Эти ребята решили, что лучше строить город, в котором не надо использовать личный автомобиль. Наверное, в каждом островке этого залайна люди могут иметь свой автомобиль, чтобы выехать в пустыню, там встретить закат, не знаю, там на этот сэндбординг или на что-нибудь еще, но при этом в регулярной жизни предполагается, что сами эти островки, нанизанные на железную линию, железные дороги, они без общественного транспорта. Короче, похоже, там в эту же сторону все. Звучит интересно. Интересно, сколько времени... Я видел довольно давно уже. Интересно, сколько времени планируется, что будет занимать дорога от конца до конца, там 800 километров, если это. Ну, если позволяет сама дорога, то, наверное, где-то полтора часа, то есть современные высокоскоростные поезда спокойно едут 500. Другое дело, что этот залайн, он проходит через горную гряду, и там могут быть какие-то изменения в маршруте, которые не позволяют так быстро лететь, ну, потому что тупо горы не получится по прямой пробить, да, придется как-то немножечко вихлять. Интересно будет посмотреть, что из этого получится. Презентация этого проекта — это оффер, по сути, это реклама. Мы, когда в стартапах делаем какой-то новый продукт, какую-то фичу или новый стартап, мы сначала делаем рекламу, потому что можно сколько угодно для себя внутри описывать, как это будет выглядеть там изнутри, будет работать, но самое главное — это то, как ты опишешь это клиенту будущему. И The Line — это оффер на будущее поколение, на несколько десятков лет вперед, пока The Line будет строиться, о том, что предполагается, будет интересно людям со всего мира, которые должны переезжать на этот The Line для того, чтобы они заинтересовались и приезжали. Ну да, и ты должен привлечь ранних последователей, инвесторов, вот эту вот, 5 процентов, которые поверят в этот оффер, в эту идею, и потом уже, ну, то есть создадут какую-то жизнь в этом городе, и у меня есть один такой знакомый, который сказал все, что угодно, лишь бы поучаствовать в этом проекте, принять в нем там участие как сотрудник, житель, как все, любым способом, в общем, как-то принять участие. У нас, наверное, есть искажения, да, в том, что мы слишком сконцентрированы на вопросах, связанных с дорогами, но социальная инфраструктура, инфраструктура социальная, бизнес городской, но бизнес городской приходит там, где есть люди, там, где есть инфраструктура. Наверное, должна быть какая-то достаточность, типа всего достаточно, enough, и какое-то разнообразие, когда тебе всего достаточно есть школа, магазин, кафе, ресторан, бар, то тебе уже хочется следующий этап, это разнообразие, чтобы это было разным. Как это проверять, как это достигать? Спрашивают местных, смотреть есть ли нормативы? Мне кажется, что эти вещи должны естественным образом развиваться, должны быть условия для бизнеса, но а каким образом появляются условия для бизнеса, это зависит уже от того, как город все-таки застраивается, то есть если у нас... Не, мне кажется, знаешь, условия для бизнеса, это просто количество клиентов. А откуда клиенты появляются? У любого заведения, в первую очередь, количество клиентов зависит от проходимости, если у тебя вот вокруг все сплошная парковка, то проходимости не будет, ты не можешь туда, ты думаешь о том, что как я туда пойду пешком, там невозможно, неудобно ходить через машины, и неприятно, и небезопасно, ты думаешь, я поеду на машине, а будет ли там место для парковки. Слушай, а вот ТЦ же по всему миру как раз проектируется с огромными парковками, то есть и в чем проблема, ну то есть вот там и бизнес пусть тусуется. Более того, это хорошо с точки зрения такого 15-минутного города, ты с утра приехал в торговый центр, все свои дела в течение дня делаешь, может там еще и школы, и садик, и все остальное. Помнишь, мы говорили про якутские города, как они могут строиться, то есть как такое, одно большое здание, где зимой не надо выходить на улицу. Я думаю, что должны быть разные типы, то есть и какие-то концентраты в виде торговых центров, где много всего и сразу, ты можешь приехать утром, да, и целый день там провести, вот, и просто возможность, гуляя по улице, попадать в какие-то места, то есть без использования автомобиля, где-то рядом с собой. То есть я хочу выйти утром из дома, зайти в кофейню, попить кофе, там, почитать книжку, да, потом пойти на работу, например. Слушай, ну так, с точки зрения увеличения плотности города, получается такой торговый центр типа нашей Меги, где парковка под зданием, но не так, как Мега, где рядом по бокам тоже парковка, то есть торговый центр в жилом неком массиве, где к нему близкий доступ, а парковка при этом под ним, это хорошая идея получается. Конечно, проблема большинства торговых центров в том, что они сфокусированы, получается, исключительно на людей, кто приезжает на автомобиле, а пешком тебе очень неудобно, но даже на автомобиль, когда ты приезжаешь выходной день, там вот это вот бардак на парковке, и для меня лично, например, это большой стресс, я выбираю не поехать в такой торговый центр, а поехать в ту же Мегу, где можно там подземную, либо какую-то закрытую парковку, там даже за деньги, или просто никуда не ехать, кино можно и дома посмотреть, да? Да. Понятно, но это все к вопросу о разнообразии некой инфраструктуры, и бизнес здесь это часть этой инфраструктуры, ну то есть начинается там это, наверное, школа, садик, медицинский центр, базовые, а потом уже добавляется потребность в кафе, ресторанах и прочем. Окей, это значит безопасность, право на, скажем так, ну это вообще экология, наверное, и право на чистый воздух, и право на тишину, часть экологии. Право на пешеходную доступность, право на пешеходную доступность, но это то, о чем мы говорили, куда ты можешь дойти, не используя машину, это важно, потому что это делает город безопаснее, по многим причинам. Ну да, кстати, когда продают или сдают в аренду квартиры, заметь, большой плюс, когда пишут там метро в пешей доступности, или там торговый центр в пешей доступности и так далее, это действительно прибавляет какой-то процент стоимости жилья. Почему это важно, почему это делает безопаснее, ну во-первых, люди просто комфортнее себя чувствуют, когда они могут выйти прогуляться куда-то без машины. Очевидно, ну почти очевидно, для меня это очевидно, для многих может быть. В городах чаще всего это в итоге занимает меньше времени, чем там выезжать с парковки, находить место на парковке, опять-таки, все равно. Во-вторых, если у тебя есть комфортная пешая доступность, то у тебя будет какая-то проходимость на улице, во безместе, и у бизнеса, и у тебя намного безопаснее двор, в котором ходят постоянно какие-то люди, потому что там много глаз, ну условный злоумышленник будет бояться делать что-то, что увидит много свидетелей. Попробуй получи, сравни возможность быстрого получения помощи где-нибудь на парковке, да, и рядом с витриной магазина, ну да, представили работающего ресторана, забежал в пятерочку, там есть охранник, там есть свет, тепло. Чем там закрытый двор, да, потому что в закрытый двор никто не ходит, днем умирает никого нету, только редкие там мамы с колясками выходят. У закрытого двора есть свои плюсы для жителей этого двора, можно ребенка выпустить, можно самим выйти, зная, что никто посторонний. Однако, есть данные статистики исследований в разных странах, что в закрытых дворах происходит больше грабежей. Незнакомо, предположим. Почему? Потому что, ну, злоумышленнику несложно проникнуть. Проникнуть несложно, это вот случайным людям сложно проникнуть, а кто целенаправленно идет грабить, ему несложно проникнуть, да, да или мы сами знаем, можно просто подождать, пока кто-то будет выходить. Двойной проход это называется, когда ты за кем-то проходишь, и обычно человеку неудобно сказать тебе вы к кому, кто вы к кому, а если даже он спросит, ты просто говоришь, я в 305-ю квартиру иду. Но в спальном районе, в закрытом дворе нет людей, которые могли бы помочь, которые бы увидели. Ну, предположим, такая же интуитивная штука, да, но я бы по-другому к этому вопросу подошел, я думал, почему закрытые дворы это плохо. Это, ну, такая теория игр, да, то есть ты пытаешься улучшить ситуацию для себя, и в итоге ситуацию ухудшаешь для всех, в том числе для себя, за счет того, что все дворы становятся непроходимыми. Вот в Казани есть районы, где закрытые дворы популярны, это видимо распространяется как вирус, когда ты смотришь постоянно соседа. Если соседний двор закрыт, у тебя начинает там через тебя проезжать много, или там парковаться, или еще что-то. Давайте у себя наведем тоже порядок и закроем двор. И так все друг за другом начинают закрывать. Получается, что смотрим на то, чтобы дворы не были закрыты, если люди в этом городе стремятся закрыть свои дворы, значит в городе что-то не так. Это еще говорит о некой разобщенности людей, о некой враждебности друг к другу, то есть об уровне доверия людей друг к другу. Типа скорее всего в этом городе и с безопасностью не так. Соответственно, ну люди друг другу не доверяют, и даже и когда у тебя там будет какая-то проблема, и соответственно ты меньше ожидаешь, что тебе кто-то поможет, потому что люди друг от друга закрываются. Следующий момент, продолжая эту тему, это уровень социальных связей в городе. Насколько люди склонны объединяться в какие-то сообщества, насколько дружелюбные, сколько легко выстраиваются вот эти социальные связи. И здесь есть важный фактор, что в многоэтажной застройке у людей в целом чувствуют себя менее счастливыми, по данным разных исследований, потому что у них меньше вот этих социальных связей, потому что... Может быть это потому что многоэтажная застройка дешевле и там просто люди живут в плохих условиях? Возможно, возможно, но... То есть есть какая-то общая причина? Я надеюсь, что в дизайне исследований это учитывалось, но там идея была о другом, там другое измерялось. То, что у людей больше социальных связей с соседями, то есть люди чувствуют себя счастливее, когда у них больше там социальных связей с соседями. Больше социальных связей с соседями там, где малоэтажная застройка больше распространена. Тут знаешь, какой эффект такой, что когда застройка многоэтажная, ты совершенно перестаешь воспринимать пространство как свое, смотришь на него как на некую картинку, и выходя из дома, ты его покидаешь, чем более такая низкая застройка. Люди говорят хорошо, отзываются хорошо про хрущевки и дворы хрущевок, потому что там баба Клава, которую все знают, там баба Люся, которую тоже все знают. Важный момент, люди могут между собой договориться, то есть могут, они чувствуют, что они могут что-то изменить, да, они могут принять совместно какое-то решение. Если знаешь человека, хотя бы что-то о нем, это как минимум проще даже начать разговор, не рискуя нарваться на указание направления. А если у тебя 500 квартир, ты даже не думаешь о том, чтобы что-то начать, что-то делать. Нет, я начал, просто большая эксцель-таблица. Таких людей очень мало. И я, естественно, никого не запомнил, ну то есть совсем-совсем-совсем почти никого не запомнил. Нам этот подкаст был полезен, потому что мы сами готовились сейчас к такому разговору и к некому созданию некого документа, что мы бы хотели от города, поэтому мы его и провели. Главная идея, что в основе, ну мы начали с того, что города борются за человеческий капитал, за человеческий ресурс, да, и в центре проектирования городов должен быть человек и его потребности. То есть раньше у нас как было, вот есть территория, ее как бы надо освоить, да, на ней надо что-то построить. У нас проектировщики очень часто же так подходят. Вот им дали территорию, они там, они даже часто не думают, кто там будет жить, что они там будут делать, что там будет вокруг. Вот есть нормативы, что надо построить там 500... Короче, нужен продуктовый подход, который, в том числе MIT, применяется. И вот без этого качественного перехода, мне кажется, мы постоянно приходится решать всякие проблемы, ошибки того, что понастроили, вместо того, чтобы сразу думать о том, как сделать лучше для людей. То есть надо проектировать не город, а некую среду для человека. Получится при этом город или нет, это вторично. Я знаешь, чем столкнулся на днях, разбирал велосипед, и он спроектирован как велосипед. Я такой подумал, что я, наверное, слишком уже привык там, не знаю, Яндекс.Доставка, Амазонам и прочим, где интерфейс проектируется под мои задачи. И я понимаю, что они сделали здесь болтик, потому что там удобно поставить болтик для крыла какого-нибудь. А то, что открутить этот болтик можно только предварительно сняв колесо, а это мотор-колесо у электровелосипеда, они просто как не думают. Я думаю, вот, наверное, это такая довольно серьёзная смена парадигмы, с момента, когда ты перестаёшь проектировать велосипед, и начинаешь проектировать опыт этого человека, который будет этим велосипедом пользоваться. Наверное, он захочет поменять колёса на зиму. Наверное, когда он поменяет колёса на зиму, крылья ему не подойдут, ему нужно будет их снять или там поставить другие. И тут, получается, надо проектировать не велосипед, а опыт человека. Было бы прикольно переложить это в город, но мы как-то, наверное, не про это сегодня особо говорили, надо поизучать эту тематику. Мы как раз всё-таки проектировали некий город. Но к этой идее мы подошли. Да, и проектировали мы не даже не город, а я пытался в рамках вопросов-ответов двигаться к тому, а как понять, какой город хороший. Представить некую такую ситуацию, что ты выбираешь город, в котором жить. Наверное, мы выбирали какой-то некий общий город, потому что, повторюсь, там ещё есть школы, детсады, работа, образование и прочее-прочее-прочее, что имеет огромное значение. Даже быть поближе к родственникам для многих это серьёзный плюс. Ну и сейчас в России, как и во многих других странах, стало популярным, становится популярным переезжать к хорошей школе в возрасте, когда детям пора идти в школу. И, соответственно, недвижимость, то есть уровень школы очень сильно влияет на цену недвижимости вокруг. У меня знакомые купили, жили за городом и купили квартиру ближе к нужной им школе. Чтобы быть туда приписанными, чтобы туда ходить, чтобы возможность потом оставаться. Да, причём идея была в том, чтобы сначала купить маленькую, потом там, если всё нормально, пойдёт уже купить большую и переехать на время учёбы детей в город. Пока ещё не все там дети начали учиться и пока ещё не реализовали. Ладно, спасибо всем большое, но, надеюсь, вам всё будет полезно. Если вы хотите написать вопросы, мы будем рады. Да, спасибо, каждый вопрос поможет сделать следующий ролик.