Добрый день, с вами подкаст Мамкины Урбанисты, Василий Закиев и наш гость сегодня Тим Апелов. Всем привет. Тимур не совсем гость, Тимур участвует в подготовке подкаста, он монтирует наши ролики, он делает так, чтобы звук был приятный и вам было приятно наслушать. Мы сегодня поговорим про опыт Тимура, связанный с урбанистикой. Он побывал в Батуми, сейчас вернулся обратно в Казань, расскажет как там, как воспринимается Казань, когда вернулся. Ну и напоминаю, что наш подкаст он про гражданскую урбанистику. Мы хотим, чтобы вы могли присоединиться к сообществу гражданских активистов, которые пытаются сделать жизнь в своих городах лучше. Мы здесь рассказываем про то, как может быть, как хотелось бы сделать, какие шаги предпринимать для того, чтобы ваш город становился лучше. Приглашаем вас подписываться на наш телеграм-канал, лайкать выпуски на всех платформах, на которых вы их слушаете, это помогает распространять здоровую урбанистику. Будем рады любой обратной связи и сегодняшним выпуском хотелось бы открыть новую рубрику, если вы видите рядом с собой какую-то проблему, которую хотелось бы решить, какую-то задачу урбанистическую, которую вам хотелось бы реализовать, например, поставить велопарковки, ликвидировать какой-нибудь ненужный поворот. Обращайтесь в комментариях к выпуску на телеграм-канале и мы в следующем выпуске постараемся разобрать. Если случай будет действительно интересный, мы позовем вас на запись, чтобы вы могли вместе с нами обсудить ситуацию и выработать какое-то хорошее решение. Мне кажется, что добавить такую небольшую толику практичности в нашей выпуске, это было бы замечательно. Ну, а, собственно говоря, небольшой юбилей сейчас. Это 15 выпуск «Мамкиных урбанистов». Я прекрасно помню, как мы стартовали, как записывали первый выпуск новостей, первых гостей помню, первые записи в студии. В общем, подкаст растет, количество подписчиков тоже увеличивается в Телеграме и, я так понимаю, сообщество вокруг нашего подкаста начинает разрастаться и становится уже настоящим урбан-сообществом, которое дальше может объединять в какой-то степени урбанистов по России, потому что подкаст — это прекрасная возможность объединиться. Ну да, стараемся несколько добавить позитива, чтобы вот эта тяжелая работа по изменению городов вокруг себя в хорошую сторону, она проходила легче. Я добавлю еще, что мы начали активнее думать в сторону видео, поэтому постараемся, чтобы, начиная с этого выпуска, каждый выпуск не просто публиковался на ютубе, но публиковался с видео. Вот на этот раз, если вы хотите посмотреть, как мы выглядим, можно найти выпуск на ютубе, подписаться и посмотреть на нас. Тим, расскажи, пожалуйста, ты вот побывал довольно длительное время в Батуми, как тебе этот город? Я на самом деле жил там два раза по 3-4 месяца и вот только-только что оттуда вернулся. Батуми меня удивляет, потому что город имеет аналоги по типу Сочи, Адлера, но очень сильно отличается, на самом деле, от этих городов. Плюс он маленький — это порядка 300 тысяч населения. Из-за этого разница в восприятии Батуми и Казани, она очень большая, и тем более восприятие и Батуми, и Тбилиси. Несколько интересных моментов, которые я заметил в этих городах. Во-первых, главный урбанистический принцип о том, что надо строить 15-минутный город. Фактически, он исполняется автоматически уже в таких местах, как Батуми и другие маленькие города, потому что город банально ограничен по размеру. И если там достаточный доход граждан есть, чтобы появились торговые центры, и большие магазины, и большая сфера услуг, больше магазинов, то фактически город превращается в миллионник с теми же сервисами, но в значительно меньшем размере, что вы можете перемещаться не на автомобиле, а пешком, в крайнем случае, на общественном транспорте. Батуми удивительно пешеходный город, даже несмотря на то, что он сейчас разрастается. Там совершенно не нужно иметь автомобиль, и с ним там очень сложно, поскольку город тоже маленький, то там не строят магистрали, банально не выделяют на это денег, и банальных там негде строить, потому что застройка тоже очень плотная. Из-за этого пешеходная доступность максимально высокая, нарушает ее там только автохамство, о чем я позже расскажу. И при этом можно перемещаться полностью по городу пешком, или при использовании велосипеда, совершенно любую услугу можно получить за эти самые 15 минут. То есть фактически у нас главный университетский принцип, он вот автоматически исполняется в таких городах. У нас есть такая диалектика определенная, да, то есть малые города удобны, потому что в них все точки доступные за 15 минут, можно дойти пешком. Крупные города удобны, потому что там куча сервисов, и можно получить то, чего в городах не получишь, начиная от универов, заканчивая хорошими школами, торговыми центрами, барами, ресторанами, жизнью и прочим. Получается, что баланс, он находится вот в районе городов на 300 тысяч населения, желательно достаточно обеспеченного населения, чтобы город оставался маленьким, то есть по факту 300 тысяч — это один район Москвы, да, но при этом достаточно насыщенным с точки зрения доступных сервисов. Да-да-да-да-да, при том, что интересный момент, если читать Википедию, в Батуми живут 150 тысяч, но с учетом релакантов и того огромного количества недвижимости, которое там строится, то я уверен, что население как минимум сезон, оно вот составляет эти самые 300 тысяч человек, это нормально, да, когда в курортный город приезжает большое количество людей и даже сравнивая с жителями этого города. Второй момент, как неожиданно оказывается на примере Татарстана, маленькие города, они начинают выигрывать по урбанистичности. Если мы посмотрим на нашу столицу Альметьевск, столицу велосипедную Альметьевск, если мы, где есть 100 километров велодорожек, или Нижний Камск, или Мензелинск, Бугульмаг, где тоже начинает появляться велоинфраструктура, это все города в районе 200 тысяч человек. И там банально проще получается продвигать эти урбанистические принципы. Южно-Сахалинск тот же самый, это тоже недалеко не миллионник. Скорее всего, это очень сильно завязано на социальные взаимодействия, потому что урбанистика, она в принципе вся про горизонтальные связи, про связи сообществ, про связи даже друзей, коллег и тому подобное. Когда у нас город начинает разрастаться, или когда начинает, я не знаю, много приезжих приезжает в этот город, то эти связи, они начинают разрушаться. Банально из-за большого количества людей и из-за большого количества расстояний, которое нужно, чтобы добраться до этих связей. И плюс из-за этого же сложнее дорваться до власти, потому что, когда власть живет с тобой в соседнем доме, городские элиты, когда они живут в соседнем доме, и ты натурально видишь каждый день, как они передвигаются, не обязательно на автомобиле, потому что если ты живешь там на соседней улице и от своего места работы туда можно дойти и пешком, то опять-таки налаживать эти горизонтальные связи и продвигать урбанистические инициативы намного проще становится. В общем, это еще один неожиданный плюс малым городам. Ну и ключ, да, это действительно количество образованного населения и доходы, доходы этого самого населения. Ну вот я слышал такую концепцию, что даже в крупных городах люди живут на самом деле в своих маленьких деревнях, то есть они общаются с количеством людей от 200 до 600 в среднем, по сути это их маленькая деревня, которая находится внутри большого города. Наверное, здесь нет большой разницы 150 тысяч или полтора миллиона, потому что ты все равно общаешься только с теми людьми, с которыми общаешься. Ну вот проблема в том, что этот круг общения, он будет составлять в итоге небольшую часть жителей этого города и, во-первых, это значит, что тебе сложнее будет дотянуться до остальных жителей, а во-вторых, это значит, что вы, скорее всего, более далеко раскиданы друг от друга чисто по местоположению. И, к примеру, вот мы с друзьями, которые живут в Иннополисе, а мы живем в Казани, а это порядка часа езды, наверное, даже больше, если мы берем не автомобиль, а общественный транспорт, это порядка полутора-двух часов, мы с ними видимся значительно реже. Поэтому горизонтальные связи постепенно, они разрушаются. Обмениваться инициативами тоже значительно сложнее. И, чтобы еще более важно, Иннополис, он отдельный город, это даже не отдельный район. И нормально, когда человек ухаживает за своим районом, за своим кварталом даже часто бывает. Когда у тебя появляется инициатива, ты чаще всего можешь ее распространять только вот на свой район или свой квартал, просто потому что это то место, где ты обитаешь. А в маленьких городах твой район, он зачастую составляет процентов 80 твоего города. То есть один человек в маленьком городе может изменить больше, просто потому что остальные, скажем так, подключаются проще, правильно? Да-да-да, потому что все друг с другом знакомы. Я бы тут еще добавил такой момент, что да, кажется, что маленькие города развиваются быстрее, но здесь, возможно, небольшое искажение в том, что ты концентрируешься на примерах хороших малых городов. То есть общая наука статистика, она скорее говорит то, что большие системы, они двигаются медленнее, а маленькие системы, они двигаются разнообразнее. Это не означает, что они все быстрее двигаются к хорошему, это просто означает, что разброс между результатами работы маленьких городов, он просто выше. То есть будут как очень плохие малые города, так и очень хорошие. Если концентрироваться только на хороших, то да, выйдет, что все топовые там города с отличными дорогами, безопасными тротуарами, велоинфраструктурой, это малые города, просто потому что у них больше разброса. Ну и на самом деле это же очень сильно завязано на централизацию, очень сильную централизацию, как в России, так и в отдельных регионах, в Татарстане, к примеру. И если с этой централизацией бороться, если опять-таки развивать услуги, развивать урбанистику, потому что общественный транспорт, это объективно социальная услуга очень важная. И если он не развивается даже в миллионниках по типу Казани, то в таких городах тем более. Соответственно, если взяться за города более широко, у нас почему-то есть, мне кажется, понимание того, что в России, что города, это что-то вот объективно больше миллиона, или миллионник, вот это город. А то, что меньше, это уже не город. Если браться за такие маленькие города и делать из них изюминки со своими идеями, то это очень сильно разнообразит выбор места жительства, и можно будет туда переезжать, потому что объективно айтишнику-удаленщику ему не сильно важно, где ты будешь жить, ему важны услуги. Чтобы рядом жило полтора миллиона человек. Да, ему это не нужно, ему важны услуги. То есть речь о том, что сейчас в представлении человека, живущего в России, для него в России существует там шесть городов. Это бренды, которые он знает. Москва, Питер и еще четыре каких-нибудь. Может быть, Казань у многих сейчас в голове. А про остальные он просто не знает. То есть у него нет места в голове для этих городов, он про них не думает, как о возможном месте переезда. Хотя, например, переехать в тот же самый Альметьевск может оказаться очень хорошей идеей, потому что это как раз город, в котором все есть, в котором аэропорт в двух часах международный, да, то есть и, соответственно, можно спокойно там жить и заниматься всем, чем угодно. И на самом деле, я так понимаю, что московские урбанисты очень часто любят на выходные выезжать благодаря региональным поездам в небольшие города вокруг Москвы. Я вот сложно перечислить, мне сейчас Тула, по-моему, Рязань, Ярославль, это вот все как раз к ним относится. И вот, например, я заезжал во Владикавказ на обратном пути из Грузии. И это совершенно удивительный урбанистический город, который расположен в двух часах лёта от как Москвы, так и Казани. И там расположена одна из красивейших улиц России. Это улица, где есть трамвай. Она полностью пешеходная, там есть бульвар, променад. И она удивительно хорошо восстановлена. И что еще более важно, все улицы, ближайшие к ней, они тоже очень круто восстановлены. Плюс там есть набережная, которая, в отличие от Казани, к примеру, она проходит на всем протяжении реки внутри города. По ней можно передвигаться на самокате. Мы пробовали и приехали неожиданно вдоль этой реки от центра города к ЖК. Ну, видимо, ближе к окраинам, сами того не заметя. То есть, вот эта сила маленьких городов, что можно быстрее восстановить их, сделать более угробеннистичными и приятными, и еще создать велопешеходную инфраструктуру. Владикавказ — это город с населением как раз 300 тысяч. Это столица Северной Осетии Алании на Северном Кавказе, недалеко, в принципе, от Сочи, Краснодара и всех наших южных городов. Помимо Грузии и Батуми я успел пожить еще в Турции. И жили мы там в очень интересном месте. Это такой своеобразный ЖК, но немногоэтажный, а наоборот разбитый на своеобразные микродомики. Вот при этом они все находятся на одной территории, ты живешь там буквально в метре-двух от своих соседей, ты их знаешь в лицо, ты их видишь каждый день, взаимодействуешь с ними, потому что без этого никак не получается. Вот даже если ты с ними не общаешься там из-за сложности в языке, тебе просто образуются вот эти самые горизонтальные связи. Ты видишь людей, рядом с которыми ты живешь. И из-за чего урбанисты не любят многоэтажки? Именно из-за того, что там нарушаются эти горизонтальные связи, из-за в том числе того, что вы закрыты металлическими дверями, из-за того, что у вас очень много людей живет на одну лифтовую шахту, условно говоря, вы очень редко видите со своими соседями. И это нормальная ситуация, когда вы не знаете, кто ваши соседи. Я бы добавил тут такую мысль, что многие наши многоэтажки это спальные районы. И фишка жизни в спальном районе такова, что ты с утра уезжаешь на работу и вечером возвращаешься. И в принципе, ты дома рассматриваешь как место, где ты просто живешь и спишь. У тебя нет необходимости рядом с домом что-то делать, пока вокруг не появится какая-то инфраструктура. Например, что я заметил, когда в доме появляется хороший двор, не просто там красивый за кучу денег сделанный, а хороший двор, в котором приятно проводить время, люди начинают проводить в нем время и знакомиться. Далее, как только у них появляется единый экономический интерес, например, управлять своим ТСЖ, люди тоже удивительно начинают знакомиться, то есть общаться по этажам, находить общий язык. Но да, с другой стороны, эти процессы гораздо проще и легче протекают, когда дом маленький. Потому что одно дело это объединить, например, 80 человек или 80 квартир, которые живут в одном подъезде, и совсем другое, если их 8. То есть условному одному активисту, который появился, гораздо проще будет сделать это с 8 квартирами. Ты просто банально начинаешь видеть этих людей, начинаешь смотреть на их привычки, потому что, когда ты живешь так рядом, ты можешь там их слышать, ты можешь смотреть за их образом жизни. И это своего рода возвращение к истокам. Человек, он появился из племен, где, собственно говоря, так люди и жили. Небольших общин, да, где все друг друга знали. Даже вот буквально 50 лет назад проходящий дед мог воспитать твоего сына просто потому, что он считает это нужным сделать. И сейчас это просто считается недопустимым, да. И вот урбанистика в какой-то мере пробует со своей среднеэтажной застройкой или плотной, там, малоэтажной возвращаться к этому самому. Что у тебя при этом остается частная территория, то есть никто не отменял твой частный двор, где ты можешь делать всё что угодно. И вот, кстати говоря, в Батуми, я это очень хорошо заметил, там город плотный. Вся ближайшая рекреация, это вот холмы, они тоже на самом деле заняты малоэтажной застройкой. И в отличие от Казани, где у нас есть такие дыры, да, в виде лесов, рек, берегов, где можно получить эту рекреацию, для того чтобы в Батуми её получить, нужно пробовать выезжать дальше вот этой субурбии. И как бы до всего можно добраться пешком за 5-15 минут, но из-за своей этой плотности ты не можешь добраться до рекреации за эти 5-15 минут, тебе уже здесь приходится применять машину. Мне вот пока ты говорил, возникла некая аналогия с уютом, да, то есть что такое уют? Уют сложно представить себе в подъезде, где все мимо тебя ходят. Уют это место, где у тебя более контролируемая обстановка, и когда у тебя во дворе живет там 100 семей, обстановка для тебя явно неконтролируемая, то есть ты не знаешь, кого ты встречаешь, почему, почему они поменялись, всё меняется слишком быстро. У человека есть в голове какое-то количество людей, которых можно удержать, та самая деревня, да, и соответственно, если дом это количество людей, которые всю твою такую вот эту деревню в голове заполняют, то получается, что у тебя для другого не останется времени. Дом, в котором понимаешь, что ты увидишь примерно 15-20 семей, он будет восприниматься как уютный, а если в твоем подъезде или дворе ты иногда встречаешь до 100 разных людей, то для тебя это проходной двор, и он перестает вот это иметь ощущение уюта, то есть уют это вот такой huge, да, coziness, это вот про то, чтобы было тёплое место, контролируемая обстановка, где никто не будет покушаться на твою безопасность, да, и в большом многоэтажном доме это представить довольно сложно. Учёт ДНК человека, его генетических особенностей, там, исторического развития и так далее. Я на днях слышал, что вот урбанисты, они задолбали со всеми своими этими дополнительными штуками, я даже не знаю, как на это реагировать, но, наверное, на врачей также можно наехать и сказать, что вот вы задолбали со своими советами, да, лучше бы, там, не знаю, просто сделали нас здоровыми, и вообще любой профессии. В этом смысле я не считаю, что урбанисты это какие-то чудики, то есть здесь нормальная наука, надо изучать, как это происходит, надо сравнивать и для каждой конкретной ситуации вырабатывать свое конкретное решение.