Что делать конкретному человеку, рядом с домом которого появился П-образный переход? Ну, например, он как-то всегда ходил пешком на работу, да, а тут ликвидировали пешеходный переход на том перекрестке, который он переходит. Что конкретно ему сделать, чтобы исправить это? Ну, самым действенным, наверное, будет это коллективное обращение жителей района с привлечением сообщества маломобильных граждан, потому что мы чётко должны понимать, что маломобильных граждан в городе очень много, и их интересы тоже нужно отставить нам всем вместе. И, соответственно, коллективное обращение, оно позволит обозначить реальную проблематику для жителей района. Это первое. Второе. Важно в письме отразить на простом человеческом языке, чтобы, скажем, всем было доходчиво, понятно, в первую очередь тем, кто подписывается за это, что они понимают, зачем они и сами-то идут. Сослаться на ключевые нормативные документы, конкретные пункты СП-59 по поводу увеличения пути на 30%, конкретный пункт ГОСТа 70716 про пешеходные переходы на всех пересечениях и СП-59 про такой же принцип. Этим самым вы обозначаете, что вы знаете, чем вообще это всё руководствуется, чем руководствуется при устройстве пешеходных переходов и когда они нужны. В таком случае вам будет сложно как-то ответить и вас как-то направить, отписку сделать. Третье. Вы сразу можете предусмотреть вариации, по которым вас устроит этот пешеходный переход, возвращение. Это предлагаем рассмотреть возможность устройства при поднятом исполнении, со страхом безопасности, в случае увеличения аварийности, переведение его в регулируемый режим. Если вы про это не напишите, а просто просите пешеходный переход, как правило отвечает следующее. Устройство пешеходного перехода увеличит аварийность среди пешеходов, что не допускается, поэтому нет. Но подождите, вы можете сделать регулируемый переход. Об этом тебе в ответе никто не напишет. И вот так вы по 30 дней будете друг другу писать, ждать ответа и, соответственно, это всё затягивается. А потом в октябре скажут, ребята, мы могли бы с радостью, но сейчас зима, осень, мы не можем сделать, давайте в следующем году. В следующем году опять что-нибудь забыли, скажут, что бюджет не заложен и так далее. И самое главное, четвертое, упаковать его на адрес, на имя мэра, мэра города, потому что по-другому это в принципе не работает. На какие конкретно нормативы надо сослаться? Я только сводов правил назвал, есть ли какие-то еще? То есть те своды правил, которые ты упомянул, мы внизу обязательно перечислим со всеми ссылками. Есть ли еще какие-то ГОСТы или нормативы, на которые нужно сослаться? Так, смотри, давай сейчас скажу еще, наверное, четвертый пункт, но с него можно начать. Когда вы обращаетесь к мэру города, крайне важно начать с такого обращения. Для каждого мэра крайне важно формирование комфортной городской среды, это федеральная повестка. Для каждого города сегодня рассчитываются индексы качества городской среды. Среди индексов есть ряд показателей. Первый это индекс пешеходной доступности территорий и безопасность возле социальных объектов. Это школы, поликлиники, спортивные объекты и так далее. В расчете индекса учитывается количество наземных пешеходных переходов, не подземных. Соответственно, ликвидация пешеходных переходов ухудшает качество городской среды. Просим обеспечить формирование комфортной городской среды для пешеходов, маломобильных граждан и так далее. С целью возвращения пешеходного перехода, который ликвидирован, увеличивается количество времени, конфликтных точек. Для дополнительного пересечения через проезжую часть и так далее. И соответственно, когда в следующих пунктах вы ссылаетесь на нормативы. Это ГОС 70716, это слот правил 59, СП 396 и СП 42. В СП 42 можно также выдергивать конкретные формулировки, которые говорят о том, что сейчас необходимо проектировать пешеходную инфраструктуру с целью экономии времени при передвижении, обеспечивая наиболее кратчайшие пешеходные связи. Об этом четко сказано в нормативах, кратчайшие пешеходные связи. Но из-за того, что проектировщики и разработчики нормативов начинают придираться к словам, потому что по-другому возрождать не получается. Когда ты просто по-человечески обещаешь ребятам сделать пешеходный переход по линии желания. О, линии желания в нормативах не предусмотрены. Вы знаете, в нормативах и не предусмотрено, что вы не должны вести себя как редкостный негодяй, ухудшая условия проживания в городе. Потому что иногда бывали такие случаи в разных городах. В какой-то глубинке в письменных ответах практически звучало черным по белому. Нигде не сказано, чтобы мы вели себя нормально, нигде не сказано, что мы должны делать хороший город. Вот как только будем в гости, написано, делайте город удобным, комфортным для всех. Вот мы будем делать. А сейчас нет оснований, поэтому извините, до свидания. И вот здесь, честно говоря, в таком случае, как правило, это не мэр отвечает. И если вы получите такой ответ, это значит, что необходимо собираться у мэра. У мэра есть приемные часы, можно узнать их на сайте, записаться через секретаря и попытаться прийти. Пишет какую-то невероятную жесть. Пожалуйста, возьмите на свой личный контроль этот вопрос. Он очень важен для нас. Потому что от этого происходят наши неудобства и просто перемещение по городу. Я правильно понимаю, что в итоге, если мэр будет все это правильно внедрять, то смертность в городе пешеходов понизится. Надо добавлять пешеходные переходы, делать их безопасными, островки безопасности и прочее. По сути, мэр сможет записать себе в актив то, что он спас какое-то количество жизней. Все верно. Только, к сожалению, это количество жизней всегда рассчитывается как цифра в статистике. Даже у нас в городе мы видели такие фразы. У нас ежегодно погибало на пешеходных переходах 8 человек. Потом 4. Потом 1. Мы понимаем, что каждая жизнь бесценна для нас. Но жители, которые противятся таким изменениям, говорят, что всего 4 человека спасли. Ну и что? 4 человека – это мало. Стоило ради этого вставать? Да. И что? Тоже мне достижение. Но, извините, это 4 семьи, это чьи-то мамы. Когда ты трансформируешь цифру в имя и возраст, ты начинаешь относиться совсем по-другому к аспекту безопасности. Вот этого мало кто делает. А если мы написали мэру, то он может принять одно решение или другое? Или какой-то другой орган, который может контролировать мэрию, мэра, муниципалитет, чтобы они выполняли эти нормативы? Смотрите, ситуация такая, как правило. Если администрация города не созрела к такой трансформации, это, в принципе, нормальное явление, потому что городов много. Даже в мире их 2 миллиона 600 тысяч городов, не означает, что все эти 2 миллиона городов комфортны для жизни. Просто есть города некомфортные. В Швеции, который приводит в пример, может быть, один город, где классно все сделано, и рядом совершенно такой же, но другой, в котором явно зачаточный уровень подготовки пешеходной инфраструктуры. Я это тоже видел. Это, к сожалению, нормальное явление, просто вы не созрели пока для этого. Не созрела администрация, не созрели люди, принимающие решения. И, соответственно, вот этот пласт, который сформирован в таком городе, в том числе общество, скорее всего, потому что идеология, с которой вы пытаетесь бороться, она является отражением тех условий жизни, в которых город сегодня пребывает. И переломить как хребет не получится. И, соответственно, куда бы вы ни жаловались, система маловероятно изменится. Да, бывают такие редкие случаи, когда обращение в прокуратуру позволяли людям возвращать пешеходные переходы. То есть, да, вы можете пободаться, но лучше, мне кажется, не через бодание идти, потому что от этого снижается эффективность, а лучше наладить диалог с властью, с городом, через сообщество и сказать уважаемым Ивану Ивановичу, комфортная городская среда – это приоритет, который обозначен президентом. Мы испытываем определенные проблемы. Давайте, вот наш план, где мы испытываем трудности, и давайте договоримся об улучшении комфорта для всех, для нас. То есть, если одно письмо не сработало, мы продолжаем работать с сообществом, то есть формируем сообщество людей, которым понятно, что мы хотим, понятно, что мы предлагаем, и от имени этого сообщества через некоторое время инициируем еще одно обращение. Через некоторое время, соответственно, еще больше сообщества, еще больше людей, новые обращения. То есть здесь, я так понимаю, ты предлагаешь идти по такому терпеливому пути выстраивания длительного диалога, да? Ну, смотри, просто если иначе систему не поменять, можно именно скандалами, жалобами чего-то добиваться, но опять-таки, когда будут жалобы, вот смотри, людям, которые принимают решения, им проще чуть-чуть систему поменять, систему приоритетов, чем тратить свою энергию на отписки, постоянные жалобы, проверки проверяющих структур, контролирующих структур. Да это никому не нужно, это просто тратит огромное количество времени. И это потом перейдет к тому, что будет одна заготовка письма, и вы будете, как бы вы бы хорошо не расписывали, вы будете получать одно и то же самое письмо. И жалуйтесь потом кому угодно. Вот, но именно... То есть условному специалисту ему проще научиться правильно отвечать на письма, чем выполнить требования. Ну, конечно. Ну, то есть путь наименьшего сопротивления. А можно ли обращаться, например, там, не знаю, на губернский уровень администрации президента России? Посмотрите, у президента тоже есть куча хлопот. Если вы не можете на месте договориться о каких-то пешеходных переходах, ну, тогда какие-то проблемы вообще у вас в городе есть. Если вы будете губернатору и президенту писать о том, что верните пешеходный переход, это не их уровень. То есть тут надо более важных людей отвлекать по более важным делам, на мой взгляд. Соответственно, когда ты формируешь сообщество, ты формируешь запрос на качественную городскую среду. Потому что все остальное, когда поменяется мэр, поменяется этот человек конкретный, который вам писал письма, все повторится. А когда меняются принципы и подходы, становится проще. Но надо быть готовым к тому, что эти процессы займут 5 лет, 10 лет. И об этой проблеме сами же города, которые через это все прошли, и сегодня мы ставим их в пример. В норвежских стандартах про это прописано? Во французских стандартах про это прописано? Ну, извините. Если мы посмотрим европейские стандарты, изменение парадигмы произошло в начале 2000-х годов. Там не было ни понижений тротуаров, ни тактильной плитки, нигде ничего не было. Смотришь старые фотографии, натурально прямо российские обычные города, а не отличить только вывески на другом языке, да? Основная парадигма начала меняться в начале 2000-х годов, 2005-2011 год. То есть, условно говоря, на это потребовалось около 5 лет, для того чтобы трансформировать в нормативном регулировании. И сейчас еще прошло 10 лет, там 15 лет даже прошло. Эти стандарты за границей не очень сильно активно работают. То есть, там тоже есть куча проблем. Право-лево отойди от центральных улиц, там проблем. Выше крыши то же самое, как и в нашей стране. Понимаешь? То есть, все то же самое. Да, мы когда слушаем лекции зарубежных экспертов, они, соответственно, такое ощущение, что ты, собственно, слушаешь наших экспертов, те же самые проблемы. Так же люди реагируют, так же чиновники реагируют. И, соответственно, да, им приходится решать такое же сопротивление. Потому что транспортная психология не имеет границ. То есть, все то же самое. У нас с разными странами единые стандарты на правила дорожного движения, на разметку, на знаки. С чего вы решили, что у нас будет по-другому это все организовываться, другие проблемы, какой-то свой собственный менталитет появляется? Разница в менталитете есть, но она заключается не в том, что у нас приоритеты какие-то другие, а в том, как мы относимся, какое наше отношение к изменениям. То есть, если в Европе терпеливы к изменениям, к инновациям, и к экспериментам, и к ошибкам, то у нас менталитет наш не позволяет терпеливо относиться к ошибкам. Мы сразу будем показывать пальцем, тыкать носом. А вот, смотрите, они ошиблись. Ха-ха-ха, увольте их, накажите, посадите, расстреляйте и привлеките их иным образом к ответственности. Но вот эта вся история, она четко отмечается во всех стандартах, которые я изучал по всему миру. Они четко говорят, ребята, 50 лет, с 50-го года до 2000-го года, мы шли неправильным путем, проавтомобильным. Это привело к несправедливости в наших городах. И давайте мы с вами договоримся, что мы не будем тратить еще 50 лет для того, чтобы прийти к нормальным, комфортным, справедливым улицам. И они стараются ускориться. И от этого формируются запросы и объяснения, зачем, почему надо. Но это не делается жалобами, понимаешь? Это делается именно формированием внутреннего понимания, что вот эта улица комфортная, а давайте посмотрим, почему. Смотри, озеленение есть, велодорожки есть, комфортная среда, лавочек, скамейки, пешеходные переходы везде. А вот на этой улице что-то не то. Давайте разбирать, почему. Блин, здесь нет пешеходных переходов, одни заборы, понижений нет и так далее. Поэтому здесь, к сожалению, по другому пути и не пойти.