Окей, про асфальт поговорили, какие ещё проблемы в деревнях видишь?
Во-первых, тут надо сказать, что всё-таки не о слишком маленьких селах говорим и не уже о городах полноценных, где там больше 10 тысяч человек. То есть, в моём понимании, здесь нужно говорить о селах там от 1000 человек до 8-9 тысяч. В округе Казани, это, к примеру, село Дубьязы 1000 человек, Большая Атня 3000 человек и Богатые Собы 9000 человек. То есть, всё, о чём я буду рассказывать, стоит, мне кажется, опираться, к примеру, на эти города и по ним как раз и разбирать всё, о чём мы сегодня будем говорить.
Смотри, второй пункт, здесь всё-таки действительно конкуренция между мнениями, то есть, мы село делаем более привлекательным выглядящим или более урбанистичным, то есть, всё-таки какой-то урбанизм хотим вводить. Всё-таки, когда речь идёт о больших селах по типу ПГТ-шек уже, здесь, в любом случае, есть необходимость вводить какую-то городскую инфраструктуру, какое-то городское видение.
И вот в моём понимании, это городское видение, оно определяется тротуарами. То есть, помимо того, что в городе или в посёлке не может быть грунтовых дорог, должен ещё и быть тротуар. Почему? Потому что всё-таки трафик там низкий, но при этом идти в один уровень с автомобилями, особенно когда ты находишься где-то в центре города, где трафик большой, это не прикольно. И здесь действительно огромная необходимость, чтобы появился тротуар.
Потому что он, как и известно ещё выражение, что фонтаны делают из сёл-город, также и тротуары они делают из сёл-город. Они будут определять место, где будут идти пешеходы. Если что, здесь нельзя парковаться автомобилем, что здесь место для пешехода, что именно здесь он должен идти. И в общем, в моём понимании, в центрах сёл, в любом случае в центр, в сёлах они образуются сами собой, это большая необходимость в появлении тротуаров, желательно большой ширины.
У меня вообще желание, чтобы любой тротуар был шириной с одну прорезью часть, с одну полосу. Можно уменьшить, важно, чтобы он существовал. Ширина должна быть такая, чтобы обеспечить механизированную уборку. Потому что если тротуар оставить наручную уборку, то тогда его убирать никто не будет. А если его может одним проходом убрать тот же трактор, который убирает дороги, это то, что надо.
Я вот не знаю, кстати, в сёлах вообще существует механизированный убор? Конечно. А как ты по-другому с дороги уберёшь снег зимой? И вот если мы с дороги механизированно убираем снег, а с тротуара убираем вручную, то можно гарантировать, что тротуар зимой просто будет весь засыпан. И тротуар, он должен быть подготовлен для механизированной уборки. Это с точки зрения размещения столбов, заборов, постоянных понижений, повышений, которые любят делать.
То есть сейчас, когда делают в деревне тротуар, почему-то делают его с понижением для каждого заезда на прилегающую территорию. Ну, то есть обычно это во двор чей-то. И в итоге ты по этому тротуару едешь вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. И это сильно уменьшает возможности по уборке этого тротуара зимой.
Слушай, это да, это не прикольно. Действительно, такие тротуары, к сожалению, а их и делают. Вот мы ездили буквально в прошлые выходные прямо в дальние-дальние сёла от Казани. Там сделали асфальт, как я говорил, там появился тротуар. Мы, кстати говоря, когда на велосипеде ехали через посёлок, мы ехали не по проезжей части, потому что там трафик всё-таки автомобильно увеличивается. Хочется себя в какой-то безопасности почувствовать. Мы ехали по тротуару. И там действительно начинаются вот эти вот перепады. К сожалению, вот нету понимания, что даже при въезде в частный дом пешеход должен находиться в более высоком состоянии. Это проезжая часть должна перед ним понижаться, а не тротуар на уровне проезжей части. Проезжая часть должна повышаться до уровня тротуара, а не наоборот, да.
А в центр городка так вообще стоит, я говорю, рассматривать пешеходов и пешеходные дорожки как своеобразную полосу. Как вы к автомобильному трафику подходите, так же подходите к пешеходному, потому что он здесь превалирует банально. Ему нужно пространство, ему нужен такой же в точности комфорт, как и автомобилисту в центре городка вообще в первую очередь. Каждый населённый пункт достоин тротуара или этим вопросом можно пренебречь в самом начале? Мне кажется, что в любом случае каждая улица достоин тротуара.
Я приводил тут пример такой, что у тебя есть новопостроенный посёлок, новопостроенная какая-то часть города с низкой плотностью населения. Человек оттуда хочет пробежаться, ну, это нормальное состояние человека, что он хочет спортом заняться. Он хочет пробежаться в другую часть города и, типа, он это точно не сможет делать, когда у него нету асфальта, он же не сможет по грязи бежать. И ему будет в миллион раз комфортнее передвигаться по своему посёлку, по своему селу, если там будет тротуар. Потому что хоть трафик низкий, но всё-таки машины встречаются. Конечно, погулять вечером, особенно ночью, если не выделен специальный тротуар, это довольно опасное приключение.
Да, потому что фактически, когда мы говорим о даже селе без пешеходной инфраструктуры, это значит, что пешком тут вот качественно и по-человечески ходить очень тяжело. А если мы говорим об улучшении качества жизни, ну, типа, передвижение пешком нужно делать более комфортным и вообще возможным.
Бедные люди в сёлах, я вижу, выработали уже привычку, когда слышат приподъезжающий автомобиль, они просто останавливаются и сходят в сторону, даже если ширина дороги позволяет постоять. Ну, видимо, это такая выработанная привычка, чтобы обеспечить свою безопасность. То же самое делают дети, то есть дети, которые приехали к бабушке-дедушке на лето, они привыкают, их приучают отходить в сторону, когда подъезжает автомобиль.
И, ну, не знаю, что важнее, да, автомобиль или люди, которые гуляют. Вроде бы и в автомобиле тоже сидит человек, вроде бы и гуляющие тоже имеют право спокойно идти, не останавливаясь. То есть представьте себе, если бы каждый раз, когда ты проезжаешь мимо пешехода, тебе на автомобиле требовалось бы остановиться полностью и снова стартовать. Я даже не говорю выходить из автомобиля, то есть выполнять какие-то специальные действия. Я думаю, это было бы неприятно. В принципе, это вполне логично, что такая вырабатывается система, потому что это может ехать сельскохозяйственная техника, какая-то строительная техника, которая сложно управляемая, больше по ширине и вообще звучит страшно.
Вот так вот, когда у тебя есть тротуар, ты не будешь оборачиваться и смотреть, кто сзади едет. Вот. Плюс, всё-таки вернусь к теме определения теории, определения границ сёл ПГТ или город, даже в сёлах, тем более в посёлках городского типа, есть вот эти самые городские ядра. То есть их, они естественно остаются сёлами, они занимаются сельским хозяйством и их переработкой, но центр жизни у них появляется. Это то, что в зарубежной практике называется даунтаун. Даунтаун в селе, нет. Да, кроме шуток. То есть на самом деле, когда я жил в Франции в небольшом городе там на 10 тысяч населения в течение месяца, весь город представлял из себя большой посёлок, да, с асфальтовыми дорогами и с тротуарами и так далее, но это было одноэтажное жильё и посёлок. Но при этом у этого города был выделенный район даунтаун, где концентрировались все кафешки, рестораны, мероприятия, был даже свой клуб и, соответственно, ночью весь город в 8 вечера вымирал, а оставался жить только даунтаун. Это в селах существует, то есть есть какие-то ядра, а значит о каком-то движении в сторону города уже можно говорить, поэтому здесь вполне себе урбанистика она подходит.
То есть что ещё ты видишь, какие проблемы в современных селах? Слушай, дальше стоит заступиться всё-таки за автомобилистов, я объективно понимаю, что жить за городом реально тяжело без автомобиля, особенно когда ты занимаешься там сельским хозяйством или каким-то именно обширным делом. Нужно стараться помогать автомобилистам, я из тех урбанистов, кто это прекрасно понимает, хоть сам ещё пока не вожу окончательно. Нужно стараться выделять места для парковок, парковочные пространства, заезды, делать это так, чтобы это было физически понятно и при этом всё-таки, естественно, стараться делать и радиусы поворотов и, видимо, заезды на эти самые условные парковки в большем пространстве, потому что здесь есть лихостехника может приехать и какая-то грузовая техника, которая больше по своему пространству и она здесь первоочередная, объективно.
Но вот даже реально, окей, в селах существует асфальт сейчас в большинстве, где-то появляется тротуар, но заезды вот в этих городских центрах к магазинам, к домам культуры, я не знаю, к больницам, там зачастую напрочь отсутствует асфальт. И даже если автомобиль выезжает, окей, с поля, потом с него спадает грязь, он снова должен заезжать в эту грязь, находясь в самом центре, в самом городском ядре. Так что нужно стараться благоустраивать места возле вот этих ядер, возле точек смысла. Магазин, будь ли это больница, делать туда подъезды, делать туда нормальные человеческие автомобили и парковки. Ну тут какая история, просто если речь идёт о кратковременной парковке там маленького количества людей, типа магазин, да, то можно сделать небольшую парковочку асфальтовую. А если речь идёт о клубе, то лучше стимулировать людей прийти туда пешком, а если приехали на машине, гораздо дешевле просто выделить поле. Дело в том, что у обычного поля с травой ничего не будет, если автомобили там паркуются редко. А содержать асфальтовое поле и строить его, это намного дороже.
Слушай, не соглашусь, потому что, во-первых, в сёлах и плотность населения, количество населения во много раз меньше, чем в городах, и если там под многоэтажечку на 10 подъездов и 20 этажей там реально нужно поле выделять под автомобильную парковку, то это раз, то как бы в посёлках значительно меньше жителей будут приезжать на автомобилях, потому что в сёлах и автомобилизация ниже из-за меньшей возможности финансовых. Поэтому и плюс из-за того, что здесь всё-таки низкоэтажная застройка, то много улиц и много пространств вдоль них, они могут быть парковками, то есть не нужно поле выделять, можно вдоль здания или по периметру здания выделять собственно для парковки. Просто это нужно делать, явно видно.
Слушай, у меня нет ощущения, что в сёлах автомобилизация ниже. Более того, я вижу, что, как правило, в сёлах автомобилизация максимально возможная, в том смысле, что все, кому автомобиль нужен и кто может на нём ездить, они имеют автомобиль и ездят на нём. Другое дело, что этот автомобиль недорогой, как правило это российская марка, чтобы она была ремонтопригодна, и это самые дешёвые модели, но количество автомобилей вот совсем не меньше. Тебе возразить в данном случае не получится.
Я имел в виду, что под это поле не нужно выделять, под это можно выделить там параллельную парковку вдоль улицы. А, это да.
Слушай, а вот, например, две полосы или одна полоса? Чего? Для автомобилей на дорогах внутри посёлка. Внутри посёлка? Я бы сказал всё-таки две. Две полосы, в смысле, в одну сторону и в другую. А может быть делать вообще одну полосу в одну сторону и всё? Или одну полосу в обе стороны? Опять же, нормальная такая практика в куче европейских городов. Напомню, они, ребята, побогаче, чем россияне, да, и с точки зрения государства, и с точки зрения каждого конкретного человека. Но они довольно сильно экономят на этих дорогах. Это и вопрос экономии, и вопрос безопасности. Когда дорога узкая, и автомобиль предполагает, что в любой момент может появиться встречный автомобиль, он едет медленнее. Поэтому это вопрос безопасности. А вопрос экономии в том, что дороги делаются такими, что дорогие машины, в общем-то, могли туда влезть, но им тогда нужно будет ехать очень медленно. То есть, если условно автомобиль имеет ширину в среднем 1,8, даже крупный, то у нас делают две полосы условно хотя бы по 2 метра, а лучше по 2,5. А у них делают одну полосу шириной 3 метра, которая двусторонняя между посёлками и внутри посёлков. В некоторых местах делаются расширения для того, чтобы можно было разъехаться планово. Но такое встречается обычно только на городских, на горных дорогах, где с шириной дороги действительно просто физические проблемы. Там, где обычная сельская, просто делается одна полоса но такой ширины, чтобы разъехаться было сложно.
Слушай, очень просто дальше сказать, всё-таки сельхозтехника, ещё раз повторяю, и грузовой транспорт, ему больше пространства нужно. Он едет спокойно, занимая всю полосу, и в тот момент, когда два автомобиля должны разъехаться, а один из них сельхозтехника, в таком случае используется обочина. Обочина или, как у нас, делается оцыпкой, то есть щебёнкой, или, что гораздо красивее выглядит, делается травой. То есть трава подходит напрямую к асфальту. Ну вот в моём понимании это будет и грязь, и пыль, то есть я всё-таки за две полосы, явно выделенные две полосы, хоть, может быть, не особо широкие, но нужно, нужно выделять.
А как ты думаешь, вообще по газонам можно ходить и ездить или нет? Ну нет, конечно, камон, зачем, почему? Это как бы, сейчас представляется, что это газон, по факту это будет поле грязи, понимаешь? Ну смотри, какая штука, газон создан, мы тут с газонами позанимались, создан для того, чтобы ходить по нему. Любой газон чувствует себя хуже, если его хотя бы иногда не приминают. Ну, мне кажется, это всё-таки не сельская тема. И с автомобилем тут такая же история. Один, два, три, десять, сто раз проехавший автомобиль газону ничего плохого не причинит. Хуже будет, когда он там ездит регулярно или, что ещё хуже, стоит регулярно. Вот тогда это проблема. Регулярно это, ну, каждый день, а если раз в неделю приезжает автомобиль, постоял немного и уехал, от этого никакого вреда газону или траве нет, там просто почва становится, как правило, плотнее и чуть-чуть другие травы начинают расти, которые покрепче. Единственное, отмечу, естественно, это зависит от грунта в конкретном месте. Если в этом месте грунт, например, жутко глинистый, то ситуация немного меняется. Если он песчаный и проваливающийся, то опять же, ситуация меняется. А вот нормальный наш обычный чернозём, он прекрасно держит подобные нагрузки, особенно если находится не в низине. То есть, здесь какая штука дополнительная, если место находится в низине или грунт там плохо закреплён, то есть тонкий слой или что-то такое, то во время дождя он становится мягким и вот тут машина его продавливает уже бесповоротно. Но в обычных случаях вот с этим нет никаких проблем.
Ты что-то не особо, я говорю, про сельскую вещь говоришь и не слишком урбанистично. Кому он заезжать, заходить на газон, ну такое себе. Если газон специально для этого предназначен, то есть, это именно сделано как обочина, обочина дороги, например, для того, чтобы объехать комбайн раз в году, то от этого никому никакого вреда, а экономия за счёт того, что дорога уже гигантская и безопасность сильно повышается при узкой дороге, люди гораздо меньше гоняют.
Я твою идею понял, поменьше асфальта класть, чтобы сэкономить. Логика хорошая. И мы можем здесь ещё как бы как остановиться, на чём? Что существуют разные мнения. Можно сделать и так, и так, и зависит от того, какая цель. Если мы предполагаем, что здесь большая нагрузка, я уверен в ГОСТах прописаны конкретные требования, при каком количестве автомобилей в час нужно добавлять вторую полосу. При каком количестве автомобилей в час нужно добавлять по две полосы, делать по две полосы в каждую сторону. Я даже помню эту цифру, это что-то типа, если в одну сторону едет больше 600 автомобилей в час, замеряется причём пиковое время, то есть пиковый час, то необходимо добавлять вторую полосу. 600 автомобилей в час, это по автомобилю каждые 6 секунд. Такого трафика не достигнет ни одна деревня никогда.
Здесь скорее да, если есть место для того, чтобы делать четырёхполосную дорогу, две полосы в одну и две в другую, то крайнюю полосу в деревнях и даже может быть в небольших городских посёлках точно нужно отдавать под парковку, тротуары, велосипедные дорожки и всё остальное.