Упомянули канал Усы, расскажи пожалуйста про этот канал, почему его ведёте, кто его ведёт и почему Усы? Смотрите, у нас есть такая сущность, как лаборатория. Лаборатория, она такая вот немножко, судя по длине названия, очень аффилирована с государством и с РАН, на ГРАН, по которой мы и живём и работаем, и поэтому создаётся такое немножко казённое впечатление чиновничья. Мы люди все там молодые, я самый возрастной в нашей лаборатории, я честно скажу, у нас в целом средний возраст гораздо меньше, и мы решили, что нужен какой-то канал в социальных сетях, коммуникации с людьми, с активными людьми, который был бы более-менее формальным, то есть лаборатория городских технологий пространственного развития не влезает вообще никуда. И к нам пришёл сотрудник Егор, который в Мигайке университете развивал социальные сети, и он такой, я давно думаю про вот сообщество УСЫ, типа Urban Science УСЫ, вот. И мы такие, супер, давай, будем делать, в общем, у нас такое урбанистические, хипстерские соцсети, при этом то, что мы делаем там в плане науки, очень всё забюрократизировано, и мы с этим боремся и ужасно мучаемся, но мы сквозь это пробиваемся и пытаемся делать реальные вещи, которые ведут за собой реальные изменения в регионах. У меня было предположение, что в сравнении с названием лаборатории и ВУЗа вы хотели выбрать название максимально короткое, и из трёх слов что-то удобоваримое получилось как раз в виде усов. Да, да, краткость, сестра таланта. Смотри, а лаборатория в ВУЗе, есть огромный ВУЗ, который занимается конкретно геодезией и картографией, верно? Вы студенты этого ВУЗа, вы его закончили или вы конкретно работаете в лаборатории в рамках этого ВУЗа? Есть разные люди у нас, то есть у нас есть базовые, это студенты и выпускники этого ВУЗа, те, кто до сих пор в нём учится в магистратуре, есть такие у нас, собственно, геоаналитики в моём отделе, они непосредственно работают и учатся в этом ВУЗе, то есть в принципе они там живут, они там работают, они там учатся, то есть всё как бы в рамках одного кампуса, вот, я не заканчивал вот этот университет, я вообще учитель истории по образованию, поэтому я совершенно из другой истории, но мне очень интересна геоаналитика всегда была, поэтому я как-то пришёл в эту сферу, мне здесь очень нравится, здесь очень интересно и классно. Но лаборатория, она про городские технологии и пространственное развитие, то есть она не только про геодезию и картографию… Да, мы в меньшей степени про геодезию и картографию, просто у Мигайко очень широк экспертиза именно по этому, но всё-таки давайте признаем, что это немножко такие не очень современные технологии, мы создавали лабораторию именно исходя из того, что мы будем современным методами решать старые проблемы, ну и вообще проблемы, которые существуют, то есть, грубо говоря, геодезия и картография до сих пор цветёт и пахнет, в общем, там прекрасно люди работают и это да, но мы хотели создать что-то новое как раз в сфере геоаналитики, потому что направление новое, не так много там игроков на рынке им занимается, ну и мы захотели тоже сюда зайти. Классно, а что ещё делаете в рамках лаборатории, ну кроме исследований? Смотрите, у нас есть три направления основных, то есть первое, это моё самое любимое, это исследование и продукты, собственно, чем занимаюсь я и мой отдел, а также у нас есть научные направления, да, мы занимаемся исследованиями научными и, соответственно, всё это связано тоже с отделом исследований, то есть часто мы что исследуем, потом описываем это в некой публикации, да, или там выпускаем эту статью, вот, и третье направление, образовательное направление, мы создаём программы ДПО, соответственно, там привлекаем преподавателей, записываем курсы в тёсном там сотрудничестве, например, с Росреестром, мы делаем там огромные программы для сотрудников Росреестра, поэтому это вот три направления, по которым мы работаем. Если говорить про исследование и продукты, то что делаете в этом направлении? Смотрите, сейчас мы вошли в состав Центр Компетенции НТИ, вот, если вы знаете такую историю, вот, это такие современные научные разработки, которые максимально прикладные с точки зрения использования, да, вот есть какие-то много научных историй, которые никто не понимает, куда применить, у нас очень прикладная сейчас тема, мы занимаемся оценкой инвестиционной привлекательности земельных участков, что мне кажется очень важно, да, то есть мы, грубо говоря, помогаем инвесторам, не важно, будь то это инвесторы частные или это бизнес, а выбрать земельный участок для того, чтобы что-то с ним сделать и, соответственно, получить максимальную прибыль. А речь идет о земельных участках в городах или загородах? У нас фокус пока на ЕЖС, вот, именно на этой ЕЖС, это обычно около гламерации, мы считаем, что это интересный рынок, именно вот районы гламерации, то есть в России там 20-30 гламераций, вот, мы в основном исследуем сейчас и все алгоритмы тестируем на этих зонах. Говоря об исследовании этих земельных участков, участков используете слово геоаналитика, а почему не подходят старые слова геодезия, картография, то есть в чем разница и почему нужно новое слово? Знаете, я как человек, который не заканчивал мигайки, я, наверное, не могу так экспертно заявить, чем это отличается, но все-таки геодезия, это скорее вот у меня про какие-то, какая-то разметка, да, там землепользование, какие-то такие очень физические вещи, да, больше. Мы все-таки работаем с геоданной, это немножко другое. Опять же, картография, это определенная наука и, не знаю, то, что мы там видим, не знаю, в принципе, какие-то карты, какие-то там выкладки, это все не карты вообще ни разу, особенно я со студентами мигайки общался, у них там карты это такие, которые как старинные, знаете, карты, как вот были в середине XX века, для них это карты какие-то научные, выверенные, в общем, я абсолютно в этой теме, ну, я просто пробовал, у меня был опыт читать лекции в мигайке про карты, а у меня другой подход к карте, у меня такой практический, чтобы я вот показал людям, что произошло, что, от чего зависит, они такие, это не карта, это какая-то картограмма, поэтому я вот, честно, не буду в это лезть, чтобы у меня там нет экспертизы, в общем, геоаналитика мне понятно, что это вот принятие решений, помощь в принятии решений, консалтинг, да, все-таки геодезия и картография для меня это что-то такое более винтажное, опять же, это нужно, но это нужно в других сферах. Как сейчас геоаналитика может вообще помочь в развитии наших городов? Я так понимаю, с тем, что у нас становится больше данных, больше способов сбора данных, технологии развиваются, да, там и компьютерное зрение, машинное обучение, мощности инфляционные, больше каких-то возможностей где-то там подключиться по каким-то API к цифровым системам и так далее, вот какие пособы, которые ты уже видишь, есть, как геоаналитика может помогать администрациям городов, городостроителям и другим лицам, мамкино-урбанистам, и мамкино-урбанистам, да, сделать наши города лучше. Я могу сказать несколько здесь слоев применения, да, есть какой-то глобальный и идеальный, чего вообще нужно человеку, который принимает решения в отношении города, региона, любого другой территории, ему по сути дела нужно представлять, что у него происходит, максимально много информации о том, о той местности, где он работает. И, соответственно, какая-то идеальная штука, это модели, в принципе, такие штуки уже строятся, я точно знаю, что такое вводится в арабских странах, то есть, когда мы полностью оцифровываем прям весь город, прям создаем цифровой двойник, вот прям полный, со всеми данными, типа полетаем коптерами, все объемно изучаем, изучаем там погоду, климат розоветров, почвы и так далее, и у нас существует такая цифровая двойник города, в котором можем уже что-то моделировать, не знаю, моделируем потоки транспортные, как они будут строиться, моделируем новые кварталы, как они встанут, как они там по розе ветров, как они будут по солнцу, и так далее, там инсталляцию оценивают, вот в идеале люди хотят вот ртом вообще быть в каком-то идеале, я думаю, что, скорее всего, это будет когда-то в будущем, и там, знаете, запросы на естественно языке, как сейчас с MTTP позволяют, то есть не нужно будет писать код, просто ты, не знаю, где построить новый дом сейчас, и ты такой вот здесь вот, не знаю, не знаю, где нужно построить забор, вот здесь вот, или вообще надо все заборы снять, то есть это идеальная такая штука, которая есть. Конечно, сейчас то, что происходит во многих городах и регионах – это такие точечные вещи, точечные исследования, которые мы делаем. Вот мы берем там аспект безопасность школ, мы их один срез рассматриваем, соответственно, принимаем решение, что там делать, или, я не знаю, мы оцениваем рост агломерации, мы понимаем, куда она будет расти, и в соответствии с этим, не знаю, либо принимаем решение, что там надо покупать земельные участки, почему нет, или принимаем решение, что там надо планировать постройку школы, детского, сада и так далее. То есть вот сейчас это работает так, но в моем мире, что в будущем это будет гораздо активнее использоваться. Опять же, вот я приведу пример с инфраструктурой и с будущим, ну вот беспилотные автомобили, которые, собственно, уже скоро, скорее всего, будут, в Казани, значит, уже ездят. Просто мы из Анаполиса, для нас это обыденность, мы тут постоянно ездим на работу и домой на беспилотниках и роверы, которые доставляют еду, путаются между ног, вот, поэтому… Я точно знаю, что это делают Яндекс и 2GIS, они оцифровывают все вот эти дороги с точки зрения 3D. То есть полностью сканируют их для того, чтобы уже потом можно было пустить по ним и беспилотные автомобили. Я думаю, что это правда наступит в какой-то обозримом будущем. То есть все данные для этого есть, у нас все дороги там отсканированы и будут регулярно сканироваться. Вот это прям будущее, которое не за горами. Это даже не будущее, это уже настоящее, оно есть, но кажется мне, что эти данные пока не используются эффективно для того, чтобы принимать решение. Это правда, потому что существует огромная проблема того, что данных стало очень много, то есть процесс датификации, он идёт гораздо быстрее, чем наше умение эту информацию обрабатывать и вообще принимать на основе неё решения. Это правда. И сейчас идёт активный процесс по… Там создаётся команда специалистов и всё такое, но оно не успевает за процессом объёма данных, это правда. Вот если бы у тебя была возможность сейчас посоветовать мэру в своём городе что-то изменить, что бы ты, исходя из своих знаний, рекомендовал? Я живу в центре Москвы, это очень нерелевантный опыт, но я, наверное, скажу про свой родной город, я жил в Череповце, вот это такой очень моногород, такой в Логвотской области он находится, там тоже сейчас происходят позитивные изменения, бесспорно, ну там есть, не знаю, я жил на окраине самой города, знаете, куда вообще ничего не ходит, и там, не знаю, автобусы ходят раз, не знаю, минут в 10-15, то есть там, чтобы ехать в центр, я на личном автомобиле могу доехать за 10 минут, на общественном транспорте, я не шучу, 40 минут, я в Москве за 40 минут доеду, я не знаю, весь город пересеку, а там, ну прям реально 40, то есть вот это глобально, вот у меня родители там живут и никуда не ездят, то есть я, когда приезжаем, мы садимся на такси, едем в центр города, чтобы посмотреть, что там построили, то есть это вот абсолютно влияет на мобильность людей внутри городов, а у нас и так население никуда не ездит в целом, и это всё бы немножко их мотивировало куда-то хотя бы перемещаться, это здорово. То есть улучшить общественный транспорт? Ну я имею в виду, да, плотность общественного транспорта, все эти проблемы требуют системного, опять же, разбора, мне кажется, что чушь они такие вот, не могут это решить, нет, всё немножко сложнее, и в каждой проблеме надо разбираться отдельно. Смотри, вот, например, строят иногда велодорожки, обычно их строят как, берут какую-то улицу, которая, ну, довольно широкая, и там мало трафика, и вот понимают, что, ага, вот здесь в принципе у нас мы можем поделиться одной полосой, да, и там строят велодорожку из ниоткуда в никуда, да, и потом говорят, так вот, мы сделали велодорожку, а там никто не ездит, почему? Но не проводят никаких исследований на тему того, а где действительно нужно делать эту самую велодорожку. Ну и с общественным транспортом похожая ситуация, что часто неоптимальные маршруты бывают, так как люди, наверное, кто хочет сам на это как-то повлиять, могут собрать данные, или могут, как-то используя методы геоаналитики, здесь улучшить ситуацию, принести в мэрию какие-то предложения, на основе чего? Как вообще начать заниматься этой самой геоаналитикой, если у тебя нет профессионального образования? Смотрите, по поводу велодорожек конкретно, я точно знаю, что было большое исследование «Стрелки» с, по-моему, «Деливери-клабом», где они прямо с помощью, они датчики на курьеров поставили, в общем, исследовали крупные города, как они ездят, очень крутое, я думаю, что ссылочка тоже на него будет где-то в описании, вот, это КБ «Стрелка» делали, а потом осенью была презентация большой книги по проектированию велодорожек, я забыл, как это питерское агентство называется, они транспортную аналитику анализируют сейчас. О «Тесла». Вот, они представили, они в «Калабе» с кем-то сделали тоже большую брошюру, как проектировать велодорожки, то есть там прям подробнейшим образом описывается, как это все делается. Ну, то есть их можно понять, где их делать, но вопрос в том, сейчас, грубо говоря, никто не ездит на велосипедах, да, то есть мы исходим из гипотезы, что вот сейчас будут велодорожки и сейчас все поедут, но это тоже немножко не так работает. Вот здесь, мне кажется, что важно, что люди в целом, ну, надо это просто нормализовать, то есть нормально ехать и работать на велосипеде, то есть как только много людей начинает ехать, все такие, ну, блин, я тоже могу ездить, типа, чего в этом такого, вот, поэтому здесь надо важно просто подавать пример, и мне кажется, что если много людей будет ездить на велосипедах, то, соответственно, это будет такой нормализация. Это относится ко многим вещам, то есть я вот активно еще аналитикой туризма занимался, извините, я сейчас немножко в другую сферу перейду, просто, чтобы пример тот же сам показать, но вот вы представляете, четыре года назад я вам скажу, что я поеду в Махачкалу на майские праздники. Вы бы сказали, типа, ты что совсем, что ли, а сейчас как бы туда ездят прекрасные мальчики, девочки, делать инста-туры в Гамсут или там, не знаю, куда-то еще, но то есть это нормализация, то же самое и здесь, с велодорожками мне кажется, что важно, чтобы критическая масса людей накопилась для того, чтобы они туда поехали, а где их спроектировать, ну, это уже, соответственно, задача транспортной связанности, понимания того, куда люди вообще ездят на велосипедах, например, опять же, привяжу пример одного Череповца, у нас там дороги все ведут на завод, как вы знаете, все дороги в Европе ведут в Рим, у нас все дороги ведут на завод, там понятно, что вот есть центральный проспект, там идет трамвай и, собственно, параллельно ему, я просто сам когда был, ездил там на велосипеде и мне прекрасно было, я вот доезжал там до своей работы очень быстро, потому что прямая дорога проспект Победы вплоть до трамвайного парка, до завода, ровно там километров 10 было. По поводу того, как начать заниматься геоаналитикой, наверное, вот к вопросу, который ты задал, тоже здесь можно начинать со своего района, опять же, есть геоданные, доступные для всех, не знаю, есть какой-нибудь OpenStreetMap, это такая инициатива, это абсолютно бесплатная картографическая платформа, где люди, комьюнити собирают различные данные. Есть такой сервис, который называется WikiMafia еще, это тоже такой агрегатор всего того, что у тебя там происходит на районе, вот можно найти в интернете гайды, как все данные выкачивать, да, загрузить их в какой-нибудь простенький, опять же, редактор, это тоже очень несложно, начать со своего района исследовать, там, не знаю, где у меня, не знаю, есть магазины, где их нет, вот все, то есть, когда ты с ними начинаешь смотреть, начинаешь изучать, твой район — это самое интересное, вообще, я всегда радой за то, что 15 минут вокруг твоего дома, это самое лучшее, вообще самое понятное другим людям место, и начать с него — это суперздорово, и ты начинаешь туда изучать, ковыряться, понимать, какие еще есть данные, что еще знаю про свой район, вот, и это его можно накапливать и, соответственно, начать вот с него, то есть потому, что очень легко соотносить данные и то, что в реальности, ты прекрасно знаешь контекст, прекрасно знаешь, что у тебя на районе происходит, от данной помогают перенестись немножко на другой уровень. Вот это мой совет для тех, кто хочет начинать что-то в геоаналитике — начните с своего района, города или области. Мне вообще очень сильно нравится использовать карты в нашей работе, в том, чтобы просто понять, как что-то происходит. Мне нравится использовать Google Maps, чтобы приземлиться где-нибудь в Париже и посмотреть, как там устроены улицы, то есть это такое мгновенное путешествие в другой город, во многих крупных городах типа, например, Барселоны доступна вообще 3D-карта, которая позволяет вам практически свободно путешествовать по этому городу и смотреть, как устроены дома, улицы и сверять это с нашими улицами с точки зрения инфраструктуры, с точки зрения того, как организован общественный транспорт, велопарковки, парковки и так далее. Ещё, кстати, хочу показать такой проект, он называется HoodMaps. Вот, если вам интересно, этот проект очень интересный, он краудсорсинговый, то есть там, где сами пользователи собирают данные. Вот если сейчас ребят дадут мне, ага, супер, я, к сожалению, не знаю, слушатели нашего подкаста могут по ссылочке посмотреть. В общем, это карта, в которой мы видим, разные люди рисуют, где кто живёт. Вот показанием можно увидеть, что где у нас тусуются туристы, но очевидно, что у нас тут улица Баумана, если не ошибаюсь, и, соответственно, Кремль. Вот, мы видим, где здесь тусуются у нас офисные работники, есть какие-то бизнес-центры, есть богачи какие-то, да, есть хипстеры тоже, куда без них, есть туристы, есть студенты, есть нормальные люди, тоже они где-то тусуются. В общем, это очень интересный проект, я знаю, что Aviasales подрезал эту идею и сделал другую карту, вот, кстати говоря, тут тоже очень яркая характеристика северных районов Казани, в общем, здесь тоже, и Южного тоже, мне кажется, максимально точно, поэтому я очень рекомендую зайти на этот сервис и, в общем, ваш город найти, тут крупные города есть, и, в общем, понаслаждаться тем, как люди видят вообще свой город, свою территорию. Забавно. Очень интересно. Если я правильно понял, вы еще очень многое используете IT в своей работе, ну то есть если вы используете нейронки, чтобы искать свалки там на спутниковых снимках или на коптерных снимках, получается вы с компьютером на ты, можешь ли рассказать, что у вас с этим?