О выпуске

В данном выпуске общаемся с Дмитрием Поляковым, автором канала «Город не бесит» (@gorodnebesit). Поговорили о том, как привлекать общество к проблеме урбанизма, как двинуть людей с мертвой точки и идти к общим целям в благоустройстве города. Дмитрий поделился советами о том, как “жаловаться и не промахнуться”.

Выпуск 26
Сосед превращает деревья в монстров (Дмитрий Поляков — Город не бесит)
Дмитрий Поляков
Дмитрий Поляков - автор канала «Город не бесит» (@gorodnebesit)

Краткое содержание выпуска

Доброго дня! Вас приветствует подкаст «Мамкины урбанисты». Сегодня ведущий Василий Закиев и наш гость Дмитрий Поляков, Дима из Томска. Дима, расскажи нам, как ты стал активистом-урбанистом и о своем проекте «Город не бесит».
Смотри, у многих людей, которые занимаются развитием подобных каналов в своих городах, количество пользователей и подписчиков гораздо меньше, чем у тебя. Три с половиной тысячи для городского канала – это довольно много. Возможно, твой подход дает результаты. Расскажи, каким образом ты привлекаешь много людей? Что выделяется в твоем подходе? Здесь не было инициалов, исторически посты на Инстаграм делались органически, подписчики и репосты приходили самостоятельно. За всю историю канала была куплена реклама на сумму примерно от 10 до 20 тысяч, но как правило она не приносила много новых подписчиков. В основном рост подписчиков был основан на органическом трафике, акциях и репостах. Когда мы запустили Телеграм-канал, он не развивался быстро, но со временем количество подписчиков медленно, но верно росло. У нас нет определенного подхода. Я создаю интересный контент и выкладываю его. Недавно я задумал, чтобы собрать урбанистов со всех городов и просить их делать репосты. Это еще в планах, пока не реализовано. И нет никаких секретов. Других постов, которые сразу привели бы 200 подписчиков, у нас не было. Все основано на регулярности и дисциплине. Мы создаем интересный контент и развлекаем людей, одновременно образовывая их.
В своем городе вы можете создать канал, подобный каналу 'Город не бесит'. Делайте репосты из этого канала и пишите контент о своем городе. Я уверен, что этот контент очень интересный и вдохновляющий. Вот, например, канал Артемия Лебедева, где иногда публикуются статьи, которые изначально были опубликованы давно. Он объясняет, что аудитория постоянно меняется, и повторения хороших постов не являются плохими. Часто мы видим один и тот же пост, но смотрим на него по-другому, так как мы изменились за прошедший год. Поэтому нечего бояться повторений, особенно если проблема остается. Нужно продолжать напоминать о ней через канал, создавать обращения, и возможно, через время что-то изменится. Мы живем в таком мире, где изменения приходят не сразу. Когда жители пишут обращения администрации, они за это благодарят, даже если получают шаблонный ответ. Администрация принимает заявления в работу, и в некоторых случаях это приводит к изменениям. Жалобы - это нечто большее, это обращения. Мы публикуем успешные кейсы и приводим ссылки на подписчиков, чтобы они получали признание. Наша команда очень небольшая, основные задачи выполняю я, и некоторые люди помогают с текстами. У нас также была группа помощников, которые генерировали контент по рубрикам, которые мы определили. Но сейчас это неактивно. Мы получаем фото и описания проблем от нашей аудитории, которые сохраняем и используем при создании контента. Мы даже не просим активно присылать материалы, люди сами отправляют их через Telegram или Instagram, и мы используем их для создания контента. Возможность работать одному также огромная. Нет необходимости в большой команде. Мне понравилась история о физике, который создавал газету вместе с коллегой в своей однокомнатной квартире. Мы можем делать то же самое, если это нам интересно.
Ты говорил еще про обращения. У тебя есть целый сайт, городнебесит.ру, где есть инструкции. Люди писали нам вопросы, а мы отвечали, но это было неэффективно. Поэтому мы создали сайт, где есть инструкции по написанию обращений. Там можно найти все, что нужно, и получить ответы на свои вопросы. Мы также рекомендуем использовать госуслуговское приложение «Решаем вместе». В нем можно описать свою проблему, и оно автоматически пересылает обращение в соответствующий орган. Это удобно и быстро. Ответы приходят через месяц, можно оценить их и даже мониторить другие обращения через карту на приложении. Это помогает улучшить комфорт города.
Недавно, около месяца назад, я начал общаться с вами на тему проекта Монстри, который посвящен монстрам деревьев в городе. Хотелось бы услышать больше об этом проекте, если он все еще актуален. Речь идет о множестве деревьев в Томске, которые уже давно мертвы, без листьев, и некоторые из них даже разваливаются. Они представляют опасность и могут повредить что-то в непогоду. Также они портят внешний вид города. Они также представляют опасность для живых деревьев, так как являются источником болезнетворных бактерий, которые могут перекинуться на здоровые деревья. Хочется привлечь внимание горожан к этой проблеме, чтобы они задумались о ней, проходя по улицам. В настоящий момент проект находится в процессе реализации. Также существует другая проблема - сети и ресурсные организации, такие как ВДКанал, которые каждый год рубят деревья, находящиеся под их высоковольтными столбами. Наша организация уже четыре года пытается бороться с этой ситуацией, но изменения получаются недостаточно значимыми. Эти организации рубят деревья до корня, не обращая внимания на методики правильной резки деревьев. В результате у нас остаются обезображенные пеньки. Это происходит каждый год. Они руководствуются ГОСТом, который говорит о необходимости поддерживать определенное расстояние от линии электропередачи. Но на самом деле деревья никогда не дорастают до такой высоты, когда они могут быть опасны. Однако руки у этих людей топоры, и они просто выполняют ГОСТ, не обращая внимания на то, как это отразится на городской среде и на самом дереве. Нельзя ли выполнить этот же ГОСТ, но более умным способом, чтобы деревья оставались ценными и продолжали приносить пользу городу? Вместо того, чтобы рубить их каждый год, может быть стоит вырвать их и посадить вместо них кустарники, которые не будут достигать высоты линий электропередач? Это было бы гораздо дешевле и эффективнее. Также проблема заключается в том, что ресурсы и люди для замены устаревших деревьев не хватает. Поэтому некоторые деревья просто гибнут. От них остаются только иллюзия идущего колючего клубка на топе. Это тоже указывает на некорректное арборирование деревьев. Однако, в большинстве случаев, деревья погибают через некоторое время из-за вмешательства технических служб со своими пилами. Хотелось бы найти рациональное решение проблемы, которое не будет требовать годовых затрат на рубку, а будет по-настоящему решать проблему. Пока мы продолжаем бороться с этими проблемами и проводим крупные акции.
По местам были прикреплены деревянные брусочки с нарисованными глазами, создавая образ монстров. Люди начали фотографироваться с ними и присылать фотографии. Мы также просили делать фотографии сломанных деревьев, чтобы показать, что их нужно заменить. После окончания конкурса мы собираемся отправить архив фотографий в департамент дорожных деятельностей и благоустройства, чтобы обратить на это внимание и заменить опасные деревья.

Транскрибация

Добрый день, с вами подкаст «Мамкины урбанисты». Сегодня ведущий Василь Закиев и у нас в гостях Дмитрий Поляков, Дима из Томска. Дима, привет.
Привет, Закий. Подкаст у нас для «Мамкиных урбанистов» про то, как выстраивать гражданскую инфраструктуру и помогать людям понимать, какой город считать хорошим, какой считать плохим, как определять хорошие и плохие практики.
Дима, ты из Томска и, насколько видно, довольно давно погрузился вот в то, что называется гражданской урбанистикой. Можно, наверное, назвать тебя активистом-урбанистом. Расскажи, пожалуйста, как ты попал в эти сети?
Активист-урбанист, да? Да, наверное, я попал сюда случайно. Ни сном, ни духом не думал про это. То есть по изначальной своей профессии я как бы дизайнер сайтов, дизайнер интерфейсов в данный момент. Разрабатываю продукт в компании Томска, как раз такой большой продуктовый.
Как сказал, вообще не думал про город, просто жил и все. Он был фоном, я даже не задумывался ни о чем. Ты как бы передвигаешься с работы до дома, встречаешься с друзьями, ходишь в магазины. Ну, как бы и так и жил.
В какой-то момент я начал собирать какие-то заметочки, связанные там, как оказалось потом, с городом. Ну, я их как бы собирал в айфон. Думаю, ну, когда-нибудь у меня будет какой-нибудь блок Дима Поляков, где я буду это как-то разворачивать в какие-то темы и идеи истории. И буду писать.
Ну, и копил я эти заметочки, ну, достаточно долго, годы 4, наверное, 3. Однажды, сев посмотреть на них, понял, что они как бы в большей своей степени связаны с городом, с тем, где я живу, где хожу. Я очень много люблю ходить, то есть буквально я могу там десятки километров ходить иногда от работы до дома. Это тоже влияет на свое восприятие.
Вот, понял, что это все про город, понял, что, может быть, это и не про меня лично, а как бы больше как раз про контекст, где существуют все люди. И как-то это само собой вылилось органически, в общем, опять же, я не планировал ничего этого, да, вылилось вот в такой проект, который называется «Город не бесит», где я попытался начать, там, годы 4 назад, наверное, рассказывать просто свои мысли, но под вот этим вот колпаком, наверное, канала «Город не бесит».
Не от лица себя, а как бы вот сформировав некий блог, где кто-то, какая-то команда как-то рассказывает про то, как жить, что не очень, что можно исправить. Вот, в общем, свою личную вот эту боль заинтересованность я начал как-то артикулировать в социальных сетях. И через какое-то время там буквально быстро начали подключаться люди, тамичи, как бы что-то комментировать, там, подписываться.
Я понял, что эти темы интересны горожанам. Ну и, в общем, все пошло-поехало. Покатилось с большой горы. Плюс я, так как еще дизайнер, я это все и дизайню сам. Мне это очень интересно, это дает некий стимул развиваться как дизайнеру. Тут я еще и эту свою интенсию как бы реализую. Плюс развивается как-то копирайтинг, когда ты все свои мысли пытаешься передавать еще и в тексте, да, как-то отвечать, коммуницировать.
В общем, получилось такое что-то личное теплое пространство, где ты вот говоришь о том, что тебя действительно интересует. Ты не переступаешь через себя, не заставляешь себя этим как бы заниматься потому, что надо, а просто потому, что это интересно и кайфово. Вот примерно так.
Ну а дальше все это пошло там сначала в Инстаграме, потом Контакты, Фейсбуке, Телеграм в последний момент. Ну и как бы росла аудитория, росли темы. И в какой-то момент я понял, что это все оказывается называется урбанистика, потому что до этого я вообще понятия не имел, что такое было термин и что есть там понятия какие-то градостроительные, что есть что-то про архитектуру, какие-то книги. То есть я вообще не знал про это, даже не думал, что а может мне по архитектуре что-нибудь почитать, а может мне посмотреть как работает город, а может посмотреть как работает управляющая компания, которая в моем доме, например, не работает.
И как бы все-все вот так наращиваешь, наращиваешь. И сам как бы через вот этот блок условно ты изучаешь что-то. И то, что изучил, узнал сам, тут же передаешь аудитории. И получается такая как бы опять же очень органическая штука, что ты не знал что-то и как бы 10 лет готовился к тому, чтобы все передать. Ты просто вот узнаешь, погуглил, почитал, посмотрел там каких-нибудь блогеров, которые раньше были в теме урбанистики и тут же это все положил на тему Томска города и создал там пост 1, 2, 3, 4, 5.
Я правильно понимаю, что как обычный дизайнер ты просто ходил и замечал тонкости окружающего мира и пытался их в какую-то систему увязать и начал вести блог по сути как некую попытку эти свои наблюдения систематизировать? Я смотрел на все это как дизайнер. Вот если немножко развернуть историю UX, UI дизайна, то ты, например, делая продукт какой-то, максимально пытаешься оптимизировать пользовательский опыт. Как-то сделать, чтобы там меньше кликов пользователь совершал, было удобнее, приятнее работать. Ты не замечал там интерфейс.
Короче, вот эти все вещи, которые есть в разработке сайтов, логотипов, продуктов в моей работе присутствовали. И потом они как-то органически, видимо, профессия дизайнера тебя заставляет замечать все несовершенство окружающей среды. И ты ее каким-то образом хочешь иногда изменить, наверное. И вот оно как-то, знаете, соринка в глазу. Одно заметил, конкретно, наверное, я сейчас уже сложно вспоминать, что было, но в самом начале. Возможно, это все связано было с дизайн-кодом, которого у нас в Томске тогда не было. То есть город был завешен этими баннерами страшными, не совсем уместными для почти всех мест. И как дизайнер ты тоже замечаешь, что, например, здесь это неэстетично, это мешает водителям, это мешает пешеходам, это мешает обычным людям ориентироваться просто в вывесках, найти конкретное место. И вот оно вот через призму дизайна, наверное, все вылилось.
И я это все чаще замечаю, насколько связан дизайн, как улучшение пользовательского опыта с городской средой. То есть у меня даже где-то там, опять же, в задворках, в чертогах разума болтается идея, что, а может быть, когда-нибудь это все вылится еще и в книгу какую-то, где ты как бы рассмотришь город с точки зрения UI, UX.
Потому что, ну, буквально все паттерны работы дизайнера, все какие-то психологические аспекты, да, там, физиогномика человека, которая используется для интерфейсов и, там, ноутбуков, телефонов, она прямо на 99 процентов вложится на город. То есть город можно делать удобнее, так же, как можно делать удобнее, там, сайт, продукт и все остальное.
А нет страха, что на тему урбанистики уже все сказано, и твоя книга, она просто затеряется в этом море контента? Вообще нет ни разу, потому что, конкретно, ну, например, если говорить про идею книги, там, UX города, ну, такого я не встречал. Но даже если они есть, ну, как бы, в зарубежной литературе, возможно, это точно есть, потому что там гораздо больше различных книг, да. Но касательно, там, Российской Федерации, такого, даже если есть, ну, как бы, я думаю, не лишним будет через свою призму все это рассказать через свой взгляд.
Потому что это, опять же, про индивидуальную какую-то штуку, когда ты через свой внутренний опыт, да, преподносишь, ну, возможно, там, знания, которые кто-то уже сказал, но ты их там как-то иначе подаешь. Слог у тебя какой-то другой, подход, момент, который замечаешь.
Ну, как бы, несмотря на то, что, как ты сказал, что уже многое сказано, я думаю, несмотря на Томске, я думаю, что тут можно говорить еще на несколько томов условных книг про урбанистику и про то, как можно обращать внимание на город.
Ну, Томск, это довольно большой город. Сколько у него населения? Мне тут один знакомый сказал как раз, он такой недомиллионник, и это его проблема. То есть ему, действительно, там, 500 с чем-то тысяч человек. И это, как бы, достаточно проблематично, наверное, для города, когда ты еще не миллионник, у тебя рынок ограничен, тебе сложнее что-то здесь крупное открывать, потому что людей просто мало, или ты не сможешь опробовать какие-то вещи, связанные с бизнесом, вот на этой узкой аудитории.
То есть, как бы, и не деревня, и не миллионник, что-то среднее, и болтаешься вот в этом всем, пытаешься выжить. Плюс, наверное, рядом есть еще Новосибирск, который довольно хорошо высасывает соки из Томска. Может быть, да.
Но тут я тоже слышал одно интересное мнение, с которым я, наверное, частично согласен, что Новосибирск с точки зрения урбанистики сравнимый с Томском, например, гораздо хуже. Как бы, пусть меня там не хейтят жители Новосибирска, я там бываю иногда, но если представить, что... Если историю Томска вспомнить, то он в какой-то момент, ввиду того, что железную дорогу транссибирскую, железную дорогу пустили не через Томск, а через как раз, по-моему, в 20 веке Новосибирск, тогда еще был деревней, пустили через Новосиб.
Соответственно, все развитие ушло туда, а Томск остался на задворках, то тем самым Томск и спас себя от вот этого бурного роста экономического, когда у тебя, если смотреть на Новосибирск, весь город заслан ужасными там новостройками, чуловейниками, без какого-либо, наверное, облика такого, которую ты можешь вспомнить, когда говорят о Новосибирь. То есть в Томске все-таки вот... Может быть, это, конечно, меня как-то меча так только задевает, но не задевает, а как бы момент такой есть, что когда говорят о Томске, вспоминают деревянное зодчество его, какую-то архитектуру, уют, быт, то есть то, что как раз его, наверное... Что могли бы легко снести в случае, если бы... Что могли бы легко снести, я уверен, потому что сейчас идет огромное, там уже десятилетие, идет спасение от градозащитников Томска, когда они пытаются там деревянную архитектуру как-то отстоять, эти новостройки как-то тоже критиковать конструктивно, но если бы, например, Томск пошел путем Новосиба, мы, возможно, и не видели ничего того, что Томск сейчас имеет, и что именно ценного в нем осталось. Просто бы снесли и все, наверное. Проложили бы магистрали, дороги, заводы, промзоны и все, и он бы стал такой безликий Франкенштейн.
Проспекты, спальни... Наверное, это вот как раз... Да-да-да, да. То есть, возможно, это и хорошо, и есть шанс, что Томск может вытянуться, да, и сохранить то, что есть. Но как бы есть все равно достаточно много, и этим стать уникальным ценным таким городом для туристов, для тех, кто тут живет. И как раз в случае, если будет ситуация, когда Новосиб, условно, высасывает какие-то кадры жителей, то как одна из причин остаться здесь, это будет, ну, его убранство, там, удобство, да, что я, например, не очень хочу в Новосиб, потому что здесь гораздо более, там, комфортная среда. Ну, это, конечно, одна из причин, но она может быть. Лучше, чтобы она была, чем ее не было, наверное. Ну да.
Почему такое интересное название для канала «Город не бесит»? Ну, обычно, придумывая названия, закладываешь в них какие-то смыслы, идеи, которые были актуальны на момент, когда ты все это создавал. Когда я это все создавал, я вообще не планировал, опять же, во что это вылезет, да. А смысл тут, если возвращаться к истории с заметками, да, когда я понял, что это все про город, я понял, что меня это бесит. Ну, буквально, там, каждая первая заметка про то, что мне не нравится, и как-то оно за секунду так, а я хочу, чтобы это не бесило. Я такой, «Город не бесит? Ну, ладно, подумаю». А так как я, опять же, дизайнер, я еще думаю, может, это еще и неплохо на логотип ляжет. Как бы пошел вечерком, логотип запилил, и все. Ну, короче, это очень тоже как-то органично, и не так, что «А давай, я буду планировать, что-то придумывать, концепт какой-то там, медиаплан». До сих пор его нет, и это, скорее, ограничивает, наверное, канал, если бы это все было. То есть, это все максимально интуитивно и импульсно.
У многих активистов я замечал примерно такой же путь, когда человек заметил проблему, начал изучать, понял, что на самом деле проблемы гораздо больше. Пока изучал, напитался знаниями, и его начало бесить уже много чего. И, соответственно, активизм в сфере урбанистики сейчас, во всяком случае, в России часто рождается как раз на базе того, что что-то бесит. Да, да, именно так. То есть, ты что-то видишь, что тебе не нравится, ты каким-то образом приходишь к тому, что, может быть, я попробую это исправить, и вливаешься в эту тему. Кого-то она выкидывает, и, наверное, изнемогаешь. У меня есть такие примеры некоторые, что когда ты попытался бороться, ну, условно, с системой, да, и тебе она дала отбой, да, ты такой, ну и ладно, не буду. И все. И люди уходят. А кто-то остается, да.
Основная площадка для тебя сейчас — это Телеграм? Однозначно Телеграм, да. Если в самом начале и до февральских событий у нас был Инстаграм, где достаточно в какой-то момент стремительный рост пошел, ну, как стремительный, для Томска, наверное. Я опять же в масштабах Томска только говорю.
Потом примерно на год полнейшее затишье, причем по всем фронтам. Ну, как бы тут еще и лично я не подогревал никакими постами канал. То есть, мы почти 12 месяцев ничего не выпускали, потому что, ну, не было просто энергии, желания. Такой был автошок после всех событий. И там как-то уже было не до урбанистики. Вот.
А когда, ну, ты немножко как бы встаешь после всего этого, отряхаешься, условно говоря. Потом смотришь на Инстаграм, что-то туда пытаешься пустить. Видишь, что реакции все равно меньше, комментариев меньше, вовлеченность меньше. И это было одним из стимулов, ну, обратить внимание на Телегу. Ну, плюс она еще, наверное, к тому времени как раз все больше и больше разрасталась. Каналы начинали становиться популярными. И таким вот тоже образом, в итоге, стала Телега, наверное, самым таким активным каналом. Несмотря на то, что по подписчикам она в два раза меньше, чем Инста. В Инсте у нас там семь с половиной тысяч, в Телеге три с половиной, наверное, сейчас. Но по активности, по вовлеченности, по, опять же, реактивности, тому, как ты можешь быстро делать важный, полезный контент, да, Телега вообще впереди планеты всей. Ну, и как бы упор на нее. Удобная штука оказалась.
Фейсбук отвалился сейчас полностью. Примерно года полтора, наверное, когда был акцент на Инстаграме, я старался готовить контент, ну, как бы заранее, наверное, так скажем. То есть, я оформлял посты, готовил там тексты, картиночки. То есть, старался как бы сделать нормальный дизайн, да, который красивый. И это тормозило. То есть, ты пока это все приготовишь, там, занимает какое-то количество времени. С учетом того, что ты это делаешь особенно вечером, у тебя просто иногда сил не хватает и все. Соответственно, и развитие меньше канала. Вот.
А когда Инста тормознула и каким-то, опять же, органическим путем перешли мы в Телегу, сначала тоже пытались сделать контент такой, как бы с нормальным дизайном, а потом все это откинули. И сейчас это перешло в разряд такого, что импульсный контент. То есть, ты что-то видишь, вечером готовишь пост на следующий день. Нафоткал, описал, да? Да, да. То есть, ты убираешь вот эту, как бы, зацикленность перфекционистскую с дизайном. Ну, естественно, не совсем ее на дно опускаешь, да. У нас там есть очень замороченные с дизайном истории. Но, когда ты сосредоточишься на фотографиях и контенте, да, это прям можно по нескольку постов в день готовить, ставить их в расписание и они вылетают. И если раньше была история, что в день выходил один пост или в неделю там три, в лучшем случае пять, то сейчас может в день выйти по четыре-пять постов вот такими вот волнами. И люди активно комментируют, пишут там какие-то результаты постоянно, эффект достигается. Ну, то есть, короче, движение идет и ты видишь, что это все не куда-то мне в холостую, а прям приносит пользу. Ну, естественно, только это затрачивает очень много энергии и времени. Тебе приходится сидеть вот ночами это все готовить. Все равно готовить не так сильно, но готовить и планировать. Хотя бы на день вперед. То есть, максимум план, который был, это два дня, наверное, три вперед. У меня всего остального больше никогда не было. То есть, когда меня спрашивают, а давайте мы там вашу какую-нибудь рекламу, ваш медиаплан поставим, я тихонечко про себя смеюсь, говорю, давайте, но у меня нет медиаплана никакого. Ну, с опытом, наверное, это проще делать.
То есть, со временем набираешься какого-то опыта и гораздо проще становится писать контент, готовить его. Ты меньше времени на него тратишь, меньше энергии. Ну, конечно, да, да, да, конечно. Если раньше ты на это все как-то более осторожно подходил, потому что, да, и опыта там вообще не было. Ты там пытался тексты выписывать, как-то переформулировать, готовить картиночки, фоточки, искать где-то их, то сейчас это все достаточно быстро выстреливает. И это хорошо для развития канала, я считаю.
Смотри, у многих людей, которые занимаются развитием подобных каналов у себя в городах, гораздо меньше пользователей и подписчиков, чем у тебя. Три с половиной тысячи для городского канала — это довольно много. Не все московские урбанистические каналы имеют столько подписчиков. Наверное, здесь есть какой-то результат твоего подхода.
Вот что бы ты в своем подходе к тому, как ты ведешь канал, выделил, что позволяет привлекать много людей? Какие были вещи, которые ты в своем подходе выделяешь?
Начну с того, что изначально никаких не было. Если исторически берем, на Инстаграм делаешь посты, органическим путем идут подписчики, репосты какие-то. За всю историю канала я купил рекламу, наверное, в целом на тысяч 10-20, и то это тысячу вкидываешь. Когда Инста, я про Инсту именно говорю, потому что когда тебя как-то она пытается рекламировать, ну и то это приносило один-два человека. Все остальное — это органика, акции, репосты.
И в Инсте вначале я пытался, как бы сам подписываешься на кого-то, тебе в ответ из десяти, два подпишутся, все. Когда пришла история с Телегой, то там, конечно, не было никаких, там нет просто функционала на кого-то подписываться, никаких особых репостов. Просто делаешь то, что нравится, я не знаю, то есть никаких секретов нет, просто фигачишь контент, и все.
Плюс, так как набралась за все время аудитория в Инсте, ты иногда в сториз говоришь, а у нас еще Телеги, заходите в Телегу. Или в начале, когда мы запускали Телегу, в Инсте сделали анонс, смотрите, мы теперь будем в Телеграме. Ну, придет там человек пять. И вот потихонечку-потихонечку, скрипя, колеса там как-то набираются. Там не было никакого бурного роста. Типа вот там у нас было двадцать человек, стало пятьсот. То есть Телега у нас развивается два года, наверное. Там, если смотреть ретроспективно, то ее можно было запускать гораздо раньше, и было гораздо больше людей.
А я как-то там, и... Ну, короче, просто новая платформа, я думаю, ну, потом как-нибудь запустимся. Пока Инста тянет за собой все, там больше активности и так далее. Ну, а время и события, они как-то подтолкнули к тому, чтобы развивать. Поэтому, как бы, подходов каких-то нет. Просто вот контент, не знаю, какие-то интересные тебе же посты.
Совсем недавно я задумывался о том, что, а может быть, мне собрать как раз каких-то урбанистов там по стране, их каналы, и покидать им ссылочки с просьбой, ну, репостить. Вот мы тут такие есть, сидим в своей Сибири. Может, вам будет интересно. Ну, и опять же, это где-то в планах, там, на заметочках. Пока этого не делал. Поэтому, не знаю, нет секретов. Не было каких-то постов, да, которые привели бы, там, 200 сразу подписчиков и так далее?
То есть, это курочка по зернышку клюет, копейка рубль бережет, регулярность, дисциплина победила, класс. Нет, посты, наверное, были, если говорить, которые приводили не по зернышку, ну, например, там, по 100-200 человек. Они достаточно редки, но такие кейсы были, да. А чем эти кейсы отличаются? Просто для кого-то один раз привезти 100-200, это все уже, жизнь удалась, канал удался. Может быть, это использовать? Для меня это сейчас так же. То есть, я совершенно не считаю, что их там много, да, и вот приходит, там, в последнюю акцию у нас пришло почти 100 человек за две недели. Я такой, ура, 100 человек пришло.
А какие залетали? Ну, так, навскидку, вспоминается, были посты, которые связаны были с дизайн-кодом. Когда мы только начинали в Томске, никто не знал про дизайн-код вообще. И власти даже в своих новостях говорили о том, что нам не нужен дизайн-код никакой, потому что есть паспорта фасадов, например, да. Ну, и мы начали, мы возмутились, бесит меня это, я начал писать посты про то, что дизайн-код нужен, что его приняли уже, там, 10 лет назад во многих городах. И вот такая вот вирусная, ну, не вирусная, а как бы развитие одной темы, наверное, немножко упор на одну тему, он как-то стал приводить аудиторию.
Но, опять же, если говорить о подходе, то мне неинтересно просто говорить о какой-то теме типа о дизайн-коде. Мы придумали про дизайн-код, например, персонажа, да. Потом была идея, как, ну, например, есть много пабликов, которые говорят о том, показывают, как Томск выглядел раньше. Ну, это просто фотография. Смотрите, улица Ленина, она там 50 лет назад выглядела вот так. Мы придумали бабушку, которая постоянно ворчит и вспоминает про Томск. То есть, по-моему, баба какая-то, баба Нина или баба Вера, то есть тоже ее нарисовали. И теперь это не просто фотка, а вот, например, смотрите, баба Вера вспоминает, какой был Томск, жалуется на какой он сейчас. Тебе это гораздо интереснее потреблять, читать, потому что это через юмор, через креатив. Ты только смотришь, ну, бабка Вера там ругает рынок, вспоминает, как она в кинотеатр ходила в 60-х годах с дедом. У нее дед. Там целая вселенная про эту бабку, короче, была.
У меня, на самом деле, в самом начале я прочитал глумное слово, называется edutainment, когда это education плюс entertainment. Наверное, это основной принцип канала, когда ты через такой фан, мемность какую-то, да, в хорошем смысле развлечения, подаешь еще и тот контент, который ты хочешь подать. Ну, education не кидаешь, образование. Да, education, да. Который может быть сухим, если ты его никак не обработал, а может быть вот, ну, примерно вот таким, какой он сейчас у нас иногда бывает.
Это, опять же, про историю, что я вообще не думал, что интересно архитектура мне. Я в какой-то момент, через полгода такой, а дай-ка, я думаю, куплю книгу по архитектуре для начинающих. Начинаешь читать, изучать, немножко тему эту затрагиваешь уже более профессионально. Не просто, что тебе что-то не нравится, а ты, почитав какую-то книжку, понимаешь, а так вот, почему мне она не нравилась. Так вот, почему у нас так все в городе не очень, а давайте я вот сейчас расскажу тебе это своим подписчикам. И ты, как бы, сам учишься и тут же обучаешь аудиторию. Ну, в хорошем смысле обучаешь. Тут нет позиции, что мы сейчас вот вам учились пять лет и будем вас учить. Нифига подобного, там, половина постов только на базе того, что я вечером погуглил что-то, узнал эту информацию и выдал ее дальше. Все. Классно.
А какие книги или материалы по урбанистике ты читал, которые повлияли на твое видение того, как это все должно быть? Книги, я не знаю, фильмы, посты, может быть, какие-то блогеры? Сложно вспомнить, потому что, опять же, я специально это не изучаю, не читаю. Даже страшно сказать, я Варламова смотрел, ну, наверное, там, выпусков пять самых таких, наверное, каких-то его просматриваемых, вот. Поэтому книжки где-то валяются, ну, наверное, книжка Варламова про мэра, как-то там про мэра. «Сто советов мэру», да. «Сто советов мэру», да, и то она недочитана. Но очень крутая, кстати, очень. Вот ее совет, наверное, да.
Очень много литературы в «Стрелке» они раньше делали. Конструкторское бюро «Стрелка», бери и читай любую. Плюс они очень круто с точки зрения издательской работают. Работали сейчас, по-моему, они все завелись. Книги красивые, приятные, да. Да, красивые, приятные, ты, опять же, как дизайнер, кайфуешь от этого, и какие-то другие читать уже тебе не очень интересны, ну, чисто с эстетической точки зрения. Ну, вот «Стрелка», наверное, да. И есть еще, ну, какие-то другие, все около этого. То есть, конкретных я не скажу, ни каналов, ничего такого. Я из урбанистов тоже в телегии, по-моему, ни на кого не подписан, кроме томских каких-то. Чтобы контекст понимать, томский. Российских тоже нет. Ну, вспомню, «Радченко», наверное, канал. Это про транспорт. «Гершман», который про города. Аркадий Гершман, «Умный город». Это те, наверное, которые сейчас еще продолжают тему урбанистики качать, потому что после, опять же, февраля того года, ну, то самое затишье было, когда год там буквально все каналы отключились.
Ну, как будто вот выжженное поле, и это, в принципе, в какой-то момент стало мотивировать меня в том, что, может быть, как раз на этом выжженном поле можно дальше что-то строить. Потому что игроки там крупные ушли, и кто-то в политику, как Варламов, да, и вообще про урбанистику не говорит, с кацом. А остальные как бы, ну, что-то делают. Челябинский урбанист читал его когда-то, он тоже сейчас. Перестал что-то такое конкретно урбанистическое делать, писать. Поэтому тоже, по сути, очень много вакантных мест. Вот бери, делай, занимай. Самое время, да, заполнить это. По-моему, это самое время заполнить и выйти там даже с регионального на федеральный уровень, что у меня тоже где-то там в планах есть, но это всё время ресурсы и силы. Поэтому пока вот как-то пытаюсь на Томск. Пытаемся, да.
Есть ли такая история, что ты перечитываешь свои старые посты, чтобы набраться идей и креативом для будущих? Я иногда пролистываю, просто посмотреть, что было, чтобы случайно не повториться. Потому что за, наверное, 4 года уже, ну, как бы, темы всё равно одни и те же идут. Ну, одни и те же в плане там, например, доступная среда, дизайн-код, да, там. Комфортная городская среда, они бесконечные. И ты мог просто сказать где-то о чём-то уже. Но, опять же, это не страшно совершенно. У меня даже сейчас одна из рубрик появится снова, и я буду её снова писать. У нас была рубрика «В честь кого назван город?» Ой, город, улицы, где я просто беру и рассказываю. Вот улица Ванцетти там названа в честь такого-то парня. Улица Лозо в честь такого-то. То есть ты, опять же, живёшь и никогда не думал, что, например, Лозо или Ванцетти, это пример конкретный, в своё время было Революционером. И там с кораблём, на корабле на каком-то утопил, там человек десять просто обвязал их верёвкой и утопил. В честь этого человека улица названа. Ну, то есть история вот, никто об этом не знает, ты живёшь. Я думаю, да, сделаю рубрику. Писали в Инстаграм про это. Потом заглохла эта рубрика, а сейчас хочется её обновить. С учётом, опять же, технологий и детеймент-подхода. Я хочу в этой рубрике, например, применить нейросеть, и, словно рассказывая про проспект Ленина и говоря, кто такой Ленин, его разукрасить с помощью нейросетей и ещё и оживить.
То есть есть такие сервисы, где они тебе там трёхсекундное видеооживление, твоей любой фотографии сделают, да. Вот это, опять же, гораздо интереснее будет для людей, когда ты будешь видеть там Фрунзе, не знаю кого-то, Беринга, все те улицы, которые по всей стране есть, да, они у тебя вот будут. Владимир Ильич Ленин вот там у тебя моргнул тебе, да это, по-моему, офигенно. Тем более можно записать его голосом, потому что его записи сохранились. Да, да, это ещё одна из типа фишек нейросети, где ещё и голос. Получается цвет, анимация, голос, и у тебя потенциально очень интересная и вирусная, наверное, история. И, опять же, она очень круто интерпретируется на Россию, потому что особенность страны в том, что улицы Ленина есть везде, в каждом городе. Это интересно будет читать не только томичам, да.
Слушай, ну тут такая идея, что вирусность, она важна для того, чтобы больше людей вовлечь в обсуждение и в этот контент. Не столько для того, чтобы потешить своё самолюбие, да, сколько, наверное, как раз увеличить отклик, чтобы больше людей прочитало, чтобы больше людей откомментировало, поучаствовало в разговоре, высказал свои опасения. И, соответственно, потом, возможно, таким образом произошёл тот самый образовательный момент.
Да, то есть основная цель канала, которая изначально была, это изменять город. Потому что, ну, грубо говоря, тебе не очень комфортен, ты изучаешь эту среду и понимаешь, что он может стать более качественным, удобным, безопасным. И как раз цель не набирать людей, ну, как бы основная цель, вот, донести вот эту инфу и запрос людей на качество, чтобы он был больше. Чем больше людей этот вопрос себе зададут, да, вот я выхожу из подъезда и наступил в лужу. Почему эта лужа? Ага, потому что у меня управляющая компания не работает. А можно ведь сделать так, чтобы лужи не было, да? Можно было, да. Оказывается, можно.
Ну, то есть начать, цель, чтобы люди, вот как бы, опять-же, я про себя, только говорю про себя. А как я, сколько я, 35 лет ходил, я вообще про город не думал. А потом ты получаешь некую информацию, да, и у тебя как будто пелена с глаз уходит, и ты по-другому совершенно смотришь на действия окружающего контента, начинаешь задумываться, как бы у тебя шестереночки такие, потихонечку, потихонечку. И ты начинаешь что-то делать, менять среду, звонить в администрацию, писать обращения какие-то, да, собирать на акции каких-то людей, онлайн-акции, там, или оффлайн раньше были, раньше. Вот. И вот в этом цель. И, соответственно, как бы цель больше подписчиков, она вторична, как бы они связаны. Чем больше людей будут вот об этом думать, тем быстрее что-то начнет меняться. И в контексте развития канала это очень сильно заметно, потому что, ну, он, хочется верить, влияет на то, что в Томске есть. Если посмотреть на Томск четырехлетней давности и сейчас, ты видишь, что качественно вырос запрос томичей на улучшение жизни. Естественно, я живу в таком пузыре, где меня окружают такие люди, но, как бы, там, и аудитория растет, ты видишь, что их раньше было 500, сейчас в целом там по всем каналам 11 тысяч, да. Это уже лучше, что 11 тысяч тебя хоть чуть-чуть могут послушать, а из них, ну, даже один напишет обращение, это уже лучше, чем ноль. И вот оно так вот тоже взаимосвязанно работает. Начинает что-то меняться.
Ребята, если вы хотите в своем городе развивать подобный канал. Берите в качестве источника вдохновения канал «Город не бесит», делайте оттуда репосты и делайте свой контент про свой город. Я уверен, из того, что я слышу того, как Дима говорит, из того, что я посмотрел в канале, этот контент, он такой огненный и самое главное, источник вдохновения бесконечный.
Когда читаю блог Артемия Лебедева, вижу там иногда статьи, которые были издавна и раз в год он выпускает объяснения, почему он так делает. Во-первых, аудитория меняется постоянно. Год назад читают не те же люди, которые читают сейчас. Во-вторых, хороший пост, он остался хорошим, он хуже не стал за этот год и нет ничего плохого в том, чтобы хорошую мысль повторить дважды. Повторение мать учения.
И иногда сам понимаешь, что читаешь тот же самый пост, который был год или два назад, а может быть уже не первый раз, но ты смотришь на него с другой стороны, потому что ты как читатель за год изменился. Я в этом смысле полностью тебя поддерживаю, что нет ничего плохого в том, чтобы повторяться, даже добавлю, нет ничего плохого в том, чтобы даже просто повторять посты. Особенно, если проблема не прошла. Ну, то есть лужа была и осталась в том же самом месте, просто повторяем, что смотрите, год ничего не поменялся.
Да, это один из принципов, когда, например, проблема остается, а ты еще с помощью канала о ней напоминаешь, потом пишешь обращение и через год-два что-то меняется. Эта вся история, тоже когда-то я майнсет поставил такой себе, что она в долгую. Скорее всего, вряд ли получится что-то сиюминутно поменять. Ту же лужу, если мы про нее теперь говорим.
Принимаешь для себя, что я сейчас этим буду заниматься, и результат, в каких-то случаях его вообще не будет, по ряду причин, а в каких-то он будет, но очень отсроченный. И это нормально, потому что мы вот в таком мире живем, у нас такое время, такой город, такая страна, не знаю, люди. То есть, как бы опускать руки после первой так называемой отписки, как многие, ну не многие, но некоторые пишут у меня в канале, как бы да, там они присылают одни отписки на наши обращения, на наши жалобы.
Даже отписка это очень крутой результат на самом деле. Я прям по своему опыту тоже могу сказать, что тебе, ну вот, например, я пишу обращение на то, что у меня рядом с домом нет пешеходного перехода, а движение, ну люди просто пешеходят-переходят, нарушая дорожные правила, а это рядом со школой. Я пишу, уважаемые администрации, вот в таком-то месте нужен пешеходный переход. Приходит ответ, у нас нет денег, департамент дорожной деятельности сейчас не может это реализовать. Возможно, в следующем году, при наличии нужного бюджета, мы об этом задумаемся.
Такой, окей, пишешь еще, например, что все-таки вы хотите год ждать, например, до следующего бюджета, или ждать, пока у вас здесь переедут ребенка. Там реально опасная ситуация. Приходит, например, опять ответ тот же, что извините, где мы деньги возьмем. Но через год-полтора, либо даже меньше было, я иду, и у тебя уже пешеходный переход стоит, поставили светофор. То есть, в случае про отписку, если говорить, то, ну, как бы, как я это представляю, если житель выдает свой, как бы, свой запрос администрации в виде вот обращения, какого-либо зафиксированного письменно, через администрацию, через приложение решаем вместе, то он же у них проходит какой-то юридический путь, где они получают, ага, Дмитрий Михайлович с такой-то улицы пожаловался.
Они же навряд ли, я надеюсь, вот так это в кулачок и в мусорку. В GPT сразу, пусть копеет ответ, да? Напиши ответ, обращай, хорошее обращение. Ответы, да, у них, скорее всего, очень шаблонные, но все равно ты, как бы, они, получая этот запрос, жалобу, да, они куда-то складывают, и потом, например, при формировании бюджета, я надеюсь, они видят, что вот на такую-то проблему, полтора человека написали обращение, и, наверное, мы давайте туда тоже выделим деньги, потому что вот они пожаловались. Остальные 500 тысяч людей не пожаловались на свой пешеходный переход, их никто не услышал.
Вряд ли у администрации просто есть человеческий ресурс бегать по всем улицам, да, и смотреть, где что нужно. Они проще возьмут то, что уже есть в качестве жалобы, и, возможно, передадут это в работу. Это может быть даже отписка, где они написали, извините, Марья Сергеевна, нет денег, все, отвалите. А потом получают бюджетные деньги, такие, о, Марья Сергеевна тут жаловалась, ну, давайте пустим ее там в ГИБДД отправим.
Мало того, Марья Сергеевна, Нина, Дмитрий и еще куча людей писали про это. Я бы даже не воспринимал это как жалобы, это обращение. Вот мы же, когда что-то отходим от магазина, мы пишем. А мы не пишем вообще слово жалоба, вообще. Да. Да, да, да. То есть я прям, опять же, для себя тоже убрал это слово жалоба, потому что это, ну, есть некий какой-то флер не очень, когда там, опять же... Жалобники. Жалобники подписчик, да, вы тут стукачи, да, ты как бы пишешь ему, что это твое гражданское право просто требовать то, что тебе по закону положено, да, поэтому это не жалоба, это обращение.
У нас есть инструкции для обращений на сайте. Мы публикуем свои успешные кейсы и тоже пишем именно, как бы, формулируем это как обращение, чтобы убрать вот это все-таки какой-то фон, который, ну, наверное, лишний здесь будет. Поэтому это конкретно обращение. Я обращаюсь к вам, берите, пожалуйста, баннер, вы нарушаете дизайн-код. Я обращаюсь к вам, сделайте, пожалуйста, для инвалидов спуск для колясочников, да, там. Как бы, какая тут жалоба? Конечно, можно пожаловаться, сказать, что я жалуюсь, но это обращение. Ты регулярно говоришь «мы», то есть имея в виду, наверное, команду проекта.
Расскажи, пожалуйста, про команду, кто есть, кто чем занимается, вообще зачем нужна команда, почему ты это делаешь не один? Интересная история про команду. На самом деле она очень маленькая, если так скажем. Буквально на одной пальце руки пересчитать, то есть основную часть делаю я, пару человек пишет тексты, какие-то, точнее, присылают какие-то тексты.
Один момент мы просили, создавали как бы поддержку помощников, то есть мы прямо сделали запрос, типа «ребята, нам нужны помощники, генерите нам не контент, как бы у нас были конкретные рубрики», мы прямо написали инструкцию им, как эти рубрики будут у нас выглядеть, и, ну, нам нужна просто была информация.
Вот если возвращаться в честь кого названа улица, рубрика была, ну, достаточно механическая работа, где ты берешь Википедию, и переформулируешь ее в такую подачу достаточно короткую, емкую. Вот. И у нас набралось человек 25, наверное, мы создали чат, где эти ребята нам помогали по некоторым рубрикам в течение, там, полугода-девяти месяцев.
Это был прям разгруз такой, где тебе совершенно на безвоззренной основе люди приносили информацию, ты ее оформлял, и как благодарность мы в каждом таком посте, который был создан на основе people-generated-content, мы писали прямо спасибо, там, я не знаю, Елене. Делали ее фотографию, если она не против, ее ссылку на ее, там, Инстаграм или тогда ВКонтакте. Ну, то есть, чтобы люди получали какой-то профит, как бы, как благодарность. Типа, спасибо, мы могли написать просто, да, но тут еще, смотрите, этот пост создан благодаря Валентину.
А сейчас, ну, да, это было приятно. Но потом, как бы, это все подзатихло, потому что понятно, почему, что ты не можешь бесконечно делать бесплатную работу, у каждого свой быт, дела и так далее. Поэтому эта группа уже давно не активна, и сейчас это, как бы, маленькая команда в лице, там, меня и пару человек, и аудитория наша, которая системно присылает свои фотографии, свои описывает проблемы.
Мы это все сохраняем, и когда, например, хочется о чем-то рассказать, а контента еще у тебя не сформировалось, да, в голове, ты заходишь вот в этот условный виртуальный ящик идей, которые нам постоянно наполняют подписчики, и оттуда берешь и черпаешь, и импульсно иногда создаешь контент. Причем мы даже не просим сейчас, как бы, присылать, а они вот там в бот-телеги присылают, в директ Инстаграма.
Буквально вчера мы создали целую серию постов, как раз целый день она выходила про тему ремонта дорог по федеральной программе «Безопасность и качество автодорог». То есть, она вся создана, там, по-моему, пять или шесть постов на основе фотографий подписчиков, которые присылали нам, и все. Это как раз про то, что сделали ремонт дороги, но при этом оставили плохую ливневку, место для лужи, ошибки проектирования, излишние заборы, вот это все, да?
Да, то есть, физически, например, мне пойти по всем вот этим даже четырем условным районам города и отфотить, и потом принести ноутбук. Тем более в разных погодных условиях. Да, да, да, это сложно, но вот как раз вот эта коллективная работа, она в этом смысле помогает тебе пришли с одного района, с дальнего района, с третьего, и это в целом такая, хоп, проявляется проблема системная, про нее пишешь. Вот как-то так это работает.
Короче, это такая активная история. Команду, проект. Есть книжка, вы, наверное, шутите, «Мистер Фейнман», что ли, про физика, который участвовал в создании ядерной бомбы. Очень крутой. Вот книгу ее я советую почитать. Физик с очень разносторонними взглядами увлекался всем подряд, кроме физики, очень коммуникабельный был.
И в какой-то момент он писал о том, что они с коллегой где-то там в съемной квартире однокомнатной решили издавать какую-то газету, без деталей, я не помню какую, и делали ее вот буквально, он говорит, мы сидели там в трусах, сидели, пиво пили и писали эту газету, где-то там печатали, и она очень популярной была. В какой-то момент к нему пришел то ли директор, то ли кто-то из главных редакторов крупнейшей на тот момент в США газеты, типа «Нью-Йорк Таймс» или еще какой-то, и задал вопрос, слушайте, ребята, у вас там, наверное, команда, просто пять этажей, вы фигачите, да какой контент?
А он говорит, я понимаю, что мы вдвоем там иногда в одного даже его делаем, и никакой команды вообще рядом нет. И вот мне эта история прям очень понравилась и очень ложится на то, как мы работаем. Поэтому вот как-то можно вот там буквально в одного делать такое, если это интересно.
Ты говорил еще про обращения, которые вы делаете. Что с ними? То есть, я так понял, у тебя же есть целый сайт, городнебесит.ру. Я так понял, ты его завел как раз для того, чтобы выкладывать на нем некие статичные материалы, да? То есть канал это там, это поток, сайт — это некие статичные материалы, на которые нужна регулярная постоянная ссылка, тем более там из ВКонтакте, из Инстаграма, из Телеграма, из разных мест, чтобы все это могло в одно место стекаться. И на этом сайте я вижу у тебя инструкции по тому, как писать обращения, чтобы они выполнялись. Расскажи, пожалуйста, про эту тему, то есть почему вообще возникла необходимость такие инструкции писать?
Все верно, сайт — это для более статичных материалов, проектов или вот в том числе обращений, где ты можешь в любой момент зайти и найти то, что тебе надо. То есть это не новостной поток такой, да? Хотя мы вроде и не новостной ресурс, но иногда скатываемся, но опять же это одна из принципов не уходить в новостную тематику, потому что она тоже сжирает, и это вообще не про огород не бесит.
Вот, инструкции — это все история про то, опять же, чтобы люди максимально были вовлечены в изменение среды, в которой они живут, чтобы они понимали, как написать то или иное обращение, кому написать, и было такое единое окно, где их вопросы могут быть отвечены. Это все родилось из того, что нам до сих пор пишут, и все четыре года писали, иногда люди вопрос, а куда нам обратиться? Вот, например, у меня шумят соседи, или, например, у нас в городе рубят деревья, или там, не знаю, парковка не такая какая-то, да? Паркуются на газоне. Сначала мы писали словесное объяснение, где говорили пишите туда, обращайтесь сюда, а потом подумали, что это какая-то уже бесконечно одна и та же работа, копипаст, которая отнимает время, и надо бы ее оптимизировать, и родилась идея, что мы теперь будем собирать все эти инструкции по обращениям у себя на сайте.
Она потихоньку разрастается, эта рубрика обращений, ну, как бы инструкций становится там больше-больше, но основные уже есть, и они лежат на сайте, люди туда заходят, мы им туда скидываем ссылку, если они спрашивают нас, как написать что-то, скидываем ссылку, и по ней уже могут как-то смотреть прям по шагам инструкцию, как и что кому писать. Но одна из основных рекомендаций, которые мы даем, это использовать одно приложение просто, которое называется «Решаем вместе». Это госуслуговское приложение, прям федеральное, оно доступно на всех платформах, оно не требует для тебя, как для обычного горожанина, знать конкретно, вот куда мне писать, потому что у меня переполнена урна, мне писать управляющей компанией, мэру писать, или губернатору, или, не знаю, еще кому-то.


Я, когда с тобой начал общаться примерно месяц назад, начал с темы Монстри. Это проект про монстров деревьев. Расскажи, пожалуйста, про него, если это ещё актуально. Проект Монстри. Так повелось, что как-то у нас про деревья в городе... Ну, у нас, если в город не бесят, уже это такая вторая большая акция. В Томске есть, ну, не скажу, что прямо шквал деревьев старых, аварийных, но достаточно много, которые стоят уже давно мёртвые, без листьев. Некоторые буквально разваливаются, их вот можешь шатнуть, оно падает. Я проверял два месяца назад. Ну, и, собственно, они, во-первых, опасны, могут в непогоду как-то повредить что-то. В целом неэстетичны, потому что на пять хороших берёзок у тебя шестая стоит разваливающаяся и портит всё. Но они ещё опасны для живых деревьев, потому что они являются рассадником болезнетворных бактерий, которые могут потом перекинуться на здоровые деревья. Ну, короче, как-то они могут, да, я опять же без деталей не знаю. В том числе и для деревьев. То есть они как бы опасны, неудобны, неприятны. Захотелось на это обратить внимание. Город жителей в первую очередь, опять же, чтобы они об этом задумывались, идя по улице, увидели. Типа вот прям реально подсветили эти деревья. Потому что ты ходишь, у тебя это фон, фон, фон. Когда у тебя городская среда превращается в фон, ты очень многие проблемы просто не замечаешь и считаешь это данность. Но это данность просто потому что она есть, но ты её можешь изменить и сделать гораздо качественнее. Вот. Собственно, вот эти деревья есть. И есть ещё огромная проблема у нас. Это городские сети и ресурсные организации, как ВДКанал и кто-то ещё, не помню. Они ежегодно, ежесезонно рубят деревья, которые стоят под их высоковольтными столбами. Причём рубят настолько под пень, что мы четыре года уже пытаемся бороться с этой ситуацией, но пока не получается. Как бы есть изменения, но достаточно такие. Не те, которые хотелось бы сделать. То есть они рубят эти деревья, соответственно, если ты... Ну, буквально в ноль. То есть это вот есть правило, например, дендрологи, арбористы, это те, кто занимается деревьями, как раз их правильной резкой, рубкой. У нас есть центр городской среды, где у которых даже есть свои методички по тому, как рубить правильно дерево, чтобы оно потом не сгнило, не умерло, и у неё ветка чтобы не отвалилась на голову какой-нибудь бабушки. Но они рубят. Они рубят буквально... Вот у нас была история, когда они рубили целую яблоневую аллею. То есть представим, там у нас на полкилометра яблони весной цветут вот так пышно, а они срубили 80-90% ствола всего. Я не говорю о ветках, у тебя просто стоят такие вот коряги. И это происходит каждый раз. Причем они рубят, аргументируют это ГОСТом. Ну, такой ГОСТ, естественно, есть, что у тебя до линии ЛЭП должно быть определенное расстояние. Дерево никогда в жизни не дорастет до критического состояния, когда этот ЛЭП будет опасен. Ну, как бы они ребята простые, им дали топоры. И они вот, например, мою улицу, на которой я работаю буквально, там уже второй год, каждый год рубят пополам. Там у тебя было 100% дерево, стало 50% дерева. Это дерево обрастает снова, а они осенью рубят снова или на следующий сезон. Это ужас, это ху... То есть они рубят без уважения к дереву и без уважения к тому, как это дерево находится в городе. Они просто тупо выполняют ГОСТ. И можно выполнить этот же ГОСТ, но сделать это более умно, так чтобы дерево осталось ценным и продолжало приносить пользу городу. Дерево в городе появляется не просто так. Оно защищает от солнца, от ветра, оно увеличивает биоразнообразие, оно создает тень, оно уменьшает шум, оно уменьшает количество пыли и так далее. Собирает воду, кстати, что уменьшает нагрузку на ливневую канализацию и прочее, прочее, прочее. И они просто на все это не обращают внимания и выполняют ГОСТ самым простым тупым способом. Все так. Все очень так, и вот по-другому не скажешь. Это очень прямая организация. Их очень сложно перебороть, и мы пытаемся это сделать. Это уже вторая наша крупная акция, которая сейчас идет. То есть эти деревья, они, бедные некоторые, пытаются отрастать. То есть ты видишь вот столб, в которого потом, к весне там, получается вот это, как бы такой ежик. Он тоже очень неэстетично выглядит. Это какие-то, по-моему, называются водяные побеги. Это тоже признак того, что дерево было арборировано неправильно. Все, значит, оно в ближайшие годы или погибнет, или будет пытаться обрастать. Но в большинстве случаев оно погибает через какое-то количество времени, потому что ребята с пилами их рубят. Вот. Хотя может быть, да, и рубить аккуратно. Либо можно их, как бы, если уж у вас, на моей памяти, 20 лет, они рубят одну аллею. Вырвите их, посадите кустарник, который никогда не дорастет до линии электропередач высотой в 7 этажей. Не мучайте мужиков каждый год, не тратьте на это бюджет. Ну, то есть проблема ноль. Она решается, как бы, единоразово. Аргументов ее не делать не было. То есть высадить кусты для... Либо у тебя каждый год рубят мужики с топорами деревья. Мне кажется, высадить кусты гораздо дешевле, чем вот это все истрачивать ресурсы на это. Но этого не происходит. Поэтому часть этих деревьев просто гибнет, засыхает. То есть тут человеческий ресурс еще внедряется. И без того деревья от старости своей помирают. Их давно пора уже компенсирующие посадки делать, которые посажены, топали в 50-х годах. Они уже просто изжили свой срок, и их надо менять. Но тут еще и люди этого мешают. Поэтому вот эти деревья, которые уже мертвы, то есть на них уже все, нет никаких листьев. Мы их фотографировали. Опять же, к слову, как рождаются посты. Просто я иду, например, и фото их. В течение полутора лет. Думаю, вдруг что-нибудь будет, какой-нибудь пост у меня.
А потом родилась идея, что, а вдруг, ну как вдруг, чтобы тоже это было более интересно и идитейтменно, мы взяли и придумали, что как бы возьмем кусок березы, нарежем ее такими блинчиками, размер, не знаю, сантиметра 4, на этих брусочках нарисуем глаза и прибьем на эти мертвые деревья. Все, мы это организовали, сделали, сделали пару рейдов по городу с конкретными местами, где мы, опять же, когда-то нафотографировали и прибили на вот эти вот буквально столбы обрубки глаза. Это получилось очень круто, на мой взгляд, очень интересно, супер, это вычленяет это дерево среди всего, то есть ты не можешь не заметить его, потому что оно на тебя смотрит, эта безликая коряга становится прямо персонажем, причем ты не знаешь, как бы каким оно персонажем станет, потому что есть вот пара глаз, которые ты нарисовал, а потом ты идешь на конкретную локацию, прибиваешь их, а у этого дерева, например, была там ветка как-то из дупла росла странно, там дерево было больное, или на нем было приклеено объявление, похожее на род, и у тебя каждое дерево прям при тебе преображается в какого-то персонажа, у которого появляется характер, эмоции, он буквально оживает, с ним начинают фотаться, нам присылают там с детьми какие-то фотографии, типа вот мой ребенок там сфотографировал вашего монстра, ему теперь он нравится. И тут, получается, ты подсветил с одной стороны этот момент, то есть какова суть акции, ты вот через это говоришь городу, смотрите, у вас вот деревья в 26 местах, например, их пора заменять, потому что они буквально разваливаются. Мы сделали из них вот этих монстров, вовлекли в эту историю жителей, запустили конкурс, чтобы они фотографировали этих монстров, присылали нам, но, опять же, чтобы эта история была более полезной, этих конкретных монстров мы знаем, где они есть, но мы не знаем еще очень много мест, где эти деревья еще мы не видели сломанные, поэтому вместе с найденными монстрами присылайте нам еще и просто фотографии коряг вот этих, которые нужно заменить. В конце конкурса мы весь вот этот пул, огромный архив умерших деревьев планируем выслать в департамент дорожных деятельностей и благоустройства с просьбой, ну, как минимум, обратить внимание, что вот у вас в городе очень много деревьев, пора их менять, но не просто менять, а, точнее, пора их убирать, потому что они опасны, но не просто убирать, а еще и делать компенсационные посадки, то есть на место пенечка посадить новое нормальное дерево, но, опять же, не просто росточек маленький такой, который трактором в ближайшую зиму несет, а достаточно крупное дерево, который можно садить тоже. Посмотрим, во что это выльется, но сейчас уже, как я сказал, жители уже в это вовлекаются, копят монстров, присылают нам иногда их, присылают места, где новые деревья есть, и уже несколько этих монстров доблестно погибли, потому что их департамент уже, видимо, обнаружил буквально на той неделе три монстра наших смесины. То ли радоваться, то ли огорчаться, да? Да, пока на их месте ничего не посажено, но, скорее всего, опять же, эта история про долгую, как я говорил, потому что сейчас сажать уже смысла нет, это зимний период, посадки идут либо к, по-моему, ранней весной и осенью, поэтому будем ждать, смотреть, но прорадоваться или плакать... Удивительная история, я когда видел фотографии с рубленых монстров, которые ты сам прибивал, это настолько грустно, потому что они вот превращаются, как я сказал, прям как будто в живых каких-то мультипликационных героев, а потом тебе присылают шесть пней разрубленных, вокруг опилки раскиданы, и пень, ну, самый, как бы, основание, и ты, ну, убили буквально твоего персонажа, которого ты создал. Вроде это, как бы, цель акции, но вот, но щемят, да, в душе, и как-то грустно. Ну, как бы, ожидаемо это было, и вот, как бы, с этим живем. Вот такая акция у нас идет сейчас буквально. Я бы прям подсветил этот момент насчет творческой составляющей, пока ты вот это рассказывал. У меня возникла идея, что хорошо было бы снять видео в формате детской игры. На ютубе очень много таких видео для детей, когда актер, условно, управляет игрушками, и игрушки друг с другом разговаривают и так далее. На тему как раз пандусов на пешеходных переходах мы с тобой обсуждали, что пандусы почему-то делают не на всю ширину тротуара, а только на серединку, и поэтому зимой там очень много снега. Можно взять радиоуправляемый автомобиль, да, и снять видео в формате такой вот детской игры, типа, Рекс, привет, давай поедем покатаемся, давай поедем. О, как там, застрял в сугробе. Я не могу здесь проехать, что же делать? Извини, Рекс, делать нечего, потому что тут дорожку почистили, дорогу почистили, а тут сугроб. Тебе придется ехать домой. Как мне грустно. Да, это может быть очень забавно. Да, да, да. Да, это мое ощущение, что любую проблему можно вот каким-то образом повернуть другим углом, да, и вот как ты говоришь, например, с пандусами, она же интересная, это же тоже крутой контент. Мы все живем в 23 веке, хотел сказать, году, где ты уже потребляешь контент, ну, там, смолниеносный. Самый разнообразный. Да, разнообразный, и тебе уже приходится бороться за внимание, поэтому это один из способов бороться за внимание, ну и, на мой взгляд, он еще и доставляет удовольствие тебе, как контент-мейкеру, по крайней мере, опять же, я сужу только по себе, мне бы было скучно просто писать и делать что-то просто, ну, как бы без вот этих обрамлений, да, сверху каких-то там персонажей, там, прочих приколов, которые мы делаем. Я от этого сам кайфую, и мы это делаем, поэтому тут, по-моему, выигрывают все и аудитория, и ты сам делаешь это не через «не хочу», а через кайф, интерес и вовлечение. Ну, и учишься, то есть, чему я, например, научился, пока мы делали, это подкаст, звук, видео, интернет, как это работает, как записывается, какие там существуют кодеки и прочие штуки, то есть, это все приходится изучать по пути, и когда создаешь такой контент, в который с каждым разом все лучше, это прямо классно. Да, да, согласен полностью. Я бы задал тебе еще один заключительный вопрос. Насколько я понял, по твоим соцсетям ты любишь кино. Попытаемся придумать, подсказать какой-то фильм, который мог бы дать толчок к тому, чтобы человека заинтересовала урбанистика. Сейчас приходит на ум, я название, опять же, сейчас не вспомню, но если вы погуглите, наверное, есть документалка, по-моему, нетфликовская, про женщину-активистку, которая в Нью-Йорке боролась с застройщиками и ребятами, которые делали небоскребы, и огромные транспортные развязки и магистрали. Это одна из знаковых историй, про нее как раз есть фильм, есть, по-моему, книги. Пример того, как один человек изменил систему крупнейшего города в мире. Если не ошибаюсь, это была середина, наверное, 20-х годов, и Америка очень сильно автомобилизировалась. То есть сносились районы, сделались вот эти многоуровневые эстакады какие-то, транспортные развязки, и она пыталась сохранять, ну, с самого начала свой район, естественно, потом вокруг нее сформировалась группа активистов и так далее. Она боролась с вот этими корпорациями, которые, ну, представь, там, создают у тебя в Нью-Йорке какой-нибудь огромный проект, который разрезает весь остров своей магистралью, а тебя какая-то женщина пытается учить, что это неправильно, с точки зрения тогда еще, наверное, не урбанистики, а просто здравого смысла и уважения своего дома, где ты живешь, качества, точнее, ценностей зеленых насаждений, если мы говорим про них в том числе. Она это все боролась, объяснялась, и в итоге изменила вот этот подход. Это, опять же, было очень долго, много лет длилось, но ее не убили, если мы говорим о том, как мы могли бы они использовать какие-либо... То есть она методично использует юридические какие-то инструменты, боролась, просвещала людей, и в итоге как бы изменила... Ну, естественно, не она одна, но она как одна из таких лидеров тогда всей этой ситуации, всей движения. Она там участвовала очень активно. Это не сериал, это один фильм. Я скину, да, очень классный фильм, такой прям воодушевляющий. И прям вот он про урбанистику напрямую. Как продвигать свои вот эти здоровые идеи для жизни в городе. Мы добавим ссылку обязательно в описании, можно будет насладиться. В заключение скажу, что всем, кто слушал, обязательно необходимо подписываться на канал «Город не бесит». Там контент связанный с Томском, но он, насколько я вижу, абсолютно не городоцентричен, контент универсален. Плюс к тому, повторюсь, его можно использовать для того, чтобы создавать контент по образу и подобию про свой город. Подписывайтесь на канал «Мамкины урбанисты». Мы публикуем эти подкасты на всех видеоплатформах, на всех аудиоплатформах. И в Телеграме есть основной канал, где можно обсудить, прокомментировать, задать вопрос, предложить сотрудничество или стать участником следующего подкаста. Приглашаем вас принимать участие. Ставьте лайки, делайте репосты, нажимайте в топ, ракета и все такое, чтобы платформы помогали продвигать здоровую урбанистику и слушателей подобного контента становилось как можно больше. Спасибо большое. Спасибо, что позвал, Василий. Дима, спасибо большое, что пришел.
Платформы