Добрый день, с вами Мамкины Урбанисты, и у нас сегодня гость Василий Вишневский, эксперт в урбанистике, руководитель Центра развития городской среды «Наш Город», работает на Сахалине и на Курилах, а ведущие это Ленар Шагиев и Василий Закиев. Очень приятно. Василий, привет. Расскажи, пожалуйста, про себя. Чем ты занимаешься? В настоящее время я являюсь руководителем муниципального центра компетенций, Центра развития городской среды Южно-Сахалинска. Он создан по инициативе мэра города, который поставил задачу перед нами всеми развивать город, интегрировать новые решения, экспериментировать и делать все то, чтобы городская среда Южно-Сахалинска стала современной, комфортной и удобной для всех. Классно. Я давно читаю твой телеграм-канал «Городовод» и всегда удивлялся, как удается в условиях российского бездорожья и разгильдяйства с нашими ГОСТами внедрять то, что вы в Южно-Сахалинске делаете. Расскажи, пожалуйста, как вам удается обходить наши ГОСТы? На самом деле мы не обходим ГОСТы, мы делаем все по ГОСТам, потому что ключевая задача у нас как Центра компетенций сделать таким образом, чтобы денежные средства бюджетные тратились целевым образом в соответствии с всеми бюджетными процедурами и чтобы те люди, которые нам доверяются, не испытывали каких-то сложностей с проверяющими органами, контролирующими структурами и четко знали, что все делается правильно на благо города. ГОСТы все позволяют, просто нужно их внимательно читать и читать то, что тебе нужно. Если коротко по-простому сказать, в чем цель того, что вы делаете? Что такое качество жизни в рамках города? То удобство, комфорт, то, ради чего люди объединились и создали города. Просто в определенный момент времени приоритеты изменились в результате, скажем так, смены приоритетного вектора развития в плане удобств. То есть, когда города стали на путь автомобилизации, несколько сместился приоритет личного удобства над выживаемостью городов. И, соответственно, в общем-то, те города мира, это в первую очередь Лос-Анджелес, который стал матерью, наверное, подхода города для автомобилей, для удобства перемещения автомобилей. Этот же самый город спустя 50 лет стал матерью новой урбанистики. То есть, они сами пришли к тому, что невозможно сделать город удобным для жизни, делая его удобным для автомобилей. И в этом плане очень интересно, когда люди, умеющие признавать ошибки, это на законодательном уровне у себя отметили. Это сделал довольно-таки популярный актер Арнольд Шварценеггер. В принципе, не выполняя роль актера, а все-таки роль губернатора в 2008 году закрепили в законе о своем приоритеты, который перевернуло парадигму развития города. То есть, там четко было закреплено, что да, мы шли по пути автомобилизации, но если мы хотим город справедливый для всех, город комфортный и экологически чистый, мы должны развернуться в сторону развития приоритизации движения пешком, на велосипеде и на общественном транспорте. И, собственно говоря, после этого появились у них новые стандарты проектирования улиц, где была закреплена пирамида приоритетов. И в последние годы, начиная с 2010-2011 года, Лос-Анджелес, как самый стабилизированный город Америки, он начал идти по пути создания условий для всех. И, соответственно, спустя несколько десятилетий мы видим, что многие города начинают менять свои транспортные стратегии, они, в общем-то, трансформируют подход на такой системном уровне. Мы это все видим, это видят те люди, которые выезжают в разные города и страны, понимая, что можно быть совсем по-другому. И наша страна, которая имеет нормативы в основном американские и европейские, тоже меняются нормативы в нашей стране. То есть, если в 2008-м году Лос-Анджелес у себя закрепил на законодательном уровне пирамиду приоритетов, то в нашей стране это произошло весной прошлого года в рамках изменения свода правил СП-396, улицы и дороги населенных пунктов. Соответственно, в настоящее время у всех, в том числе и у манкиных урбанистов, есть четкое основание требовать от муниципалитетов, от администрации городов развитие городской среды с учетом приоритетов. Первый пешеход, общественный транспорт, велосипеды и личный транспорт. Но наличие автомобиля на самом низу пирамиды не означает, что нужно про них забывать, как-то там ущемлять. Важно при развитии городской среды приоритеты определять. А что значит определить приоритет? То есть, что на практике означает изменить приоритет при городском планировании? Традиционная история, она подходит к тому, что улицы проектируются от оси. То есть, сначала делается прямая линия для определения красных линий коридора улицы. И, в общем-то, начинается проектирование проезжей части. То есть, полоса, полоса, еще одна полоса, может быть много полос влезть, сколько влазит. Все остальное пространство дается под тротуары зеленения, если помещаются. И, соответственно, это все приводит к тому, что города становятся некомфортным для передвижения пешком. То есть, условно говоря, бывает даже забавная ситуация, когда тебе, чтобы перейти через дорогу, имея автомобиль, ты делаешь это гораздо быстрее. Просто перейти через нее. Тебе необходимо все это регулировать софорными объектами. У тебя из-за больших перекрестков появляются большие циклы, длинные фазы. Пешеходам приходится долго ждать, и это все становится некомфортным. Приоритетность заключается в том, что если ты делаешь улицу сегодня в существующей застройке, ремонтируешь ее, на первое место должны ставиться интересы пешеходов. Не потому, что это придумал какой-то урбанист или какой-то разработчик нормативов. Это общепринятая, полученная, выверенная практикой городов неизбежность. На первое место пешеход. Почему? Потому что города созданы для людей. И, соответственно, нужно делать удобство перемещения людей на первое место. Потом общественный транспорт, потому что он обеспечивает устойчивую мобильность населения, перемещение трудовых ресурсов внутри города при любых самых тяжелых ситуациях. Это может быть экономический кризис, финансовый, политический и так далее. Потому что общественный транспорт это такая же важная инфраструктура города, как электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение. То есть это инфраструктура, обеспечивающая социальную услугу для того, чтобы города могли существовать. Всё остальное уже сопутствующая история. Критически важная инфраструктура получается? Предельно критически важная. А я правильно понимаю, что цель всех этих изменений в том, чтобы пересадить людей с автомобиля на общественный транспорт? Такую цель видят те, кто против каких-либо изменений. Это, условно говоря, проявление первой стадии принятия неизбежного, отрицания, гнев, когда люди думают, что у них заберут то, что у них сейчас есть. На самом деле, никто никогда таких целей не ставит, потому что задача, развивая инфраструктуру для всех, сделать её удобной для всех. То есть, чтобы можно было на машине ехать, если тебе нужно поехать на машине. А если тебе нужно идти пешком, у тебя должна быть такая возможность, и твой путь должен быть удобным и безопасным. То есть, если, условно говоря, мы для автомобилей способны сделать безбарьерную среду, плавные спуски, плавные подъёмы, то для людей мы почему-то обязательно делаем ступеньки. Хотя также можно сделать плавные понижения, просто нужно о них не забывать. И такие проблемы есть в каждом городе. Ну да, ступенек для автомобилей я ещё не встречал. Да, но почему-то мы не делаем подземные переезды над пешеходными переходами в виде ступенек. То есть, условно говоря, ведь машина же может по ступенькам ездить, по небольшим 5-сантиметровым. Пусть ездит, но мы не делаем, чтобы было комфортно ехать. Не, ну хороший автомобиль, как и сильный мужчина, сможет и через большую ступеньку пробраться. Если такой цели не ставится, нет цели пересадить людей на велосипед или на общественный транспорт, то, может быть, эта цель всё-таки тайно подразумевается? Что говорит статистика? Получается ли, например, так, чтобы при внедрении всех изменений, связанных с приоритетом общественного транспорта, с созданием велоинфраструктуры, получается ли изменить поведение людей и пересадить их? Посмотрите, есть открытые данные, особенно можно обратить внимание на топ-20 городов мира, самых удобных и комфортных для жизни, с хорошим общественным транспортом. У них, как правило, есть 5-10-30-летние стратегии развития городов, и, как правило, основные трансформации начались 10 лет назад. И сейчас наступил этап подведения итогов первых десятилетий трансформации транспортной парадигмы. В принципе, практически ни один город мира в результате развития условий для движения в велосипедах либо на общественном транспорте не получил какого-то глобального перераспределения в модальном расщеплении способа передвижения. То есть, у людей появляется возможность выбора способа передвижения. То есть, если мы посмотрим на крупные города, типа Лондона и Берлина, там ситуация может быть такая, что 50% пользователей общественного транспорта имеют автомобиль, но используют общественный транспорт для регулярных поездок на работу, по делам. И при этом это не запрещает тебе владеть автомобилем, выезжать на природу, на море, на пляж, в лес за грибами, за покупками, с детьми. Но для регулярных поездок можно использовать иные способы. И эти способы, они дают возможность это сделать. То есть, происходит в какой-то степени небольшое перераспределение в районе, ну, максимум 5% может измениться за 10 лет доля. И, как правило, рост уровня велосипедизации происходит за счет снижения уровня передвижения пешком. То есть, не от автомобилей в основном перекачивается прирост, а за счет пешеходов. Потому что пешеходы понимают, что передвигаясь на средствах микромобильности, у них появляется возможность экономия времени. А время – это самый главный критерий при выборе способа передвижения.
Но ведь, когда вводят, например, платную парковку в центрах городов, часть людей, которые раньше ездили на машине и спокойно там оставляли бесплатно где-нибудь машину, пересаживаются на общественный транспорт. Да, но потом появляются другие, которые выбирают автомобиль и едут на платную парковку. Последние исследования вышли в Амстердаме, и, в принципе, по другим городам тоже это всё есть. Да, происходит в первый момент после введения платной парковки, и второй момент, там амстердамцы поделились своими исследованиями, после роста стоимости парковки происходит такое же явление, то есть происходит резкий обвал пользователей, но у всех у них восходящий тренд. То есть, если мы посмотрим за два года, рост, он неизбежен. Появляются люди с более высоким достатком, которых не сдерживает рост платы, у них есть свои приоритеты, свои удобства, своя стоимость экономии их времени, поэтому это нормальное явление, что люди, которые выбирают автомобиль, пожалуйста, пользуйтесь. Я так понимаю, что когда была бесплатная парковка, например, туда приезжали и ставили на весь день, и уходили работать, и весь день это городское пространство было занято, а потом при введении платной парковки появились свободные парковочные места, и люди, которые до этого не ехали, потому что не было свободных парковочных мест, стали для краткосрочных каких-то поездок использовать автомобиль, когда им надо ненадолго зайти и дальше куда-то поехать. Все верно, поэтому транзитный трафик всегда растет. Поэтому на самом деле меня очень поражает мнение некоторых людей в некоторых городах о том, что платную парковку вводят для того, чтобы победить пробки. Пробки они не победят. Когда вводят платные парковки и вводят бесплатную парковку для электрокаров, вы пробки этим не победите. Да, краткосрочные какие-то фишечки вы можете там для города выиграть, но в долгосрочной перспективе почему-то о ней мало кто задумывается. Будет только хуже. Важно понимать, для чего платные парковки вводятся. И я вижу определенную проблему, что никто не может внятно объяснить, почему вводится платная парковка. Из-за этого у людей срабатывает подсознательное отторжение, потому что они подсознательно понимают, что не всегда это логично. Им начинают говорить про аргументы, эти аргументы не принимаются. Ну, например, часто первое это снижение загрузки в городе, но, извините, пробки, заторы, они могут быть оптимизированы, решены, вернее, оптимизация дорожного движения. Где-то переразметка, где-то введение адаптивного регулирования, где-то изменение схемы аргументов движения, пересечения, корректировки стафорного объекта. То есть пять, может быть, способов решения транспортной задачи в центре города, но начинают с введения платной парковки и аргументируют этим. Соответственно, здесь вот эта логика формальная, она просто рушится. Второе условие это минимизация количества автомобилей. Опять-таки мы минимизируем количество автомобилей якобы платной парковкой, но предоставляя льготу электрокарам, мы стимулируем пересаживаться электрокарами. Соответственно, есть интересные мемы в интернете. Пробка из обычных автомобилей, пробка из электрокаров. То есть вы с чем боролись-то? На то обычно потом и напорятся. Мне кажется, здесь есть такой элемент некой компоненщины, которая может быть как позитивной, так и негативной. То есть под лозунгом организации платных парковок происходит просто создание системы регулирования парковок вообще. Вот это история одна из правильных. Но, извините, затраты на введение платного парковочного пространства исчисляются для города от 200 миллионов рублей и выше. На примерно 1000-2000 парковочных мест. Потому что за платным парковком нужно следить. Тебе нужны планшеты, тебе нужна автоматика на автомобилях, тебе нужны люди, персонал для обслуживания вообще систематизации процесса, контроля. Нужна система выписывания штрафов, приема денег и все остальное. И контроля неисполнения оплаты парковки. То есть это эвакуация, штрафы и еще там другая куча проблем возникает. Проще наладить контроль соблюдения правил дорожного движения на рассматриваемой территории. То есть просто организовать парковочное пространство. Да, и с соблюдениями ПДД. Но проблема в том, что эвакуация тоже, как правило, затратная история. И сложно реализуемая, потому что без участия ГИБДД это не реализуется. Те страны, которые являются эталонными с точки зрения управления парковочным пространством, они имеют все-таки муниципальную полицию. Муниципальную полицию, которая имеет функцию контроля безопасности и дорожного движения. Соблюдения правил дорожного движения. То есть функция ГИБДД, она остается на уровне регистрации, правил дорожного движения, выдачи и выдачных удостоверений и так далее. А вот контроль за ПДД и приучение к ответственности, это должна быть муниципальная функция. Потому что муниципальная функция организации дорожного движения. То есть они друг с другом следуют. Если происходит ДТП, пожалуйста, ГИБДД приезжает. А здесь, соответственно, в таком случае муниципалитет сам управляет этим всем процессом и обеспечивает порядок. Иначе, как мы видим, в текущем режиме не получается. Соответственно, в настоящее время платная парковка является инструментом упорядочения на улицах всей парковочной вакханалии. Основная проблема в том, что никто до конца не осознает, почему те города зарубежные, которые вводят платную парковку, для чего они это делали. И я вижу определенную пробел в объяснении и донесении людям, чиновникам в администрациях, для чего нужна платная парковка на самом деле, почему ее вводят в мире. И вот я для себя по итогу форума, который был, обнаружил, что ни разу я не услышал тех аргументов, которые прописаны во всех стандартах транспортного планирования в городах, которые парковку ввели. Так зачем же? Любая транспортная реформа, развитие общественного транспорта, развитие инфраструктуры для общественного транспорта. Это всякие остановки, транспортно-пересадочные узлы, единая пересадка, повышение качества подвижного состава, его нужно обновлять. Вот эти все разовые комплексные траты финансовые, они, как правило, не закладываются ни в одном бюджете города и никогда их не предусмотреть. Они, как правило, превышают многолетние бюджеты городов. Платная парковка, как и еще ряд других элементов типа платный въезд, какие-то дополнительные налоги за приобретение автомобиля, за оформление автомобиля. Это является инвертацией затрат на транспортную реформу. То есть способом финансирования эти затраты? Способом финансирования, да. То есть, по сути дела, это диалог, скажем, это компромисс власти и населения, каким образом обеспечивать удобство, комфорт для всех. Деньги же никто не печатает. Как правило, это тоже ограниченный ресурс. Территория ограниченный ресурс и финансы ограниченный ресурс. И для того, чтобы договориться, что делать с финансированием вот этих всех мероприятий, с тротуарами, остановками, пешеходными переходами, светофорами, может быть, даже, нужно с людьми договариваться, каким образом мы вот эту всю авансовый капитальный затрат собираемся возвращать. И вот тут мы принимаем решение. В некоторых городах делается платный въезд, потому что если мы посмотрим отчеты по платному въезду, они же открыты, это не секретная информация. И вы увидите, что платный въезд не снизил заторы, наоборот, их увеличил в долгосрочной, в итоге, перспективе, по факту. Платные парковки, стоимость платной парковки, порядок, то есть, где-то машина стоит 10 тысяч долларов, госпошлина 10 тысяч долларов. И, соответственно, есть огромная сводная статистика по странам, где видна, вернее, стоимость вот этих затрат на автомобилизацию. То есть, это контроль уровня автомобилизации, но не запрет владения автомобилем. То есть, пожалуйста, пользуйтесь, но вот мы с населением договорились, что если ты хочешь машину, это будет стоить вот столько. И, соответственно, когда ты людям объясняешь, зачем нужна платная парковка, им проще принять решение и согласиться на такие условия. То есть, платная парковка нужна городу для того, чтобы в городе было удобно и красиво. Для всех. Для всех, то есть, деревья, пешеходные переходы, и для автомобилиста тоже, потому что эти средства уйдут в том числе на то, чтобы повысить безопасность движения на дорогах. И, таким образом, сделать так, чтобы риска попасть в ДТП, риска кого-нибудь случайно сбить было меньше. Вот, соответственно, почему водитель тоже соглашается на платную парковку? Он получает возможность приехать и всегда припарковаться. То есть, там же идет уже динамическое ценообразование, оно заключается в том, что всегда 10% парковочных мест всегда должно быть свободным. А это значит, что если я поехал в центр, я всегда знаю, что я припаркуюсь. Если мне надо в центр, я там деловой человек, мне нужно на 15 минут прийти, все, я приезжаю, паркую свой автомобиль. Более того, на 15 минут это будет бесплатно. В нашей стране так принимается, но не совсем все понимают, а зачем. Потому что в некоторых случаях, например, в Лондоне, в центре Лондона, где есть корнишон, один из легендарных объектов офисных, в нем работают 4000 сотрудников, он имеет всего 5 парковочных мест. Как же они справляются с таким? И для того, чтобы контролировать поток автомобилей в центр города, это только один торговый центр, у них ограничение, что ты можешь парковаться не дольше двух часов, и в следующий раз ты можешь приехать не раньше, чем через час. То есть, даже платно? Даже платно. То есть, ты платно можешь стоять не дольше двух часов, чтобы дать возможность другим водителям тоже припарковаться. И, соответственно, у тебя запрет, ты не можешь, знаешь, кругля дал, и опять припарковался. Я выбежал покурить, и припарковался, и опять 15 минут бесплатно.
минут просто менять местами парковку. Это тоже все на самом деле зависит от того, от уровня спроса на парковочное место. Но в итоге все средства направляются, как правило, на закупку новых автобусов, потому что это социальная услуга, как я уже говорил, и она, как правило, всегда для города убыточна и всегда имеет кассовый разрыв. В некоторых городах, в настоящее время, по-моему, около трехсот городов мира имеет бесплатный общественный транспорт, и, соответственно, кто-то за это платит. И люди, жители совместно с властью принимают решение, кто за это платит. Но тут фишка в том, что в российских городах общественный транспорт, как правило, убыточный, то есть он датируется всегда. Не только в российских. Ну, я говорю, то есть это во многих городах. То есть, на самом деле, в мире интересный атрибут. Я вот замечал по некоторым городам, по-моему, во Франции, если общественный транспорт больше чем на 50, по-моему, 60 процентов субсидируется городом, его переводят в бесплатный. То есть нет смысла собирать деньги, если он... На 60 процентов его так субсидируют. Причем, если он убыточный, это не означает, что плохо. Например, моя собака, она тоже глубоко убыточная для семьи. То есть одни только траты, никаких доходов, куча проблем. Но это создаёт счастье для семьи, и общественный транспорт тут, наверное, тоже нельзя оценивать просто с точки зрения чистой экономики. Но у каждого города есть проблема. Вот вы, наверное, там в Южно-Сахалинске тоже с этим сталкиваетесь, что общественный транспорт потребляет кучу денег. Каждый год им не хватает денег. Что с этим делать? Есть ли какие-то рецепты? Ключевое, основные затраты муниципалитета — это на транспортную работу подвижного состава. Потому что изначально советские города проектировались для людей, для общественного транспорта. Потому что в основе градостроительных нормативов лежала провозная способность. Это чётко закреплялось в нормативах. И, соответственно... Короткую ремарку. В чём разница между пропускной и правозной способностью? Пропускная способность это то, сколько машин должно проехать за час. Правозная способность — человек. Пассажиров. Так как автобусы, общественный транспорт, трамваи и любой скоростной транспорт провозят больше людей, чем любой личный транспорт, приоритеты даются именно тем, кто имеет провозную способность выше. Соответственно, общественный транспорт и требования к инфраструктуре общественного транспорта являются градостроительным нормативом, то есть чётко закреплено, сколько должна быть остановка, где они должны размещаться. Сейчас эти требования актуализированы и конкретизированы с учётом мировой практики. Если раньше остановки размещались просто с определённым шагом 300-400 метров, сейчас есть допущение до 200 метров. И чётко сказано, что от социальных объектов учреждений недалее 150 метров должна быть остановка, чтобы людям было удобно приехать в школу, долго детям не идти, чтобы можно было людям в поликлинику, в больницу, в какое-то учреждение социальное прийти, удобно пользоваться общественным транспортом, тоже должна быть рядом от входа. Тогда тоже небольшое ответвление. Вот Мамкин-урбанист хочет, чтобы остановок общественного транспорта было достаточно. Какой короткий список правил, где обязательно в любом случае должна быть остановка? Они должны быть в точке притяжения ключевых, в местах жилой застройки, у социальных учреждений. Не более чем 150 метров. Недалее 150 метров от входа в социальные учреждения. Это школы, сады, поликлиники. И, соответственно, основной принцип размещения на перекрёстках должны размещаться остановки, потому что пешеходный переход является обязательной частью остановки общественного транспорта. Это нужно для того, чтобы люди, которые идут с другой стороны улицы, могли попасть на остановку, на которой может уже стоять автобус. Очень многие стараются отнести пешеходный переход подальше от остановки. Люди начинают бегать через дорогу, их начинают сбивать, обвинять в том, что они нарушают правила дорожного движения, при этом не создали безопасные и комфортные условия для пользователей общественного транспорта. Потому что, если ты не успел перейти на остановку и сесть на автобус, ты можешь автобус ещё ждать минут 10, что делает некомфортным и неудобным перемещением на автобусе. Соответственно, люди максимально перебираются на другие способы транспортных средств. И ключевой принцип, на котором во всей этой схеме начинают терять города, это скорость передвижения автобуса по маршруту. Транспортная работа заключается в том, что есть стоимость работы автобуса в час. Если каждый автобус простаивает в пробках, это конкретные убытки и кассовый разрыв для бюджета города в целом. Как правило, от города миллионники, и в том числе наш город является миллионником, 208 тысяч человек, но кассовый разрыв у нас выше одного миллиарда рублей. Это те деньги, которые просто прогорают в пробке, потому что автобусы стоят вместе с автомобилями. Городостроительные нормативы советские предусматривали выделенные полосы общественного транспорта для того, чтобы обеспечить нормальную скорость обслуживания населения. То есть, погоди, необходимость реально выделенных полос и обеспечение нормативной скорости движения автобуса, это вопрос не просто удобства для людей, это вопрос городского бюджета? Все верно. Когда у тебя автобусы быстро передвигаются, у тебя увеличится оборачивасть. Увеличится оборачивасть взаимосвязи от пассажирпотока, у тебя может потребоваться меньше автобусов, меньше водителей. Это экономия прям в конкретных затратах на подвижной состав. То есть город делает выделенки, делает так, чтобы автобус в пробках не стоял и уменьшает количество автобусов, которые ему приходится постоянно содержать, там типа с 200 до 180? Так оно и получается. Плюс, когда автобусы едут быстрее, чем машина стоит в пробке, часть автомобилистов пересаживается на эти самые автобусы, что увеличивает, опять таки, и доходность автобусов, и уменьшается все сами пробки. Для части поездок точной, то есть, автомобилист тоже человек, и он может подумать, что в час пик лучше вместо того, чтобы стоять в пробке, сяду в автобус, доеду куда мне надо, ну а дальше вечером обратно на такси, а в следующий раз поеду на машине, просто не в час пик. Поэтому важно делать перехваты еще в парковке, чтобы автомобиль мог доехать до того места, если он там где-то с пригорода. Оставил автомобиль на ТПУ, транспорт, пешеходочный узел, пересел на автобус, быстро проскочил в центр города, сделал свои дела и поехал потом дальше, потом домой, и так далее. Получается, что ТПУ работают хорошо, когда общественный транспорт работает хорошо, и на нем быстро можно добраться куда-то. Конечно, поэтому это комплексная работа, она требует, как правило, комплексных затрат, и вот эти затраты нужно как-то отбивать. Соответственно, учитывая, что все-таки города, помимо того, что мы имеем затраты города на реформы общественного транспорта, когда мы вводим новый подвижный состав, он, как правило, все-таки касается затрат перевозчиков по лизингу, да, они там могут приобретать, но брутоконтракт ты должен оплачивать с бюджетных средств. Платная парковка это элемент витализации вот этого кассового разрыва, инвертализации. И, соответственно, платная парковка, с одной стороны, она может обеспечить покрытие затрат на общественный транспорт, а с другой стороны, очень высокая стоимость для города бесплатных парковок, потому что их нужно ремонтировать, их нужно содержать, зимой очистить от снега. А на сколько это дорого? В Южно-Сахалинске это примерно 8 тысяч рублей одно парковочное место в год. Соответственно, то количество парковочных мест, которые в Южно-Сахалинске есть, это порядка 300 миллионов рублей в год мы тратим на то, чтобы водители могли бесплатно парковаться. Это на город, который размером 200 тысяч населения, то есть примерно полторы тысячи рублей на каждого жителя в год тратится на то, чтобы содержать парковочные места в этом городе. Причем денег, которые платят водители с помощью транспортных налогов, не хватает денег на содержание улиц. То есть, помимо того, что есть парковки, есть еще улицы, их нужно ремонтировать, убирать от снега. В целом затраты около миллиарда на содержание улиц даже двух миллиардов рублей с каким-то ямочным ремонтом. То есть, когда водители говорят, что вот я плачу налоги и вы обязаны мне сделать бесплатное парковочное место, это не совсем справедливый запрос. Абсолютно верно. Это самый забавный и несправедливый запрос, потому что и он на самом деле актуален для всех стран. Есть, условно говоря, индекс справедливой стоимости пользования. И вот здесь очень интересен перекос. Вы помните время, 2000-е годы, когда интернет был проводной, телефонный. У людей была потребность в больших скоростях. И большие интернет-скорости, они требовали более высокой стоимости. И люди готовы были за нее платить. И вот именно готовность платить, то есть, когда платит пользователь за услугу, растет качество услуги. И, соответственно, если бы мы также бы относились к интернету как к дорогам сейчас, что вот мы не будем вас брать больше трех тысяч рублей за транспортный налог, чтобы вы не страдали, и штрафов у вас будет 500 рублей за превышение скорости, то вот у нас такой же интернет было бы. И другие услуги тоже бы не росли по качеству. У нас бы не было сейчас 5G, потому что это никому было не надо. Мы бы субсидировали интернет. Надеюсь, понятно, да, аллегория, что люди, которые хотят развития, хороших дорог хотят. За хорошие дороги нужно платить. А если сравнить, сколько города тратят вообще в мире, и сколько люди за это платят, вот это одна из самых несправедливых направлений. Они где-то стратегические для городов, потому что нужно тоже транспортную инфраструктуру развивать. Без дорог тоже нельзя. Тут такое как бы можно тоже долго подискутировать. Я бы не стал бы сейчас углубляться. Но основная причина в том, что, когда есть такой перекос в справедливости затрат пользователей, вот вводятся дополнительные элементы, которые позволяют сбалансировать систему. Не сделав этого, у тебя ничего в городе нормально не получится. Давай вернемся к убыточности общественного транспорта. То есть получается, что его можно финансировать за счет платных парковок, и его можно финансировать за счет того, что оптимизируется работа этого общественного транспорта. В первую очередь, с точки зрения того, чтобы при помощи выделенных полос обеспечить нормативную скорость движения. За счет этого удастся уменьшить количество подвижного состава. Что еще можно сделать? На самом деле, смотри, помимо того, что снижается количество подвижного состава, у тебя в целом происходит экономия существующих автобусов, которые ты уже оставляешь. Они обеспечивают соблюдение расписания. Автобус становится, и движение автобуса становится предсказуемым, что очень важно для пользователей. Даже, наверное, важнее, чем скорость. Он должен знать, что я приеду и поеду потом дальше. Это обеспечивает пересадки между маршрутами. По этой причине автобусные остановки должны делаться на перекрестках, чтобы у людей была возможность менять маршруты. То есть нормально расставить автобусные остановки. Это инфраструктура. Это инфраструктура, которая должна работать как часы, как набор шестеренок. Когда они сбалансированно работают, у тебя часики тикают. Причем, я так понимаю, частота остановок здесь тоже очень важна, потому что когда человек говорит, что ему, например, нужна парковка поближе к дому, он тоже ожидает, что в районе там 150-200 метров от входа в его подъезд у него будет парковка. И, наверное, остановку человек тоже имеет право ожидать на небольшом расстоянии от входа в свой дом. Все верно. Таким путем практическими пришли города, которые активно развивают общественный транспорт, в первую очередь американцы. Они вот в рамках этой смены парадигмы начали внедрять новые принципы размещения автобусных остановок. Новые остановки делали по запросу горожан. Высокая частота размещения остановок приводит тоже к печальным последствиям. Автобусы начинают замедляться, чаще останавливаться. Люди, которые ходят, при этом, из пункта А в пункт Б, на своем пути встречают там кучу остановок, это их тоже напрягает. И в итоге от 200 метров, это прям редкий, должен быть все-таки редко используемый элемент размещения инфраструктуры, 300-400 метров является сбалансированным, потому что у тебя от каждого места будет 200 метров. То есть слишком часто тоже нежелательно? Тоже нежелательно, да. Это касается пробежания автобуса.