Добрый день, сегодня мы начинаем запись 5 выпуска Мамкиных урбанистов, здесь Василь Закиев или Наршагиев, всем привет. Уже 5 выпуск, ничего себе. Мы планируем записывать примерно по одному выпуску каждые две недели. Была идея начать записывать какие-то короткие сообщения, по каким-то небольшим изменениям темам, которые происходят по урбанистике. Если это интересно, оставьте, пожалуйста, комментарий, лайк, колокольчик и мы увидим, что вам это интересно. Первой темой будет сегодня небольшой скриншот, сделанный из запрещенной сети, в которой есть фотография из Германии. Человек на парковочное место прикатил тележку, ну, четырехколесную тележку, в тележке пара клумб и клумба с деревом. И прикол — это табличка со всех сторон, на табличке написано. Уважаемый зритель этой ручной тележки, прежде чем вы, возможно, начнете злиться, что у вас будет немного меньше места для парковки автомобиля, я прошу вас принять к сведению следующие правовые основы. Надеюсь, это облегчит вам возможность взглянуть на этот небольшой вклад в увеличение количества зелени на нашей улице с положительной стороны и, возможно, даже со временем научиться ценить его. Бла-бла-бла. Таким образом, эта тележка паркуется в этом месте так же, как и любой автомобиль. Предупреждаю, что у тележки есть сигнализация, не пробуйте ее сдвинуть. Вместо этого насладитесь этим кусочком дополнительной зелени на нашей улице. Ну, тут явно немножечко такой немецкой пассивной агрессии, да, с предупреждениями и указаниями, что можно и что нельзя делать. Но, что сделал, по сути, человек. Совершенно законно занял парковочное место, но не автомобилем, а прицепом, а прицеп сделал, по сути, парклетом. Что ты думаешь об этом, Ленар? Это не первая такая попытка, у нас в России тоже было. В Петербурге была довольно известная история, когда из машины сделали, или из прицепа, я точно не помню, сделали парклет. То есть, заняли также парковочное место, и можно было там посидеть, не знаю, попить кофе, там тоже была какая-то зелень. История же о том, что есть проблема с, как многие считают, несправедливым распределением пространства в городе. То, что любой человек может поставить свою машину на парковке, на какой-то оживленной улице, где не так много места, да, где много людей ходит, и если там парковка бесплатная, оставить свою машину на месяц, и это нормально. Ну, даже на день. Бесплатно использовать городскую землю, которую можно было бы использовать, намного эффективнее. Ну, каждый автомобиль занимает примерно 15 квадратных метров в центре любого крупного города, один квадратный метр даже в квартире, не говоря уж о том, что на улице он стоит порядка 100 тысяч рублей. То есть, это полтора миллиона рублей, вот как бы место, которое занимает автомобиль. Я немного поправлю, если это парковка вдоль дороги обычная, то да, около 15 квадратных метров, но если мы говорим про отдельные парковки, для того, чтобы, ну да, на паркинге, получается 25-30 квадратных метров на автомобиль фактически уходит. Ну, потому что половина пространства уходит на подъездные пути. Некоторые горожане не согласны с такой несправедливостью, почему кто-то может взять, захватить вот так городское пространство, а почему я не могу, например, поставить палатку, и тоже известный, по-моему, мем, когда кто-то поставил палатку и сказал, вот я также занимаю место, одно парковочное место, хочу здесь пожить. Это была фотография из Франции, да, девушка сделала себе палатку в форме машины, с колесами, со всеми делами, и да, обозначила, что теперь она здесь припаркована постоянно. Точно слышал про такие эксперименты в Москве, тоже не только в Питере. Они заканчиваются с наступлением, как правило, зимы, да, потому что зимой этот парк, он не так классно выглядит. Эксперимент, чем интересен конкретно этот, он происходит в Германии. У нас есть такое поклонение, да, перед Западом у некоторых, у некоторых, наоборот, отрицание всего западного опыта, в том числе в части урбанистики, но надо понимать, что там живут точно такие же люди, у которых точно такие же проблемы. В каких-то вопросах они ушли чуть дальше, в каких-то вопросах они сильно отстали, но проблема распределения пространства в небольшом городе между владельцами автомобилей и всеми остальными, она есть. Мы не можем исключить автомобили с современной жизни. Это очень важная вещь для экономики, для людей, для просто того, чтобы удобно жить, но при этом нам нужно сделать так, чтобы мы не создавали проблемы самим же автомобилистам, да, которые тоже жители этого города, с слишком сильным перекосом наших, проектирования наших улиц, улиц в сторону автомобилей. Здесь поднимается еще одна проблема того, что часто вот эти парковки делаются в ущерб озеленению. Здесь же речь о том, что добавим немножко зелени. Точно, да. И опять же есть позиция, что город это каменные джунгли и если ты поехал в город, там не ругайся на то, что вокруг нет зелени, но есть абсолютно другая позиция и хороший опыт, когда даже крупные города, крупнейшие города типа Парижа начинают специализированно озеленять улицы для того, чтобы добиться каких-то эффектов. Ну, каких эффектов? Первое это понижение температуры летом, второе это понижение шумности, третье это улучшение экологии, то есть пыль скапливается на листьях, а не в наших легких. Вот эти эффекты все вместе, они создают довольно хорошую причину, почему озеленением в городах нужно заниматься обязательно. Город без зелени это город пыльный, шумный, в котором есть проблемы с ливневкой, потому что дерево оно потребитель воды и оно очень хорошо забирает на себя огромное количество ливневых осадков. Это город, в котором глазу неприятно, ну то есть вы не можете себе, кто-то может, конечно, наверное, представить, но большинство людей не представляют себе дома, офисы без зелени и все однозначно оценивают улицы, дома и офисы с зеленью выше, чем такие же, но без зелени. Да, и люди из такого города стараются в каждые выходные куда-нибудь уехать. Куда? На природу, там, где есть зелень, там, где чувствуют себя комфортнее. Да, и стоят пятницу вечером на пробке, в пробке на выезде из города, а в воскресенье вечером в пробке на въезде. И для того, чтобы уехать и приехать, требует больше дорог и парковок, в ущерб тем самым деревьям и газонам. Да, ну вообще вот занимаясь каким-то мамкиным уровнем урбанизма, я давно заметил, что петля обратной связи здесь это очень важный термин, то есть чем больше ты делаешь чего-то, тем больше тебе приходится делать этого дальше и соответственно петля начинает закручиваться в бесконечность. Было бы очень хорошо, если бы можно было бы сделать такой город, спроектировать, который позволял бы существовать в нем на автомобиле и город при этом был бы комфортный. Я что слышал, что, например, есть классные примеры городов типа Дубая, которые выстроены вокруг автомобиля и там классно, но, к сожалению, в Казани так нельзя, потому что здесь узкие улицы, дома, которые уже стоят и улицы не расширить для дорог и так далее. Мне кажется, это крайне ошибочное мнение, потому что те города, которые построены для автомобилей, это в первую очередь города в США и в Арабских Эмиратах, они не нравятся тем людям, которые в них живут и тем людям, которые их в итоге построили. В США принята программа Road Diet, в которой присоединилось большинство муниципалитетов страны и которая предполагает в принципе вот все, о чем мы говорим в рамках наших подкастов. А в Дубае, в Саудовской Аравии строят новые города, которые ориентированы на общественный транспорт и на пешие прогулки. И здесь речь не о том, чтобы там как-то специально бороться с экологическим воздействием автомобиля, речь о том, что это просто тупо неудобно. То есть город без зелени, город не ориентированный на то, чтобы люди могли жить вне зданий, он просто становится неудобен. Ну, США вообще не самый удачный пример, хотя бы потому, что там уровень смертности на дорогах примерно как у нас и далек там от Европы, например. Там долгое время делали ошибки, которые сейчас пытаются исправить, но это долгий путь. Реально, США построены для автомобилиста и без автомобиля там пока, в общем-то, делать во многих случаях нечего. Ситуация меняется только в центрах крупных городов. Давай обсудим, да, что-нибудь про хорошие города. Хорошие города. У нас возникла такая идея, какие конкретные предложения надо сделать для того, чтобы Казань стала идеальным городом. Почему такой вопрос возник? Потому что многие говорят, вот вы там критикуете-критикуете, а что вы предлагаете? Давай попробуем сформулировать какой-то список предложений, которые можно применить конкретно к Казани конкретно сейчас для того, чтобы можно было прийти к какому-то идеальному городу через какое-то время. Ну, во-первых, надо дисклеймер, да, что не бывает идеальных городов для всех, ну, город это некий продукт, у которого есть свои плюсы и минусы, есть своя целевая аудитория, и то, что будет идеально для одного, не будет идеальным для другого. Понятный нам монополис, да, в котором одни люди очень любят его и хотят жить, а другие вообще не понимают, как здесь можно жить, и если сюда попали, хотят уехать быстрее. Вот, это нормально. Поэтому с какой точки зрения мы будем говорить про идеальный город? Я думаю, надо говорить с точки зрения того, чем Казань уже является, то есть у нас есть почти полуторамиллионный город, да, который, люди, в котором проживают в нескольких разных районах. Это город университетский, то есть порядка ста тысяч студентов. Мне кажется, больше уже. Вполне может быть, учитывая, что один КГУ, по-моему, уже порядка тридцати тысяч, да, или пятнадцати. Явно больше. В мое время, когда это был только КГУ, он был уже больше двадцати тысяч, а после объединения и после того, как он стал федеральным университетом, в нем стало явно сильно больше. Да, это довольно большой такой бизнес-центр с учетом количества мероприятий, которые там проводятся, с учетом международного аэропорта, с учетом того, что это аэропорт. Это региональный хаб для соседних, столиц соседних регионов. Здесь живет порядка ста тысяч школьников, здесь порядка трехсот школ, вот ну как бы с этого можно начинать. То есть, это довольно такой стандартный город, да, в котором есть все, и, возможно, чуть больше и студентов, чем в других городах. Общие подходы о большом российском городе, что может его улучшить в нашем понимании. Ага, да, какие-то очень стандартные вещи, которые надо просто делать. Можно я скажу первую вещь, которая мне кажется в основе должна быть всего в плане развития и проектирования города. Меня очень триггерит подход, когда просто берут, там рисуют, а вот здесь мы проложим дорогу, да, или вот здесь мы еще что-то сделаем, без какого-то глубокого анализа. И когда начинаешь разбираться, думаешь, что ну там же умные люди, они все ответственно подходят к проектированию, да, когда начинаешь разбираться, часто оказывается, что просто по некому шаблону сделали, да, или в рамках какой-то вот большой цели, но без подробного анализа. То есть, ты тут говоришь больше, как такой проектант отойти, да, который привык к тому, что надо поставить задачи, цели, расписать ТЗ, исходя из этого сделать нормальную архитектуру, да, а не так, что просто копипаст с прошлого проекта и поехали запускать. Да, я хочу сказать самое главное, что решения должны приниматься на основе данных, то есть как в бизнесе, да, гибко. Взяли какую-то проблему, предложили гипотезы по ее решению, проверили их или там проанализировали, посмотрели, проверили, как работает, возможно, сделали какие-то тактические решения, проверили, что они работают, после этого сделали полноценное решение. Слушай, ну ты это прям очень сложно говоришь, ты реально думаешь, что в реальной жизни это возможно применить? Строительство городов и развитие городов, это в принципе очень сложная тема, на которую тратится огромное количество ресурсов, как человеческих временных, так и финансовых. То есть ты думаешь, например, прежде чем потратить миллиард, вполне нормально на проектирование потратить там 100 тысяч? Я думаю, что нормально потратить 10 миллионов на проектирование, а может 100 миллионов? Или даже 100 миллионов, если это в итоге сэкономит половину от этого миллиарда например. Или сэкономит, или эффект увеличит или сделает так, чтобы этот миллиард был потрачен не зря. Да, но на проектирование обычно уделяют очень мало времени, люди когда даже, например, делают свою квартиру они почему-то на проектирование тратят довольно мало. Хотя профессионалы перед тем, как сделать ремонт квартиры, они примерно 10% бюджета закладывают именно на проектирование. На то, чтобы в результате получилось в срок, ну вроде бы у наших властей это и так хорошо получается, в бюджет, да, то есть тоже у наших властей вроде получается. А самое главное, чтобы получилось что-то, в чем можно жить. Вот тут как бы у меня есть какие-то вопросы. Это если говорить в общем. А теперь давай про какие-то идеи, что конкретно можно было бы изменить вот сейчас. То есть дисклеймер, надо много думать, а если думать много не хочется, то можно начать с каких-то простых вещей, давайте попробуем пообсуждать. Которые кажутся понятными. Да, первое, что я предлагаю, это сделать пешеходные и велосипедные дорожки без перепада высот. Почему ты думаешь, что это необходимо? В чем суть? А сейчас пешеходы каждый раз спускаются на уровень дороги для того, чтобы перейти через дорогу. При этом место, где есть пешеходный переход, это место, где скорость и так должна быть довольно низкой. И соответственно надо сразу сделать так, чтобы пешеходы чувствовали свой приоритет на этом месте, а автомобилисты независимо от там знака светофора или ситуации снижали скорость. Вот ты говоришь, надо сделать без перепада высот, в чем проблема? У пешеходов есть ноги, они могут спуститься по ребрикам, могут подняться, это нормальная история. Люди ходят по лестницам, не жалуются. Это очень хороший вопрос. Здесь в чем особенность? Во-первых, есть порядка 30% людей, которые относятся к маломобильным, начиная с маленьких детей, мам с колясками, людей, которые временно имеют травму, заканчивая с настоящими маломобильными группами граждан и стариками, которым просто действительно неудобен любой перепад высот.