Добрый день, мы записываем второй выпуск с Алексеем Аносовым. Подкаст называется «Мамкины урбанисты». Мы те урбанисты, на которых все жалуются, потому что мы не имеем образования, мы не знаем, как на самом деле всё работает, но активно стараемся этому учиться и пытаемся применить то, что узнали на практике. Начинаем с малого, потом те изменения, которые мы вносим, если они нравятся людям, начинают расползаться по городу. Алексей участвует в соревнованиях, организует их и организовал в Казани велосообщество «КазВел» на примерно полторы тысячи велосипедистов, сам орудует в интернете под ником «Велоборода», и то, и то можно найти, и мы остановились на том, что каждый может создать в своём городе сообщество любителей велосипеда на базе любви к этому виду катания, как к спорту. Но Алексей имеет большой опыт решения юридических вопросов, связанных с велосипедом, потому что одно дело, когда ты катаешься в лесу, в поле, где ты никому не мешаешь, а то совсем другое, когда ты выезжаешь в город. С вами сегодня, повторюсь, Алексей Аносов «Велоборода», Ленар Шагиев и Василий Закиев, которые ведут подкаст «Мамкиноурбанисты». Алексей, привет. Привет-привет. Маленькая поправка, не хочу к себе просто «КазВел» притянуть, потому что я всего лишь соучастник в развитии его, т.е. оно уже было, я пришёл уже в базу и, т.е. помогал его развивать, т.е. это не моя история. Это ваша. Один из соорганизаторов сообщества «КазВел». Ну, на самом деле в любом сообществе всегда сложно найти момент, когда оно зародилось. Иногда можно устроить исторические дискуссии, копания и найти документ, салфетку, на которой было написано, когда два человека создали сообщество, но я считаю, что каждый участник, который присоединился, он вносит свой вклад, потому что он как минимум добавляет другим желание продолжать заниматься этой деятельностью, т.е. даже для нас подкаст – это один из поводов заниматься этим, т.е. урбанистикой в каком-то систематическом режиме. Когда мы готовим материал сюда, мы стараемся подготовить его гораздо лучше, чем если бы мы это делали только для себя. Ну и, плавно переходя к теме нашего подкаста, как вся эта велосипедная история связана с урбанистикой, по-твоему? Ну что, мы будем сейчас опять эмоционировать, будут какие-то интересные истории из моего опыта, из моей личной жизни. Она очень богато, насыщенная, велосипедная, чего только в ней нет. Кстати, сейчас я катаюсь на циклокроссе от Мериды. Так, маленький комментарий, что это такое? Ладно, комментарий. Есть разновидность шоссейных велосипедов, т.е. она стоит сверху, вот так сверху. Есть разделочные шоссейники, есть шоссейники аэро, есть шоссейники а-ля там грейвол-шоссейники, есть отдельно грейволы, есть уже грейволы двухподвеса даже, есть циклокроссы, и это всё от разновидности таких шоссейных велосипедов. И циклокросс в чём его фишка? В чём такое циклокросс? Можете набрать в интернете, кто не знает, циклокросс-соревнование. Соревнование циклокросс, и вы увидите грязных мужиков, которые валяются в грязи и получают все эти эмоции и кайф. Такое ощущение, что они взяли шоссейник, который предназначен для асфальта, и потащили его в грязь. Вот ты внешне даже не определишь, что это такое. Почему стало скучно на дороге? Потому что ты едешь, смотри, по трассе, у тебя одна и та же полоса, полоса, полоса, дорога, дорога. Вот я ездил с Нижнекамска в Казань 270 км, поверь, это настолько грустное и скучное занятие, ещё в плюс 35 примерно в августе 1920 года, и ты просто там почти засыпаешь. Вот эти мужики, наверное, уже накатали тоже тысячи и десятки тысяч километров по дорогам, и стало скучно, и они полезли изучать что-то новое, и вот это в грязь где ты рюхаешься лицом вперёд, там велосипед сверху, и вот эта вся история, этот велосипед создался как раз из-под этих соревнований. То есть, это шоссейник, который выдержит даже грязь? У него немножко геометрия почти как МТБ, чуть-чуть такая, чтобы можно было хорошо этот велосипед дёргать, дропать, то есть, поднимать руль вверх. Чуть пошире покрышечки, чем у шоссейника, допустим, на мой, можно 38-е поставить. Точнее, на 35-е – это ок, типа, больше 42 в циклокросс по международным нормам вроде бы нельзя ставить покрышки. Всё, если хочешь больше, это уже гревел, ещё немножко другая геометрия рамы, тоже руль баран, он чуть шире, это вот такие вот сейчас более современные. Гревел – очень популярное направление. Ещё есть туринг, это, кстати, тоже такое ответвление от шоссейных велосипедов. Туринг – это для тех, кто любит тулить вдолгую, повесить мешки. Вот этот вот мешок у тебя лежит. Это чей мешок? Не 200 километров, а 2000, это яхтенный мешок. Вот, вот такие же штуки, мешки, на велосипед вешаешь и везёшь с собой там палаточку, там коврик, любой велосипед, кстати, неважно какой, это уже свобода. Выехал из подъезда, поехал вправо-влево, прямо вниз, вверх – всё это свобода. Философия, романтика, свобода. Что происходит, когда вот эта свобода въезжает в город? Во-первых, мы растём-растём до определённого опыта, пускай это вы не через соревнования пришли к этому опыту, а где-то уже с каким-то комьюнити вы начинаете видеть, как эти ребята более опытные тянутся к ним, они ездят по дорогам города, и вы такие, блин, я же тоже хочу. У нас по дорогам разрешено ездить, у нас и в Казахстане одинаковые правила, с 14 лет можно выезжать на дорогу. Вот вспомните себя в 14 лет. Кто готов выехать на дорогу, где скорость потока 80 километров в час? Я сейчас не готов. Ты сейчас не готов? В осознанном возрасте? Мне на машине страшно, честно говоря, в последний раз. Я в детстве ездил по дорогам на велосипеде, но разница в том, что у нас в нашем маленьком городке в моём детстве ездила одна машина в полчаса. Да, мы с тобой, кстати, одного разлива, я 87-го, а ты 86-го. Когда мы ездили в то время, там машин было одна «Жигули», пару «Волк» по городу, газон какой-то, и всё, а сейчас-то в семье по две машины. То есть, скорость потока увеличилась, поток увеличился, больше машин, и ездить стало опаснее. То есть, если ты тогда ездил на дороге, там одна машина проедет рядом с тобой, то сейчас это уже за минуту вся сотня пробежит рядом с тобой. Соответственно, становится не опасно. Опасно. Большая скорость, манёвры, вот эти все перестроения, шашки на дорогах, которые делают автомобилисты, а ты по правилам тебе разрешено ехать по дорогу по крайней части правого полоса, даётся автобусам. По большей части развитые города пытаются сделать так. Как выглядит на самом деле? Едет автобус, который занимает всю ширину, вот этот столб. Да, он действительно широкий. Он всю ширину занимает. То есть, тут место для... тебе надо полтора метра хотя бы, чтобы у тебя было, можно было тебе безопасно объехать. И то надо... Вот ты занимаешь метр примерно, с шириной всего. Ну, есть такое понятие – динамический объём. То есть, ты на месте можешь занимать 60 см. Да, тут вдруг яма. Но в движении тебе нужно место примерно в два раза больше. Да, для манёвра. Это касается не только велосипедные машины. Ну и, соответственно, около 3-4 метра тебе надо, чтобы машина тебя объезжала. Представляешь, этот автобус огромный, красный, который объезжает тебя, на другую полосу уезжает. Естественно, тебе там сигналят, тебя прижимают, и это только с автобусом. Слушай, а по правилам велосипеды должны ехать по обочине или по правой полосе? Если нету велосипедной дорожки справа от тебя, то ты можешь ехать по проезжей части. Если она есть, ты обязан ехать по ней. И вот такой случай в Казани, где озеро Кабан, и там есть велосипедная дорожка. В Толь-Алтына есть велосипедная дорожка. И были случаи, несколько раз я еду по дороге, но есть разные виды велосипедистов, которым велосипедная дорожка просто не подходит по их ритмике и по их динамике. Они там опасны, чем окружающие. Они просто опасны там. Потому что моя скорость в городе 35-40, допустим, моя. Есть ребята, кто в городе и 40 плюс ездит на велосипедах. Куда он поедет по этой велодорожке? Там дети выскакивают, там мамочки, там ещё что-то. Но по правилам он должен ехать по этой велодорожке? Он должен ехать там. И вот это есть конфликт, мы к нему чуть-чуть попозже отойдём. Я думаю, что предполагается, что спортивные велосипедисты, кто ездят так быстро, они не должны и гнать по городу так быстро, они должны... По аналогии мы можем сказать тогда, что на спортивном автомобиле спортсмен тоже хочет ехать быстро, и вообще-то он может дрифтовать. Он умеет. На секундочку. Велосипед на проезжей части кто? Транспортное средство. Транспортное средство. У него какое ограничение по скорости? Точно такое же, как и у другого любого транспортного средства. Он едет с небольшими ограничениями лишь в поворотах налево. Ему нельзя покидать правую полосу, это будет уже обгон, ему нельзя этого осуществлять. Я говорю о том, что по велодорожке, которые часто бывают сопряжены ещё и с пешеходными дорогами, велосипедисты не должны ездить слишком быстро. На дороге это другая история, он там в потоке транспортном находится. Сегодня мы будем говорить про то, как велосипедисты будут ездить по дорогам. Всё, что про пешеходные дорожки, про велодорожки, велопешеходные дорожки – это ваша тема, будете вы её рассказывать, я про то, про езду по дорогам. Итак, что поняли? Едем по правой полосе. По крайней правой. Если нету велодорожки. И получается, есть такой конфликт, что велосипедист должен следить, нет ли там случайно велодорожки, потому что может оказаться ситуация, когда он нарушает, сам того не знаю, за забором скрылась велодорожка или за забором за кустами. За кустами. Ты его можешь не видеть даже физически. Смотри, когда у нас нет сейчас инфраструктуры, мы можем ехать по дорогам. Когда будет инфраструктура, она будет, нам придётся принять эти правила и ездить уже там, где она есть. Если у меня есть, я живу в Усадах, и у меня сделают велосипедную дорожку, я буду ехать по ней. Я буду снимать контент, я буду об этом рассказывать на весь мир, я буду радоваться там первый месяц, что наконец-то у меня появилось, я этого всю жизнь ждал. Но ты понимаешь, что она может быть не скоростная. Да пофиг, что она будет не скоростная. То есть вполне возможно, велодорожки тоже поделятся по классам. В 25 я буду ехать по ней и кайфовать. Да. У нас, допустим, берём Казань, нету на Казань сейчас, что я здесь не ошибусь, около 20 километров велосипедной инфраструктуры. Где-то так. И как ты оцениваешь эту велосипедную инфраструктуру? Это ни о чём. Это знаешь, вот плевок. Мы сделали тут, мы сделали тут, мы сделали тут, связки никакой, для чего сделано – непонятно, как использовать – непонятно. Это как если бы в XIX веке сделали железную дорогу, железную дорогу сделали от Кремля до какого-нибудь ближайшего дома министра железнодорожного транспорта и всё. И вот у нас появились первые 15 километров железной дороги. А об этом-то все кричат в СМИ. Мы сделали. Да, Тимур Кадыров, он красавчик, он пролоббировал там, допустим, Большую Красную. Но связки-то с ней нет никакой, то есть мы туда едем специально, как на экскурсию. Вот реально, мы едем с покатушкой, так, едем на Большую Красную и всё, мы вот так вот вальяжно едем по ней, потому что она у нас есть. А получается ли? Там же постоянно машины припаркованы. Да, вот мы едем для того, чтобы этих машин погонять там. Мы не можем говорить про дороги, потому что велосипедных дорожек их мало, и нам всё время приходится ездить по дорогам. Вот я про что говорю в Казани сейчас. Чтобы тебе проехать определённое расстояние, точка А, точка Б, ты не сможешь по велосипедной дорожке её преодолеть, тебе приходится ехать по дорогам. Я могу сказать, что не меньше, чем 99% взрослых людей боятся ездить по дороге на велосипеде, потому что не чувствуют себя в безопасности, и это в целом нормально. Вот и я каждый раз, когда выезжаю в Казани на дорогу, всё время думаю, что нужно делать, если с тобой произошло ДТП. Так, сфотографировать, позвонить куда-то, написать ребятам, дать информацию, что приехали ребята другие, попытаться задержать автомобиль, который тебя подрезал, найти свидетелей. И ты эти алгоритмы всё время прогоняешь в голове. Чтобы быть готовым. Чтобы быть готовым. А это происходит регулярно. Даже будучи у тебя офигенный опыт, у тебя голова на 180 влево-вправо может крутиться, у меня остеохондроза нет, потому что я вот так всё лето езжу. И я боюсь. И многие ездят, но боятся, потому что, ну а как по-другому? Ты говоришь про то, что нужно, когда едешь по дороге, во-первых, заранее подготовиться в плане юридической практики. Например, послушать этот ролик до конца. Второе – это постоянно вертеть головой. Я слышал, что, например, вот так вертеть головой – это не очень эффективно, что эффективнее делать взгляд вниз. Ну, кто как делает. Разные методики есть. Допустим, ребята, кто ездит на шоссерах, они себе зеркальца вниз ставят. Ну, вот здесь вниз, туда-сюда. Кто-то на МТБ вот сюда себе зеркальца ставит, кто ездит на шлеме, вот так зеркальца выводит. То есть, если ездишь по городу регулярно, и тебе приходится... Да, если ты регулярно. И ты знаешь, что тебе надо будет ездить по дороге, имеет смысл докупить зеркальце? Да, такое объёмное, такое сферическое. Скорее всего, в любом веломагазине стоит копейки. Да, но оно облегчает. То есть, чтобы это лишнее движение не делать, ты, мало ли, шею заклинишь, ты ещё и в стол привяжешься или в машину впереди ставишь. Окей, дальше какие основные правила движения на велосипеде по дорогам? На практике это... Ну, вот это смотреть по сторонам – это самое важное, прям вообще важное, потому что секунда, тебе нужно сделать манёвр, объехать ямку, посмотри, вот буквально полметра ямка. То есть, любое движение влево-вправо, когда ты хочешь чуть-чуть перестроиться на 10 сантиметров, сделай, оглянись. Я слышал, что для мотоциклистов и велосипедистов прямо рекомендуется специально поворачивать как поворотник. То есть, для того, кто едет сзади, это показатель того, что мотоциклист или велосипедист собирается поворачиваться. Я это всегда делаю. Даже если я вижу чуть-чуть, препятствие находится там 20 метров, я понимаю, что я буду делать манёвр, за руку вот так сделаю, влево уберу руку заранее. Это по правилам прямо поворотник. Потому что я сейчас буду делать манёвр, во-первых, я ему не даю проехать, потому что я высунул свою руку, если он проедет за день, то я могу упасть, он остановится из-за этой руки. Это не то, что поворотник, я показываю, чтобы он не проезжал. Такая стоп-линия для него. Не обгоняю. А потом начинаю смотреть, кто сзади едет. Даже если там никого нету, возможно. Я ещё использую этот манёвр, то есть, поворот головы, как указание «я тебя вижу». То есть, бывает такое, что автомобиль сзади пристроился и боится меня обогнать. В Вежливом Иннополисе, может быть, где-то ещё такое тоже встречается. Я делаю движение головой, показать «я тебя вижу», и в этот момент он спокойнее начинает обгон. Это работает? Это, скорее всего, история Иннополиса. Я ловлю зрительный контакт с водителем. Допустим… Даже если он едет сзади? Да. То есть, я смотрю, он видит меня, я хочу что-то сделать, даже без руки, какой-то манёвр, мы понимаем друг с другом, что я сейчас буду что-то делать, он сам притормаживает. Зрительный контакт поймать главное. Когда ты поймал, он видит о твоём манёвре. Ну, это как общая рекомендация даже для водителей – поймайте зрительный контакт. Зрительный контакт – важно. Как? Потому что из моих реальных опытов, когда я догоняю тех автомобилистов, которые меня подрезают, они говорят в первую очередь «я тебя не видел», «я тебя не заметил». Я говорю «то есть, дядя, 90 килограмм, метр восемьдесят шесть, на велосипеде рамы «М», задним фонарём, красной майке, и ты меня не заметил, что нужно для тебя в светлое время, то есть, не ночь, чтобы ты меня заметил». Вот так вот вытаскиваешь немножко из-за руля, пытаешься его переспросить, почему я из-за него чуть через руль не перелетел. Опыт на «Булаке» просто вот так передо мной. А я сорок еду, а передо мной машина. То есть, ты едешь, и он тебя подрезает? Да, вот он уходит налево. Направо. Направо, я еду прямо, а он просто где-то со второй какой-то полосы вот так вот передо мной. Он не понимает мою скорость потока, потому что я еду достаточно… там чуть-чуть наклона есть на «Булаке». Есть непривычно, он не понимает, как велосипед вообще себя ведёт. Да, какого… я вообще не думаю, что здесь кто-то должен ездить, кроме меня. Я же главный на дороге. Здесь никого не должно быть, кроме меня, машины и другой машины. Вот, кстати, на той же самой большой красной, где есть все велополосы, когда поворачиваешь вправо, то в голове всегда возникает вопрос – я должен перестроиться на велополосу и повернуть вправо или нет? Ответ – нет. Но это страшно, потому что ты знаешь, что есть куча лихачей, которые попытаются обогнать тебя справа, когда ты начнёшь притормаживать. То есть, ты начнёшь притормаживать на правой полосе, чтобы повернуть вправо, и тут по велополосе тебя кто-нибудь будет обгонять и врежется вбок. Вот это ещё один из рисков. Я сам вначале затронул про автобусную полосу. И вот эти лихачи, которые думают, вот сейчас поток транспортный превратился в гусеницу, когда движение идёт транспортное. Один оттормозился, и вот эта гусеница продолжает тормозное. Как это называется эффект? И вот, когда видит поток остановиться, он такой – раз! – на автобусную полосу. Я ехал же 70, я хочу так же 70 продолжить и обогнать поток. А тут-то еду я. Ну, я еду 30-35, не спеша, я хочу не вспотеть. Я еду 30 еду, 25 даже. Ну, 25 – это такая спокойная городская скорость на дороге. А у него-то 70 и 80. То есть, представляешь, я-то могу возникнуть резко, а у него скорость. И как он успеет оттормозить, и успеет ли он вообще оттормозить, и будет ли он оттормозить? И вот это вот страшно, когда люди начинают делать обгоны по той полосе, которая, казалось бы, для них – это что, это его резервная полоса, чтобы быстро преодолеть Чтобы не тормозить, да. Также эта проблема возникает и на дорогах первой категории. Знаете? Это дороги между городами? Между городами. Вот Оренбушский тракт, Горькое шоссе – это дороги первой категории с двухметровой асфальтированной обочиной, когда те же самые автомобилисты думают, что это их резервная полоса, если пробка там, то я должен ехать по ней. У меня есть даже видос небольшой на Ютьюбе, где меня даже подрезали из-за того, что я выгонял водителей с Оренбушского тракта, с этой обочины. Им не понравилось. Они меня сигналили.