Меня зовут Василь Закиев, я снимаю подкасты на тему урбанистики с Ленаром Шагиевым.
Тема как продакт-менеджеру мне интересна, хотелось изучить ее поглубже, но всегда было лениво, не хватало повода. Я, конечно, смотрел видео Гершмана, Варламова, но давно заметил, что обучение – это не столько потребление контента, сколько вдумчивая переработка. Желание вдумчиво учиться стало основной причиной, по которой мы завели подкаст «Мамкины урбанисты».
На одном из первых выпусков мы с коллегой разобрали три автопарадокса, которые вообще совсем не очевидны. Разобрались, почему не стоит поддерживать строительство новых дорог и расширение старых, даже если вы, как и я, водитель с двадцатилетним стажем и 1 000 000 км. пробегом.
Итак, приступаем:
1. Парадокс Доунса Томсона.
Скорость движения на личном автотранспорте зависит от скорости, с которой люди добираются на общественном транспорте.
Развитый общественный транспорт влияет на:
- Скорость движения автомобилей: в автобус помещается намного больше людей, чем в автомобиль. Это значит, что чем больше на дороге общественного транспорта и чем меньше легковых автомобилей, тем быстрее едут оставшиеся.
- Комфорт: люди ищут удобные способы передвижения, тогда как у каждого человека критерии комфорта различны. При наличии личного автомобиля вероятность выбора в пользу общественного транспорта снижается в разы. И это нормально, иначе зачем нужен автомобиль, если им не пользоваться? А если общественный транспорт хорошо развит, комфортен и регулярен, то и спрос на него выше.
- Экологию: развивая общественный транспорт (выделенки, приоритет), мы делаем его комфортнее, а значит, повышаем спрос на него. Это соответственно ведет к отказу от приобретения личного автомобиля, что в общем сказывается на уменьшение уровня загазованности в городах.
Итак, инвестиции в общественный транспорт в первую очередь представляют интересы автомобилистов. Такой вот парадокс.
На данном этапе многие могут задаваться вопросом "Почему мы должны инвестировать в общественный транспорт, если можно всего лишь расширить дороги?". И тут подъезжает второй парадокс:
2. Парадокс Пигу Найта Доунсона.
Увеличение пропускной способности дорог общего пользования приводит не к улучшению, а к ухудшению ситуации (при наличии общественного транспорта)
Короче говоря, чем больше строится дорог, тем больше образуется транспорта, который будет заполнять эти дороги. То есть, вкладывая в строительство новых либо расширение старых дорог, мы увеличиваем вероятность возникновения пробок на дорогах.
Этот процесс бесконечен и упирается в то, что земли в городе не хватит на все авто. Квартира это 40кв.м на человека. А одна лишь парковка у дома это это + 30кв.м минимум. а ещё нужна парковка у работы, у каждого магазина и нужны дороги. Короче, места не хватит.
Конечно, если бы количество жителей и автомобилей не менялось, то улучшение дорог почти всегда приводило бы к увеличению скорости на дорогах. Но люди покупают машины. Они покупают их, потому что они все еще удобнее общественного транспорта. Кстати, покупать машины это отлично! В европах уровень автомобилизации повыше нашего. Но иметь авто и пользоваться им это разное!. Можно иметь авто и пользоваться им только в плохую погоду, для перевозки вещей или поездок за город. А в остальное время выбирать другие способы передвижения.
3. Постулат Льюиса-Могриджа: Инвестиции в строительство дорог неэффективны.
К дорогам нужно относиться разумно. Разумный подход - это составление модели, оценка изменений. Конечно, это скучнее, но такой путь лучше, чем траты бюджета государства на необоснованные дороги. Помним, много - еще не значит хорошо. Например, деньги, инвестируемые в Британии для строительства дорог, приводят не к увеличению скорости движения, а к ее уменьшению.
С постулатом Льюиса-Могриджа главное не переборщить и не решить, что строительство дорог неоправданно вообще. Помним, что вся транспортная система – единое целое, на заметку разработчикам и строителям ;)
Постулат Льюиса-Могриджа часто использовался для объяснения проблем, вызванных личным автотранспортом, в частности, чтобы объяснить переполнение дорог в городской черте и автомагистралей. Тем не менее, постулат не ограничивается только личным транспортом.
В общем, мы таких подкастов записали уже много и продолжаем это делать. Искать можно на любой платформе по запросу «Мамкины урбанисты». В одном из будущих выпусков прогуляемся по Night City в Киберпанк 2077 с профессиональным урбанистом и посмотрим, изменится ли что-то в проектировании дорог в городе будущего. Подписывайтесь там, где вам удобно, чтобы не пропустить.
Мамкины Урбанисты в телеграме @city4you