. «Ты-то один тут сидишь?» Кстати, вопрос. И вот он стоит минуту-полторы. Ну, мне кажется, это не слишком сильно решает вопрос именно готовности встречать велосипедисты на дороге, потому что одно дело – ты встречаешь колонну, и совсем другое – ты одиночный велосипедист. То есть, колонна – это некое такое событие, иногда едут автомобили, которые везут 50-метровую трубу с сопровождением и чем-то ещё, это совершенно необычная ситуация. Так вот, я хотел эти акции чаще проводить, ещё больше и чаще, на пешеходных дорожках, по городу, чтобы больше и больше о себе заявлять. Ну и получается, что каждый велосипедист, который сейчас осмеливается выехать на дорогу, он в некотором смысле как бы вносит свой вклад в то, чтобы водители привыкали. Конечно. Это тренировка. Но я же правильно понимаю, что... Но рискую собой. Во-первых, рискую собой, и, наверное, этот вклад такой относительно небольшой, потому что в городе типа Казани в миллионнике 250 тысяч автомобилей, и, соответственно, здесь нет такого, что одной поездкой ты хотя бы одной сотой процента автомобилистов покажешь, что в велосипедных дорогах бывает. Я задам ещё вопрос со стороны велосипедиста. То есть, если я понял, если я автомобилист и подъезжаю к велосипеду сзади, я его воспринимаю как транспортное средство, занимающее всю полосу. А если я велосипедист, то как мне лучше ехать? По правой стороне полосы, по левой стороне полосы или посередине? Потому что вот моё ощущение, что если я поеду по правой, то меня как раз будут постоянно затирать. Как делать? Тут зависимости от ситуации и от ширины проезжей части. Допустим, я же ещё езжу между городами, то есть, город – это одно, есть же ещё дороги за городом, там скорости ещё больше, там рядом машины 150 и 150, ну, бывает 150, то есть, без правил 110, 100 ездят, но это очень… Ехать фура в 90 рядом – это пипец как страшно. Ну, мало того, что страшно, там ещё и ветровой карман довольно серьёзный. Ветровой карман, я ещё был в дождь, в ливень, и вот эта вся водно-ветряная жижа вот так вот заворачивала меня и вот так вот… Это такое ощущение приятное. Короче, всё зависит от той ситуации. Допустим, у тебя есть две полосы, они узкие, и я понимаю физически, что два автомобиля там проезжают плотненько. Соответственно, если я еду здесь, если кто-то едет сзади, я не дам возможности разъехаться двум автомобилям и мне. То есть, три транспортных средства на этой дороге не влезут, поэтому я просто беру правую колею, автомобильную правую колею, или вообще посередине, потому что какого хрена ты всё равно сюда не залезешь. А можно всегда ездить посередине? Это же не запрещено? Это не запрещено, но типа говорится, что крайней правой полосы проезжей части, вот так. Но ведь ты едешь по крайней правой. Ну, по крайней правой, но надо прямо, говорят, правой-правей-правей, как-то там… Просто мотоциклист, у них чётко. Ехать надо посередине. Когда тебя собьют, приедут ГИБДД-шники и скажут, нехрен здесь ездить. ГИБДД-шники очень часто ошибаются, особенно когда у них нет опыта взаимодействия с велосипедами и нет… Нет опыта работы с пунктами правил, касающимися велосипедистов, и ГИБДД-шник на месте, он ничего не решает. Его задача всего лишь запротоколировать. Ну и надо признать, что пункты ПДД, касающиеся велосипедов, очень плохо прописаны, и их сложно точно трактовать бывает. Потому что мы сколько спорили о довольно простых вещах.
Есть ли сейчас какое-то сообщество велосипедистов, которое вырабатывает позицию по поводу того, как мы в существующих правилах ездим? Потому что сообщество, если оно есть, оно должно такие рекомендации выработать, чтобы всем было понятнее, чтобы не каждый сам придумывал на базе своего небогатого опыта, как ему вести себя на дороге, а мог прочитать рекомендации. Например, в Иннополисе есть собачники, и собачники выработали внутреннее правило, как мы работаем, как мы собираем какашки за собаками, что делаем с стечными собаками и так далее, чтобы как раз избегать конфликтов друг с другом, с пришлыми собаками, дворнягами например, и с обычными людьми, которые про собак ничего не знают. То есть, как бы ни хотелось, мы считаем, что надо выгуливать собак на поводке, всё, точка, это соответствует закону. Хочешь выгуливать не на поводке, надо выезжать там за город и всё остальное. Во-первых, выработать такие внутренние правила, а во-вторых, если ты как человек глубоко погружённый, юридическая часть этого сообщества, которая вырабатывала бы предложение по изменению ПДД в части велосипедов, потому что, может быть, просто никто не приносил. Приносили. Есть разные сообщества в разных городах, активности, там Южно-Сахалинск активное сообщество есть, в Москве есть, Лецбайкет, в Волгограде есть, Михаил, и это очень единичные группки, кто прям готов качать в каком-то большом масштабе. Лецбайкет пытались продвигать, даже Владимир Кумов был советником министра транспорта Российской Федерации. Привносил какие-то штуки, пытались что-то делать, но в итоге, к сожалению, Владимир Кумов покинул Россию, и сообщество Лецбайкет практически не существует. Да, в нынешних реалях сейчас таких людей, кто готов носить правки, делать какие-то рекомендации в направлении велосипедизации на дороге, таких ребят, к сожалению, нет. Это такая тонкая юридическая работа, дипломатическая работа сообщества. Это очень тонко. Ты же понимаешь, ты внизу юридического права, а чтоб достучаться туда, тебе нужно столько слоёв пройти. Ну и просто доказать, что твои предложения состоятельны, что они кому-то нужны. Ты достучался, у тебя есть две минуты, чтобы доказать. И такой, извините, а ты потратил на это полжизни. А ты доказываешь это, пытаешься рассказать это людям, у которых совсем другой контекст, совсем другое представление о городе и так далее. Ну, например, если человек никогда сам не ездил по городу на велосипеде, он не понимает, что есть такая проблема. Он говорит, ну так если есть проблема ездить по дорогам, ездите в парках. Да. Почему? В чём проблема? Вот в чём проблема. Юридический аспект, допустим, велосипедных правил пишут люди, которые толком-то и не ездят на велосипеде по дорогам, тем более. Если у тебя идёт расслоение дороги, там поворот направо отходит, дорога... То есть, если ты ездил на велосипеде в деревне или в парке, это совсем не то же самое, что ездить в город. И ты думаешь, вот сейчас я напишу правила дорожного движения. Нет, это так не работает. Тебе нужно поездить на велосипеде в городе. Естественно. Ты должен прийти в текущие обстановки, а не в обстановки 60-х, да, и написать об этом правило. Есть ли какой-то международный опыт очень хороший и правильный? Потому что, в принципе-то, правила дорожного движения, они должны быть согласованы на международном уровне. Есть ли хороший международный опыт на этот счёт? Ну, в других странах делают очень хорошие велосипедные дорожки. Начнём с этого. Даже там Париж, опыт пандемии 20-го года, как мэр просто взял, нарисовал временный велосипедный полос, а потом сказал, что так и будет. Они делают так для того, чтобы обезопасить своих граждан путём того, что где-то, возможно, юридически они не дотягивают по номенклатуре, они это просто рисуют и делают на дороге физически. И это будет правильно. Правильно ли я понимаю, что получается, с точки зрения изменения правил дорожного движения, здесь особо пространства для развития нет? Можно просто точнее прописать, яснее, чтобы всем было понятно. Конечно. Хорошо работать с точки зрения инфраструктуры, т.е. выделять сначала велодорожки, может быть, тактических выделять, как это делали в Париже и во многих крупных городах во время пандемии, потом инфраструктурно отделять их от дорог, пример Оулу, пример новых городов, которые не в таких сжатых условиях, как Амстердам там работает, а в таких более свободных условиях, когда есть возможность прямо отдельные велодорожки сделать. Я вижу ещё один аспект – это правоприменительная практика, т.е. нужно создать такую правоприменительную практику и внедрять её через штрафы, чтобы автомобилист, например, который на однополосной дороге с запрещённым обгоном подъезжал к велосипедисту, понимал – обгонять нельзя. С этой точки зрения было бы, наверное, хорошо дать велосипедистам такой инструмент, при помощи которого они сами могли бы фиксировать нарушения, которые касаются их движения, как народный контроль на что-то попроще с видеорегистратором. Но для этого нужна хорошая правоприменительная практика, а вот то, что ты говорил в самом начале про кейсы, показывает, что ГИБДД даже не просто на уровне отдельного инспектора, но и на уровне дальнейшего решения Верховного суда не готова пока предоставить велосипеду на дорогах какие-то серьёзные права. Ты же понимаешь, если Верховный суд даст на российский федеральный уровень кейс о том, что велосипедист прав на дороге, то это же резонанс? Во-первых, резонанс, во-вторых, Верховный суд – это практически прецедент. Ну да. То есть судьи на местах имеют теоретическое право в подобном случае вынести другое решение, но, в общем-то, чаще следует тому, как указал Верховный суд. Да. И неважно, что велосипедист прав в том или ином ДТП. В основном, если мы идём в суд, естественно, мы правы. Ну, у нас вообще с точки зрения автомобильной правоприменительной практики есть такой обвинительный уклон, да, есть практика наказания водителя, когда даже, казалось бы, с точки зрения административного кодекса любые сомнения должны трактоваться в его пользу, всё равно всё трактуется в пользу мнения ЕБДД, и эта практика, она повсеместная и довольно неудобная. Получается, что велосипед здесь ещё ниже в этой пищевой цепи, и в случае ДТП между водителем и велосипедистом нужно понимать, что, скорее всего, ты будешь неправ. Какой урок из этого мы извлекаем для велосипедиста? Будь готов к тому, что ты в любом столкновении будешь неправ. Это безусловно. И постарайся избегать этих столкновений, правильно? То есть не нужно, допустим, ехать и пытаться врезаться в автомобиль и потом пытаться доказать в суде. Ни в коем случае не провоцируй. Ты потратишь нервы, здоровье, деньги, возможно, ты даже и не выиграешь, но ты потратишь вот это всё ради чего? Ничего. Поэтому лучше избегать происшествий. Завалиться вправо на газончик, упасть куда-то. У нас, кстати, заборная Казань, и, к сожалению, вправо уйти очень тяжело. Да, это одна из причин, почему мы уделяем заборы. Это ваша урбанистика. Я прямо еду всё время… Когда меня прижимает автобус, а у меня вот здесь страшнющий забор, которого я просто сейчас расхлестаюсь и слева и вправо… Из которого ещё кусочек может торчать, потому что в него недавно врезался автомобиль, и там такой штырь торчит. Ты прикинь, у тебя вот тут автобус, вот так вот, вот тут забор, вот так вот, и ты вот так… Ладно, у меня узкий руль. Есть ребята-то с широким рулём по дороге ездят. Выглядит так, что в таких ситуациях просто нельзя давать обогонять себя. Вот поэтому я про что и говорю, то есть я иногда беру сюда дальше, влевее, то есть я не покидаю полосу либо посередине, либо по их траектории, чтобы они дальше где-то объезжали, и у меня был манёвр уйти вправо, безопасный, потому что какой-то дурак слева решит, что он важнее на дороге, а такое решит кто-то. У меня был бы манёвр вправо, поэтому я для этого выше и говорил. Я ещё в рекомендации добавлю то, что необходимо обязательно стараться быть более видимым на дороге. Это обязательно. То есть не просто так часто велосипедисты одевают какую-то яркую одежду, обязательно проверьте, что у вас светодрожатели на месте и включайте фонари. Хорошие фонари, передний, задний, особенно если есть риск, что вы останетесь, что вам придётся возвращаться уже где-то в сумерках в тёмное время. Такое часто бывает. Кстати, имеет смысл обратиться даже к автомобильной практике, то есть автомобилисты сейчас обязаны ездить днём со включёнными фарами, и эти фары, как правило, на порядок мощнее, чем то, что мы ставим на велосипеды. Наверное, имеет смысл на велопоездки, например, если они так или иначе становятся регулярными, брать напарника. Ну то есть найти человека, который, например, с тобой вместе из двоих усад или куюков будет ездить в центр на работу, потому что вдвоём вы уже можете вполне резонно занимать всю полосу, чётко обозначая, что вы… От двух полос. Ну да. …всю автомобильную полосу. Можно так. Так и есть. Чётко обозначая, что не нужно вас обгонять, резко повышается ваша видимость, и, в общем-то, вы в случае чего ещё сможете помочь друг другу, и как свидетели, и как люди, которые окажут первую помощь. И отбиваться от автомобилистов, так тоже бывает, потому что выскакивают на тебя и пытаются тебе доказать, что он прав. Ну да, даже автомобилисты сталкиваются с агрессией от других автомобилистов, а тут я подозреваю, что можно при езде, например, в таком же количестве поездок получить гораздо больше агрессии. Про народный контроль. Мы добавили пункт «Парковка на велосипедных дорожках». Я не помню, кто это сделал, но такой пункт появился в приложении «Народный инспектор». Да, его не было, потом написали ребята запрос, и он появился. Да, и теперь это одно из главных развлечений юридических, когда ты едешь на Большую Красную и снимаешь там припаркованные автомобили. Если вы хотите, чтобы велоинфраструктура в городе развивалась, чтобы водители к ней привыкали, и чтобы велосипедистам была возможность реально пользоваться, то можете поехать в Казани на улицу Большая Красная, достать приложение «Народный инспектор» и в этом приложении, ввеля свой номер телефона, фотографировать, снимать видео с автомобилистами, которые припарковались на велодорожке, что запрещено, отправлять их для того, чтобы людям назначали штраф. Это действительно работает. Это в Казани довольно хорошо выписано. Есть ли еще какие-то мысли или идеи насчет того, как увеличить безопасность свою на дорогах? Ну вот, проводить акции, чтобы они видели тебя массово ездить на дорогах. Участвовать, наверное, в акциях. Естественно, участвовать, не сидеть. Допустим, мы проезжаем, едет толпа велосипедистов, и кто-то просто мимо тебя такие «ага, вон они едут». Они едут по пешеходке, такие «ага, вон они там толпой едут, ага, прикольные, какие смешные», а мы-то делаем для того, чтобы им было лучше. А кто-то с нас, те велосипедисты еще неопытные, которые не доросли до дороги, смеются со стороны. Это вот первый момент. Второе – это световые приборы, естественно, неважно, какая солнечная погода, темень, всегда нужно быть заметным. То есть я езжу в красном, почему я езжу в красном? У меня красный велосипед, красные носки, красная майка. Я еще взял красный такой шлем оранжевый. То есть красный – это свет, который заметен издалека. То есть я пошел по этой стратегии, типа мой брендовый цвет. Фонарь включаем, включаем постоянно, и стараемся… Да, желательно одевать манишки, вот эти есть дорожные сейчас манишки, которые нужны в правилах, прописаны, да, вот эти вот. Светодорожающие. Светодорожающие. Одеть ее и ездить в ней. В этом нет ничего зашкварного. То, что ты едешь такой в манишке, да это твоя жизнь, твое здоровье, твоя безопасность. Ты как новогодняя елка будешь светиться. Кстати, еще у ДиКатлона были такие штучки металлические, браслетики такие. Они сейчас есть точно так же на Али. Они есть с собой. Да, я их вешаю сзади на подсидельный штырь под фонарь. Я их одеваю, если я еду на трассу, одеваю на ногу вот сюда. То есть, когда светит фарой, а у тебя нога вот эта постоянно в движении, то есть у тебя вот такой вот движущийся световой прибор постоянно вот так маячит. Это дополнительно дает габариты еще, при том, что показывает, где твои габариты находятся. Тоже очень полезно. Что еще? Ну, если это касаемо города, держаться плюс-минус крайней правой полосы, и если есть возможность проложить свой маршрут по какой-то ближайшей велосипедной дорожке. Хотя бы немножко там уйти в улицу вправо-влево, можно поиграть маршрутом, настроить его именно так. Имеет ли смысл организовать видеорегистрацию? То есть, на шлем повесить видеорегистратор, гоупрошку или что-то такое? Это один из очень хороших кейсов, потому что я попадал в ДТП в воскресенье, в 7.30 утра я попал в велосипедное ДТП. Два велосипеда? Нет. Передо мной открылась дверь, и таксист высаживал пассажирку, когда я ехал 30 км в час на красном сигнале пешеходного светофором, просто высаживал пассажирку. Я вот просто 30 км в час в угол двери прямо залетел. Не было ни камер, ничего. Какой суд? Отсюда рекомендация, будьте готовы к тому, что любая машина, которую вы объезжаете, в любой момент перед вами откроет дверь, берите запас. Это одна из рекомендаций. Это одна из рекомендаций. Если стоит на перекрестке или потоке много машин стоит, по большей части будут высаживать вот такого пассажира, и многие велосипедисты, зная этот кейс, объезжают, уходят между первым и вторым потоком, проезжают вот тут. То есть, не вот здесь возле бордюра. Потому что там будут высаживать пассажира больше всего процентов. Поэтому объезжают, уходя между первым и вторым потоком. Это еще одна из рекомендаций. Это уже из опыта, как говорится, такого в правилах нет, но ты едешь там. Хорошо. Хорошо. С этой точки зрения, наверное, лучше притормозить, если ты не можешь объехать такую машину, предполагая, что она откроет дверь, чем рисковать и ехать мимо нее. Ты не можешь предположить. Вот, допустим, едет пробка, самое приятное в велосипедной жизни – это проехать пробку, когда стоят километры автомобилистов, они не могут проехать домой, а ты просто между них такой объезжаешь и смеешься им вслед, как они стоят, пыхтят, и ты дышишь их газами, и кто-то из пассажиров говорит, что-то я устал стоять, пешком дойду, и начинает вылазить. Ты не можешь предполагать, ты можешь ехать даже вот здесь в ряду, во втором, в первом, между вторым, третьим, и кто-то где-то вылезет. И такое может произойти даже в куче видео, когда открывается дверь, и такой… Твои ноги и велосипед через руль просто… Можно сказать, киношный штамп. То есть, когда человек начал кататься на велосипеде и там жизнь его прервалась, потому что кто-то открыл дверь прямо в него. Так это вообще вот оно, прям постоянно. Хорошо, спасибо тебе большое. Развивайте свои мышцы, сердечную мышцу, перестаньте курить, перестаньте бухать, пойдите бегать в ближайший парк, займитесь велосипедом в ближайшем лесу, в парке, неважно где, просто займитесь хорошей кардионагрузкой для того, чтобы улучшить всю свою систему – кровеносную, в голову. Чем больше приступает кислород, тем вы лучше начинаете думать, будете расти по работе, по зарплате, по здоровью. Жена перестанет нервничать к тому, что у вас будет лучше мужская энергия и все остальное, тестостерон повысится. Ну, все будет лучше. Кстати, на эту тему я хочу сделать отдельный выпуск, у меня он уже есть, я записал, о том, как я пришел в спорт еще, плюс следить за пульсовыми зонами, это тоже очень важно. Потому что, когда ты начинаешь играться в спорт, ты забываешь следить за показателями, и как я к этому пришел, и как я за этим слежу. Будет отдельный выпуск на моем канале. Кого заинтересовало, подписывайтесь на канал Алексея Велоборода. Велосипедисты Казани, подписывайтесь на сообщество КазВел в Телеграме. Велосипедисты других городов, ищите, гуглите, где собираются велосипедисты вашего города, вашей деревни, вашего поселка. Или сами организуйте свои организации. Если никто не собирается, создайте свое такое же движение. Всем пока, и до встречи в следующих выпусках. Пока.
Платформы