Добрый день, с вами подкаст Мамкины Урбанисты, сегодня ведущий Василий Закиев и гость у нас Владислав Куликовский, руководитель агентства Hetz Group, он сейчас подробно про себя расскажет. Напоминаю, что наш подкаст про урбанистику самыми простыми словами, мы делаем этот подкаст для обычных людей и гражданских активистов, которые думают, а что бы в своем городе улучшить, как сделать так, чтобы в городе стало безопаснее, комфортнее, интереснее. Наш гость сегодня это Владислав Куликовский, руководитель архитектурного бюро Hetz Group. Владислав, привет. Всем привет. Владислав, расскажи, пожалуйста, про себя сначала, вот просто как про человека, где ты живешь, сколько лет, есть ли у тебя автомобиль и, соответственно, дальше я тебя спрошу про профессию. Ну, как обычно, я всегда отвечаю, я архитектор, мне 34 года, да, у меня есть автомобиль, 15 лет стажа, почти сразу, как можно было, я получил права и все время ездил на автомобиле. Я руководитель и сооснователь архитектурного бюро, помимо каких-то зданий, парков и интерьеров, мы также очень увлечены развитием городов, в части, в первую очередь, безопасного времяпрепровождения в этих городах и поэтому дороги это самая ключевая такая точка роста для повышения безопасности в городе и при любом удобном случае мы тоже стараемся быть такими активистами и поддерживаем все начинания в улучшении этого вопроса. То есть, в городе вообще в целом есть вопросы, связанные с безопасностью и дороги это то место, где наибольший потенциал? Ну, это самое небезопасное место в городе и по статистике, и понятное дело, что полтора тонны такие штуки ездят с большой скоростью, которые, ну, запросто могут сбить тебя, если, допустим, среда будет недостаточно, как бы, правильно спроектирована и при этом мы видим, что это так и есть. И здесь, как раз, у нас есть реальная возможность начать улучшать эти ситуации. Поле непаханное по тому, чтобы сделать безопасным город в части транспортного, как бы, движения. Ты живешь в Казани, верно? Да. Один, с семьей? С семьей, жена, ребенок. Классно. Постоянно, получается, используешь автомобиль для того, чтобы в Казани передвигаться? Я часто езжу в командировки, у нас очень много малых городов по Татарстану, а на работу я стараюсь ездить вообще на самокате, электросамокате, свой. Пятый год езжу на работу на электросамокате, когда это было, не было еще мейнстрима. Ездишь по дороге или по тротуару? По тротуару, ну, хочу сказать, что инфраструктуры нет как таковой, просто совсем на моем пути ни одной велодорожки. Но недавно вот более-менее обновили тротуары, и они более-менее широкие на моем пути, поэтому, ну, достаточно комфортно. Я сам тоже понимаю, что самокатчики довольно сами опасные, ребята, для пешеходов, поэтому стараюсь ехать аккуратно, и каких-то таких опасных моментов не возникало, поэтому не обвиняйте меня сразу, что я тот самый гонщик на электросамокате. Ну, я надеюсь, все стараются ездить аккуратно, особенно те, кто приходит, чтобы рассказать нам что-то в подкасте. Ну, да-да, а вот проблема, мне кажется, с шерингом, то, что там сажают, ну, садятся за них в основном люди, которые без опыта, ну, они просто такие, раз, дай попробую. И вот, скорее всего, этот фактор влияет на то, что вот с ними происходят аварии, потому что, ну, я вот уже там 5 лет катаюсь, ну, все равно нужен навык, чтобы хорошо кататься, чтобы чувствовать себя комфортно, потому что все аварии явно связаны с отсутствием опыта. С отсутствием опыта, с ощущением, собственно, излишней безопасности, то есть надо все-таки подъезжать к переходам медленно, вертеть головой, спешиваться постоянно и так далее. Ну, и с каршерингами, мы помним, была такая история, когда каршеринги только появились, это были очень опасные ребята на дорогах, потому что, опять же, это были люди без опыта, как правило, которые имеют права, но давно не ездили, потому что у них, скорее всего, там нет своего автомобиля. А сейчас это стало довольно нормально, то есть я не вижу такой серьезной опасности от каршерингов на дорогах, не чувствую во всяком случае. Возможно, это связано с тем, что, ну, люди попривыкли и вот этот первый хайп то, что, о, я могу арендовать, он пропал, а те, кто уже хоть раз арендовал, те уже становятся все более опытными. Возможно. Наверное, еще есть фактор, что каршеринги вроде как начали, ну, небольшую такую регуляцию и, ну, уже не пускают тех, кто, ну, тех, кто что-то там нарушил и более жесткий отбор, по-моему, стал. Но могу ошибаться, потому что у нас в Казани нет смысла в каршеринге, конечно. Но у шеринговых самокатов есть два огромных плюса. Первый, они замедляются там, где это положено, в отличие от личных, где можно купить самокат, который практически не самокат по мощности и можно его еще расшить, зачиповать так, чтобы он стал в четыре раза мощнее. А второй момент, это то, что каждый человек, который поехал на шеринговом самокате, он все-таки освободил место на дороге или в общественном транспорте. Соответственно, это довольно хорошо распределяет нагрузку на дороги и общественный транспорт. По сути, иногда мне как автомобилисту лучше видеть, что человек едет на самокате по тротуару, чем видеть перед собой еще один автомобиль, который увеличит пробку для меня. Возможно, но скорее этот очень мизерный процент, потому что стоимость этого самоката довольно дорогая. И это больше, наверное, все-таки пока как аттракцион. Просто хочешь покататься. Вряд ли кто-то прямо на работу ездит на шеринговом самокате, потому что даже на такси доехать дешевле. Но это, по крайней мере, в Казани. Реально дешевле на такси. И ты вообще не паришься, сидишь себе и все. Поэтому здесь я пока не понимаю, как финмодель работает, потому что просто развлекаются и ночью катать. Просто таки прокатимся. Я, например, тоже иногда арендую. Чисто когда где-то гуляем, например, хотим куда-то еще дойти, но далековато. Раз видим самокаты, давайте прокатимся. Пока я вижу, наверное, только как в таком использовании это работает. Но не исключено, что это когда-то полноценным станет таким средством мобильного движения, что там или доехать от метро, или откуда-то будут доезжать на самокатах. Надо пригласить на подкаст ребят, которые занимаются электросамокатами и уточнить, какая у них статистика на этот счет. Сколько людей ездит из спального района, например, длинная поездка в центр, сколько людей ездит регулярно, а сколько людей ездит как раз для развлечения. Потому что по цифрам, наверное, будет как раз хорошо видно. Ну, мы разрабатываем проекты, которые потом строят. Проекты зданий, также общественных пространств. Это парки, скверы, набережные, ну и интерьеры. Это, как правило, комплексные проекты, когда и пространство вокруг здания, и здания, и интерьер. Или может быть так, что вам отдают только какой-то кусочек. Это всегда по-разному. Бывает только кусочек, бывает комплексно. Тут нет какой-то стопроцентной статистики, кто как работает, кому как удобно. Кто-то, наоборот, хочет, что все вместе давайте нам под ключ. Кто-то любит там повыбирать на разные виды работы. А что самое интересное строили или проектировали из зданий? Ну, вот мы выиграли конкурс на реконструкцию торгового центра «Кольцо». Ого, прямо в центре города. Сейчас до сих пор идет согласование. Здесь просто нужно было подождать. И вот сейчас мы уже проходим согласование официальное управлением градостроительства города Казани. Годы два назад мы уже прошли самое главное согласование. Это с президентом, ныне Раисом, республики Татарстан. Вот поэтому, ну, скорее всего, все будет точно согласовано. И заказчик вроде настроен на продолжение уже разработки рабочего проекта после согласования из Кизнева. И дальше строительство. Я видел то, что, ну, во-первых, у вас есть Телеграм-канал «Хэтсгрупп» и есть сообщество ВКонтакте. И как раз на днях вы опубликовали рендеры того, как это будет. Это как раз, я так понимаю, актуальные рендеры, в отличие от тех рендеров, которые мы видели несколько лет назад. Да, это более актуальные рендеры. Но мы выложили их, потому что увидели, что опубликовали пост со всеми старыми рендерами, с которыми мы выиграли конкурс. Но после выигрыша конкурса мы его еще год дорабатывали. Там нас консультировали градсовет, главный архитектор, еще ряд специалистов. А в чем главная фишка этих изменений, которые в проект вносятся по сравнению с тем, что есть сейчас? Ну, наверное, если обще сказать, больше детализации и добавления какой-то такой эстетики за счет деталей. У нас была концепция, довольно-таки концептуальная концепция, по-другому не сказать, что у нас была четкая вот эта сетчатая конструкция довольно простой формы, но отчасти немного грубоватой. Специалистам показалось, что это излишне брутально. И там вот было почти признанное историческое здание Музуровские номера. И они очень хотели, чтобы вот этот блок выглядел максимально похожим на то, что было. И изначально нам поставили задачу прямо вот сделать просто вот в кирпиче это здание. У нас была концепция, что мы делаем, воссоздаем объемы, чтобы получился силуэт того, что здесь было. Мы подумали, что это будет более так нюансно. И при этом закрывалась сеткой. И сетка превышала как бы эти все объемы. И условно днем этот объем выглядел как торговый центр. При том, что он не выглядел бы плохо, потому что там была детализация за счет вот этих татарских орнаментов, глубины, объема. То, что сетка не была бы просто совсем простой. А вот именно ночью уже проступал этот силуэт. Потому что, по нашему мнению, что, во-первых, эта застройка не такая уж прям уникальная и дорогая сердцу, чтобы ее восстанавливать точь-в-точь. Потому что, во-первых, так неправильно делать. То, что утрачено, нужно, наверное, просто помнить и не восстанавливать. Поэтому у нас был такой прием, что и память, и плюс современный образ. В ходе согласований вот этот один блок превратился вот практически в то, что было. Но только мы здесь настояли и добились, что, во-первых, он будет в общей гамме светло-бежевого цвета из современных материалов. И мы сетчатость материала сделали просто из кирпича. Потому что кирпич располагается на расстоянии друг от друга, на такой металлической алюминиевой подсистеме. И вот это наша идея сетчатости. Здесь мы как бы совместили и запрос, и постарались сохранить идею. На мой взгляд, это уже неплохо, чем бы мы просто строили ну совсем такое же здание, как и было. Просто там даже в светлом кирпиче. В звук, к сожалению, видео не вставишь, но для контекста. В этом месте в Казани, это центр города, был большой квартал, который содержал там жилые дома, вот эти мазурусские номера и так далее. Примерно в середине нулевых его снесли и построили большой торговый центр в стиле такого капиталистического романтизма с большим количеством окон, фиолетовых каких-то конструкций и огромным золотым кольцом. Ну размером метров 36, подвешенным на канатах, которое символизирует, что здесь вот такое золотое кольцо. Хотя место называется кольцом, ну именно сама площадь, потому что здесь раньше было кольцо трамвая, а не потому что оно как-то связано с обручальными делами. Но в итоге получился такой мега как будто ЗАГС, который стал торговым центром. Не сказать, что в ошибку удачным, то есть он неконцептуальный, как там современные торговые центры, которые в Казани тоже встроятся, открываются. Он скорее такой получился с большим количеством отдельных входов, большим количеством этажей, непонятной структурой и получился такой большой рынок фактически, а не концептуальный торговый центр, как сейчас любят делать. Но для середины нулевых это было что-то такое большое, модное, молодежное, современное, которое открылось прямо в центре Казани. Студенты любили этот торговый центр, ну потому что от крупнейших вузов до этого торгового центра буквально несколько шагов. Его главный минус — это доступность. Он как крепость по своей как бы ментальной функции, что вроде бы входов много, но нет открытого фронта, как бы фасадного с коммерческими помещениями, например. Он весь в себе, и это очень плохо. Это не заманивает тебя зайти, и это, мне кажется, самая главная ошибка. И, собственно, то, что они не выстроили весь этот фронт, как он был, это, мне кажется, тоже ошибка, потому что получилось, что здесь как раз была главная идея застройки, что вот эта ромбовидная площадь формировалась. Собственно, вот эта ромбовидная площадь, во-первых, она была повреждена строительством гостиницы «Татарстан», которая тоже разбила вот эту одну грань этого ромба. И получилось, вместо того, что кольцо не достроили, сделали парковку. Одно большое пространство слилось с другим, и получилось просто безразмерное огромное пространство. Кто-то, наоборот, за это ратует, но это неправильно. Это просто, ну, как бы и ветер, и нет камерности, да, нет камерности какой-то, ну, какого-то понятного пространства. То, что непонятно, кому что там принадлежит. И, на мой взгляд, там и у Малонурова-Ахитова вот эту площадь можно застроить, и будет классно. Еще есть такая тенденция, что...