Добрый день, с вами подкаст «Мамкины урбанисты». Сегодня ведущий Василь Закиев и у нас в гостях Дмитрий Поляков, Дима из Томска. Дима, привет.
Привет, Закий. Подкаст у нас для «Мамкиных урбанистов» про то, как выстраивать гражданскую инфраструктуру и помогать людям понимать, какой город считать хорошим, какой считать плохим, как определять хорошие и плохие практики.
Дима, ты из Томска и, насколько видно, довольно давно погрузился вот в то, что называется гражданской урбанистикой. Можно, наверное, назвать тебя активистом-урбанистом. Расскажи, пожалуйста, как ты попал в эти сети?
Активист-урбанист, да? Да, наверное, я попал сюда случайно. Ни сном, ни духом не думал про это. То есть по изначальной своей профессии я как бы дизайнер сайтов, дизайнер интерфейсов в данный момент. Разрабатываю продукт в компании Томска, как раз такой большой продуктовый.
Как сказал, вообще не думал про город, просто жил и все. Он был фоном, я даже не задумывался ни о чем. Ты как бы передвигаешься с работы до дома, встречаешься с друзьями, ходишь в магазины. Ну, как бы и так и жил.
В какой-то момент я начал собирать какие-то заметочки, связанные там, как оказалось потом, с городом. Ну, я их как бы собирал в айфон. Думаю, ну, когда-нибудь у меня будет какой-нибудь блок Дима Поляков, где я буду это как-то разворачивать в какие-то темы и идеи истории. И буду писать.
Ну, и копил я эти заметочки, ну, достаточно долго, годы 4, наверное, 3. Однажды, сев посмотреть на них, понял, что они как бы в большей своей степени связаны с городом, с тем, где я живу, где хожу. Я очень много люблю ходить, то есть буквально я могу там десятки километров ходить иногда от работы до дома. Это тоже влияет на свое восприятие.
Вот, понял, что это все про город, понял, что, может быть, это и не про меня лично, а как бы больше как раз про контекст, где существуют все люди. И как-то это само собой вылилось органически, в общем, опять же, я не планировал ничего этого, да, вылилось вот в такой проект, который называется «Город не бесит», где я попытался начать, там, годы 4 назад, наверное, рассказывать просто свои мысли, но под вот этим вот колпаком, наверное, канала «Город не бесит».
Не от лица себя, а как бы вот сформировав некий блог, где кто-то, какая-то команда как-то рассказывает про то, как жить, что не очень, что можно исправить. Вот, в общем, свою личную вот эту боль заинтересованность я начал как-то артикулировать в социальных сетях. И через какое-то время там буквально быстро начали подключаться люди, тамичи, как бы что-то комментировать, там, подписываться.
Я понял, что эти темы интересны горожанам. Ну и, в общем, все пошло-поехало. Покатилось с большой горы. Плюс я, так как еще дизайнер, я это все и дизайню сам. Мне это очень интересно, это дает некий стимул развиваться как дизайнеру. Тут я еще и эту свою интенсию как бы реализую. Плюс развивается как-то копирайтинг, когда ты все свои мысли пытаешься передавать еще и в тексте, да, как-то отвечать, коммуницировать.
В общем, получилось такое что-то личное теплое пространство, где ты вот говоришь о том, что тебя действительно интересует. Ты не переступаешь через себя, не заставляешь себя этим как бы заниматься потому, что надо, а просто потому, что это интересно и кайфово. Вот примерно так.
Ну а дальше все это пошло там сначала в Инстаграме, потом Контакты, Фейсбуке, Телеграм в последний момент. Ну и как бы росла аудитория, росли темы. И в какой-то момент я понял, что это все оказывается называется урбанистика, потому что до этого я вообще понятия не имел, что такое было термин и что есть там понятия какие-то градостроительные, что есть что-то про архитектуру, какие-то книги. То есть я вообще не знал про это, даже не думал, что а может мне по архитектуре что-нибудь почитать, а может мне посмотреть как работает город, а может посмотреть как работает управляющая компания, которая в моем доме, например, не работает.
И как бы все-все вот так наращиваешь, наращиваешь. И сам как бы через вот этот блок условно ты изучаешь что-то. И то, что изучил, узнал сам, тут же передаешь аудитории. И получается такая как бы опять же очень органическая штука, что ты не знал что-то и как бы 10 лет готовился к тому, чтобы все передать. Ты просто вот узнаешь, погуглил, почитал, посмотрел там каких-нибудь блогеров, которые раньше были в теме урбанистики и тут же это все положил на тему Томска города и создал там пост 1, 2, 3, 4, 5.
Я правильно понимаю, что как обычный дизайнер ты просто ходил и замечал тонкости окружающего мира и пытался их в какую-то систему увязать и начал вести блог по сути как некую попытку эти свои наблюдения систематизировать? Я смотрел на все это как дизайнер. Вот если немножко развернуть историю UX, UI дизайна, то ты, например, делая продукт какой-то, максимально пытаешься оптимизировать пользовательский опыт. Как-то сделать, чтобы там меньше кликов пользователь совершал, было удобнее, приятнее работать. Ты не замечал там интерфейс.
Короче, вот эти все вещи, которые есть в разработке сайтов, логотипов, продуктов в моей работе присутствовали. И потом они как-то органически, видимо, профессия дизайнера тебя заставляет замечать все несовершенство окружающей среды. И ты ее каким-то образом хочешь иногда изменить, наверное. И вот оно как-то, знаете, соринка в глазу. Одно заметил, конкретно, наверное, я сейчас уже сложно вспоминать, что было, но в самом начале. Возможно, это все связано было с дизайн-кодом, которого у нас в Томске тогда не было. То есть город был завешен этими баннерами страшными, не совсем уместными для почти всех мест. И как дизайнер ты тоже замечаешь, что, например, здесь это неэстетично, это мешает водителям, это мешает пешеходам, это мешает обычным людям ориентироваться просто в вывесках, найти конкретное место. И вот оно вот через призму дизайна, наверное, все вылилось.
И я это все чаще замечаю, насколько связан дизайн, как улучшение пользовательского опыта с городской средой. То есть у меня даже где-то там, опять же, в задворках, в чертогах разума болтается идея, что, а может быть, когда-нибудь это все вылится еще и в книгу какую-то, где ты как бы рассмотришь город с точки зрения UI, UX.
Потому что, ну, буквально все паттерны работы дизайнера, все какие-то психологические аспекты, да, там, физиогномика человека, которая используется для интерфейсов и, там, ноутбуков, телефонов, она прямо на 99 процентов вложится на город. То есть город можно делать удобнее, так же, как можно делать удобнее, там, сайт, продукт и все остальное.
А нет страха, что на тему урбанистики уже все сказано, и твоя книга, она просто затеряется в этом море контента? Вообще нет ни разу, потому что, конкретно, ну, например, если говорить про идею книги, там, UX города, ну, такого я не встречал. Но даже если они есть, ну, как бы, в зарубежной литературе, возможно, это точно есть, потому что там гораздо больше различных книг, да. Но касательно, там, Российской Федерации, такого, даже если есть, ну, как бы, я думаю, не лишним будет через свою призму все это рассказать через свой взгляд.
Потому что это, опять же, про индивидуальную какую-то штуку, когда ты через свой внутренний опыт, да, преподносишь, ну, возможно, там, знания, которые кто-то уже сказал, но ты их там как-то иначе подаешь. Слог у тебя какой-то другой, подход, момент, который замечаешь.
Ну, как бы, несмотря на то, что, как ты сказал, что уже многое сказано, я думаю, несмотря на Томске, я думаю, что тут можно говорить еще на несколько томов условных книг про урбанистику и про то, как можно обращать внимание на город.
Ну, Томск, это довольно большой город. Сколько у него населения? Мне тут один знакомый сказал как раз, он такой недомиллионник, и это его проблема. То есть ему, действительно, там, 500 с чем-то тысяч человек. И это, как бы, достаточно проблематично, наверное, для города, когда ты еще не миллионник, у тебя рынок ограничен, тебе сложнее что-то здесь крупное открывать, потому что людей просто мало, или ты не сможешь опробовать какие-то вещи, связанные с бизнесом, вот на этой узкой аудитории.
То есть, как бы, и не деревня, и не миллионник, что-то среднее, и болтаешься вот в этом всем, пытаешься выжить. Плюс, наверное, рядом есть еще Новосибирск, который довольно хорошо высасывает соки из Томска. Может быть, да.
Но тут я тоже слышал одно интересное мнение, с которым я, наверное, частично согласен, что Новосибирск с точки зрения урбанистики сравнимый с Томском, например, гораздо хуже. Как бы, пусть меня там не хейтят жители Новосибирска, я там бываю иногда, но если представить, что... Если историю Томска вспомнить, то он в какой-то момент, ввиду того, что железную дорогу транссибирскую, железную дорогу пустили не через Томск, а через как раз, по-моему, в 20 веке Новосибирск, тогда еще был деревней, пустили через Новосиб.
Соответственно, все развитие ушло туда, а Томск остался на задворках, то тем самым Томск и спас себя от вот этого бурного роста экономического, когда у тебя, если смотреть на Новосибирск, весь город заслан ужасными там новостройками, чуловейниками, без какого-либо, наверное, облика такого, которую ты можешь вспомнить, когда говорят о Новосибирь. То есть в Томске все-таки вот... Может быть, это, конечно, меня как-то меча так только задевает, но не задевает, а как бы момент такой есть, что когда говорят о Томске, вспоминают деревянное зодчество его, какую-то архитектуру, уют, быт, то есть то, что как раз его, наверное... Что могли бы легко снести в случае, если бы... Что могли бы легко снести, я уверен, потому что сейчас идет огромное, там уже десятилетие, идет спасение от градозащитников Томска, когда они пытаются там деревянную архитектуру как-то отстоять, эти новостройки как-то тоже критиковать конструктивно, но если бы, например, Томск пошел путем Новосиба, мы, возможно, и не видели ничего того, что Томск сейчас имеет, и что именно ценного в нем осталось. Просто бы снесли и все, наверное. Проложили бы магистрали, дороги, заводы, промзоны и все, и он бы стал такой безликий Франкенштейн.
Проспекты, спальни... Наверное, это вот как раз... Да-да-да, да. То есть, возможно, это и хорошо, и есть шанс, что Томск может вытянуться, да, и сохранить то, что есть. Но как бы есть все равно достаточно много, и этим стать уникальным ценным таким городом для туристов, для тех, кто тут живет. И как раз в случае, если будет ситуация, когда Новосиб, условно, высасывает какие-то кадры жителей, то как одна из причин остаться здесь, это будет, ну, его убранство, там, удобство, да, что я, например, не очень хочу в Новосиб, потому что здесь гораздо более, там, комфортная среда. Ну, это, конечно, одна из причин, но она может быть. Лучше, чтобы она была, чем ее не было, наверное. Ну да.
Почему такое интересное название для канала «Город не бесит»? Ну, обычно, придумывая названия, закладываешь в них какие-то смыслы, идеи, которые были актуальны на момент, когда ты все это создавал. Когда я это все создавал, я вообще не планировал, опять же, во что это вылезет, да. А смысл тут, если возвращаться к истории с заметками, да, когда я понял, что это все про город, я понял, что меня это бесит. Ну, буквально, там, каждая первая заметка про то, что мне не нравится, и как-то оно за секунду так, а я хочу, чтобы это не бесило. Я такой, «Город не бесит? Ну, ладно, подумаю». А так как я, опять же, дизайнер, я еще думаю, может, это еще и неплохо на логотип ляжет. Как бы пошел вечерком, логотип запилил, и все. Ну, короче, это очень тоже как-то органично, и не так, что «А давай, я буду планировать, что-то придумывать, концепт какой-то там, медиаплан». До сих пор его нет, и это, скорее, ограничивает, наверное, канал, если бы это все было. То есть, это все максимально интуитивно и импульсно.
У многих активистов я замечал примерно такой же путь, когда человек заметил проблему, начал изучать, понял, что на самом деле проблемы гораздо больше. Пока изучал, напитался знаниями, и его начало бесить уже много чего. И, соответственно, активизм в сфере урбанистики сейчас, во всяком случае, в России часто рождается как раз на базе того, что что-то бесит. Да, да, именно так. То есть, ты что-то видишь, что тебе не нравится, ты каким-то образом приходишь к тому, что, может быть, я попробую это исправить, и вливаешься в эту тему. Кого-то она выкидывает, и, наверное, изнемогаешь. У меня есть такие примеры некоторые, что когда ты попытался бороться, ну, условно, с системой, да, и тебе она дала отбой, да, ты такой, ну и ладно, не буду. И все. И люди уходят. А кто-то остается, да.
Основная площадка для тебя сейчас — это Телеграм? Однозначно Телеграм, да. Если в самом начале и до февральских событий у нас был Инстаграм, где достаточно в какой-то момент стремительный рост пошел, ну, как стремительный, для Томска, наверное. Я опять же в масштабах Томска только говорю.
Потом примерно на год полнейшее затишье, причем по всем фронтам. Ну, как бы тут еще и лично я не подогревал никакими постами канал. То есть, мы почти 12 месяцев ничего не выпускали, потому что, ну, не было просто энергии, желания. Такой был автошок после всех событий. И там как-то уже было не до урбанистики. Вот.
А когда, ну, ты немножко как бы встаешь после всего этого, отряхаешься, условно говоря. Потом смотришь на Инстаграм, что-то туда пытаешься пустить. Видишь, что реакции все равно меньше, комментариев меньше, вовлеченность меньше. И это было одним из стимулов, ну, обратить внимание на Телегу. Ну, плюс она еще, наверное, к тому времени как раз все больше и больше разрасталась. Каналы начинали становиться популярными. И таким вот тоже образом, в итоге, стала Телега, наверное, самым таким активным каналом. Несмотря на то, что по подписчикам она в два раза меньше, чем Инста. В Инсте у нас там семь с половиной тысяч, в Телеге три с половиной, наверное, сейчас. Но по активности, по вовлеченности, по, опять же, реактивности, тому, как ты можешь быстро делать важный, полезный контент, да, Телега вообще впереди планеты всей. Ну, и как бы упор на нее. Удобная штука оказалась.
Фейсбук отвалился сейчас полностью. Примерно года полтора, наверное, когда был акцент на Инстаграме, я старался готовить контент, ну, как бы заранее, наверное, так скажем. То есть, я оформлял посты, готовил там тексты, картиночки. То есть, старался как бы сделать нормальный дизайн, да, который красивый. И это тормозило. То есть, ты пока это все приготовишь, там, занимает какое-то количество времени. С учетом того, что ты это делаешь особенно вечером, у тебя просто иногда сил не хватает и все. Соответственно, и развитие меньше канала. Вот.
А когда Инста тормознула и каким-то, опять же, органическим путем перешли мы в Телегу, сначала тоже пытались сделать контент такой, как бы с нормальным дизайном, а потом все это откинули. И сейчас это перешло в разряд такого, что импульсный контент. То есть, ты что-то видишь, вечером готовишь пост на следующий день. Нафоткал, описал, да? Да, да. То есть, ты убираешь вот эту, как бы, зацикленность перфекционистскую с дизайном. Ну, естественно, не совсем ее на дно опускаешь, да. У нас там есть очень замороченные с дизайном истории. Но, когда ты сосредоточишься на фотографиях и контенте, да, это прям можно по нескольку постов в день готовить, ставить их в расписание и они вылетают. И если раньше была история, что в день выходил один пост или в неделю там три, в лучшем случае пять, то сейчас может в день выйти по четыре-пять постов вот такими вот волнами. И люди активно комментируют, пишут там какие-то результаты постоянно, эффект достигается. Ну, то есть, короче, движение идет и ты видишь, что это все не куда-то мне в холостую, а прям приносит пользу. Ну, естественно, только это затрачивает очень много энергии и времени. Тебе приходится сидеть вот ночами это все готовить. Все равно готовить не так сильно, но готовить и планировать. Хотя бы на день вперед. То есть, максимум план, который был, это два дня, наверное, три вперед. У меня всего остального больше никогда не было. То есть, когда меня спрашивают, а давайте мы там вашу какую-нибудь рекламу, ваш медиаплан поставим, я тихонечко про себя смеюсь, говорю, давайте, но у меня нет медиаплана никакого. Ну, с опытом, наверное, это проще делать.
То есть, со временем набираешься какого-то опыта и гораздо проще становится писать контент, готовить его. Ты меньше времени на него тратишь, меньше энергии. Ну, конечно, да, да, да, конечно. Если раньше ты на это все как-то более осторожно подходил, потому что, да, и опыта там вообще не было. Ты там пытался тексты выписывать, как-то переформулировать, готовить картиночки, фоточки, искать где-то их, то сейчас это все достаточно быстро выстреливает. И это хорошо для развития канала, я считаю.