Мы записываем наш очередной выпуск подкаста Мамкины урбанисты. Мы записываем его в звукозаписывающей студии культурного центра Artspace в городе Иннополис. У нас сегодня в гостях Алексей Аносов. Алексей, привет! Всем привет! Второй ведущий Линар Шагиев, с которым мы этот подкаст и ведем. Этот подкаст ведется для того, чтобы помочь людям разобраться в самых базовых вопросах того, как работает город, что такое урбанистика, подготовиться к некому такому гражданскому уровню урбанистического активизма. Ну давай будем честны, не только людям помочь, но и себе тоже немножко поразбираться, пообщаться с интересными людьми, как сегодня, например, позадавать всяких вопросиков, которые будут сложно ответить. Алексей. Давайте, начнем. Отец мой, начиная с 80-х, катал велосипеды на велосипедах 200 плюс километров, Мариел, Кировская область, там Татарстан. Соответственно, я был в теме еще с самого детства, у меня появился там первый велосипед еще в первом классе, это был АЭС, который сломался или его украли, я не помню, потом я у кого-то украл, потом они появлялись, уходили эти велосипеды. В общем, задатки были еще с самого детства. Родился в городе Иннополис, в городе Иннополис, в городе В общем, задатки были еще с самого детства. Родился в городе Волжск, прожил там до пятого класса, потом переехал на Ямал, на Ямале прожил 20 лет, учился в Иркутске в институте МВД, три года в казарме. Вообще, я 14 лет в погонах был, начнем с этого, то есть у меня такая очень активная спортивная жизнь была, еще был кадетский класс, это были всякие спортивные кружки, постоянно какая-то физическая активность, и потом закончился, получается, институт, я пришел на работу, а на работе что? В основном все сотрудники подбухивают, вот, и чтобы не стать таким, тебе нужно какое-то хобби, увлечение для того, чтобы идти дальше не деградировать, ты должен чем-то увлекаться, говорить, что вот у меня сегодня там это. И, соответственно… Чтобы был повод сказать, почему ты сегодня не пойдешь на черепьянку. Да, почему ты сегодня там в пятницу не идешь на пьянку, чтобы с ними не разлагаться социально, морально и физически. Ты говоришь, что у тебя в субботу какое-то мероприятие, ну и, соответственно… Социально одобряемое оправдание тебе нужно. Да, но для них это не оправдание абсолютно, то есть ты говоришь, что у меня завтра велосипедная покатушка 100+, нам нужно выехать из 4-х часов, что ты сказал? Неинтересно. Давай тост. Когда ты переехал на Ямал, тебе пришлось отказаться от велосипеда на это время? Какое-то время да, был период, когда я купил двух подвесов за 8 тысяч рублей, это был мой самый велосипедный факап в моей жизни, но в 2013 году я купил, это я еще жил на Ямале, хороший Cannondale Hardtail велосипед, МТБ велосипед, горный велосипед, все его прекрасно знают, Cannondale американский бренд, который, к сожалению, сейчас в Россию не ездит. Итак, двух подвес, это велосипед с двумя подвесками? Да, спереди и сзади. Я вам сразу скажу, если кто-то хочет купить велосипед дешевле 100 тысяч, двух подвес, никогда не делайте этого. Никогда не спрашивайте Алексея. Никогда не смотрите ниже 100 тысяч двух подвес, но если только БУшка каких-то там пятилетних давностей. МТБ это? Mountain bike, то есть, когда ты катаешься там, где нет особо дорог. И с горы, как правило? Ну, или с горы, или в гору, там, где нет особо приятной дорожной инфраструктуры. Я думаю, задача Mountain bike как раз выдержать… Выдержать, вот именно, да. Обычно МТБ это и есть Hardtail, а двух подвес это специфический велосипед? Это специфические отсклонения немножко, есть тоже разный ход вилки. Есть ход вилки там 80, есть 140, это уже у даунхилла. Есть опять же задний амортизатор тоже с ходом, там 80, 100, смотря какие ты хочешь задачи для велосипеда загадать. Обычно двух подвес используются для скоростного спуска, когда по очень неровной, и там задача в том, чтобы сохранить контакт сцепления с землей и рулежку. Но если ты попробуешь просто по обычным улицам, по обычной дороге, по равнине ехать на двух подвесе, возникает проблема, что у тебя вот эта энергия, которую ты пытаешься нажимать на педали ногами, вся энергия уходит вот в это качание заднего амортизатора. И поэтому для езды просто по ровной территории двух подвесов точно не нужно. Не подходит? Не подходит. Усложняет. Окей, ты поехал на Ямал, у тебя там уже начался серьезный велосипедный опыт, потом ты вернулся. С 13-го года вообще все изменилось. То есть если это шло как-то развивающе, были какие-то навыки, просто увлечения, то с 13-го года это вообще все кардинально изменилось. Ты вернулся на материк? Нет, я уже был, нет, в Казани я приехал в 19-м году, в марте. В 13-м я купил хороший hardtail, ну на тот момент казалось хороший, но когда я еще вырос в велосипедных навыках, то это был прямо база-база, вообще низ. И все с этого началось. Но началось оно в какой момент? Я учился в институте нефтегазового в Тюмени, чтобы ты понимал, я в Таркасале когда был, это есть такой город на Ямале, потом я переехал по службе на Полярный круг в Салихард город, и с Салихарда я летал на сессию летнюю на один месяц, брав с собой велосипед. Снимал колесо, руль, педали, я его упаковывал, сдавал в багаж, собирал его там. То есть он превратился в твоего такого постоянного друга? Все, это у меня стал комьюнт, то есть я брал такой велосипед для комьюнта, я думаю, ваши зрители слышали, да, слово комьюнт? Нет, давай объясним. Давай объясним. Слышали, но мы каждый раз стараемся все делать с нуля, потому что люди подключаются, новые смотрят. Смотрите, комьюнт это вот, когда ты отказываешься от транспортного средства и пытаешься превратить свою жизнь в пятнадцатиминутный город, из вашего подкаста выше. То есть твой транспорт становится велосипед, и все время учебы, когда я был в Тюмени, это был мой транспорт, вообще абсолютно. Я ехал на учебу, брал с собой пару тетрадочек, писал конспекты, 4-5 пар, отсидел, на байк прыгаю, рюкзачок небольшой и погнал катать по городу. Или даже бывало так, что Боля спортивно одевался и с ребятами гнал на тренировку. То есть дальше мы еще тренируемся. Как тебя тянет с точки зрения велосипедиста? Вот смотри, есть два города по социальному развитию в России, это прямо в топочке, и Казань, и Тюмень. Я для переезда тоже выбирал Тюмень или Казань. Тюмень-Казань. Долго-долго я качалий, но в итоге я оказался в Казани. Тюмень очень крутой город. И где-то в году 15-м, пытаясь вспомнить хронологию, я просто катался, на тот момент я был холостым, и просто в Мамбе, в Тиндере, я знакомился с девчонками покататься по городу. Это тоже очень прикольный кейс. Ты прямо на главной фотографии был с велосипедом или в шлеме? Ну типа того, да. Нет, еще не в шлеме. Шлем был еще попозже. Я не был еще велосипедист, но вот это мое сообщение в социальных сетях, когда я искал девочку покататься на велосипеде, резко изменило мою жизнь. Молодой человек, без шлема, на велосипеде крутом, который может запрыгнуть на бордюр сантиметров 20 без проблем, примерно так и представляют себе велосипедиста, как он должен быть сейчас? Ну многие, да. То есть это еще очень юный велосипедист, которого ты сейчас описал, на самом деле. Я делаю офер девчонкам, копирую, вставить, копирую, вставить, ищу с кем покататься. Пару дней ищу, одна откликается, единственное, больше никто не откликнулся. Вечером покататься. И что вы понимали, кто откликнулся? Чемпионка города по маунтинбайку. Она такая, хм, какой ты смелый, пойдем. Приезжает девочка вот с такими вот, надеюсь на видео вы увидите, вот такими вот ляхами, просто больше моих, я думаю у меня большие ляхи. И как давай меня гонять по полям, по трассам? Ты думал, ты уже крутой? Я-то думал, я да, я физически подготовлен, но если ты физически подготовлен, у тебя нет техники, ну ты никто в этом спорте, нужна техника. И она меня проверила по нескольким трассам, у меня есть небольшие зарисовки, когда я там пытался тоже на камеру снимать в тот момент, она такая, что, умер? Погнали еще. И вот так она меня тестировала. А потом потестировала такая, ну, задатки есть небольшие, есть. Ааа, давай, говорит, попробуй приехать на соревнования по кросс-кантре. Ммм, прикольно. То есть нужно по горам, на технику, имея какие-то физические силы, правильно переключаться, правильно съезжать, дробчики, поворотики, это все нужно было делать. Ну, я, кстати, к слову, открыл на картах Тюмень, и я тут вижу велодорожки. Их там очень много. Там они в парках, они есть в городе там. И вот она такая, говорит, приезжай на соревнования. Я такой, окей, давай попробуем, что там, кто там может что мне сказать? Там какой-то крутой велосипедист меня, он кто-то тренировал. Я приезжаю туда, небольшой город Тюмень, столица деревень, ее зовут. И что я вижу? Сотня, наверное, заряженных ребят на велосипедах. Но перед тем, как я ехал на соревнования, мимо приезжает пацан такой весь в облипочку, в такой форме, весь в шлеме, в очочках. Че, куда едешь, на соревнования? Я говорю, да. А я вообще такой, ну, шорт ЭХБшный, там какая-то футболка висит, какой-то рюкзак. Вообще ни разу не туда. А это был чемпион города. Там он в регионы ездит, там места занимает. Вот такой дядька меня сопровождал до места старта. Это мое, буквально, первое касание было. До сих пор дружим, до сих пор общаемся, и благодаря этим ребятам я очень круто стрельнул. В общем, один этап у них, 5 этапов или 6 в городе проходят. То есть это был самый первый, апрель, там каждый месяц новая трасса, у них есть по городу везде разные локации. И приходят ребята, у них несколько лиг. Любительская, средняя, еще повыше есть кто-то прямо крутыши. Есть еще чуть в сторону ветераны-мастерсы, то есть уже свыше какого-то возраста, детская, женская, и это все делают ребята-частники, не администрация. Там возможно какие-то плюшечки дотации получают, но там нет вообще во всех организационных моментах ни одного государственного служащего. Пацаны, которые просто фанят этим. Допустим, нужно сделать трассу, обросла за зиму, нужно волчатник пленку расклеить, просто по чатам кидают. Объявляется субботник. Да, там ребята, давайте подготовим трассу, нам нужно будет катать, мы ее там задропим, правильные углы сделаем. Ну надо прокосить траву, там волчатник развешать. Вот мы так иногда ездили и помогали это делать. Я так понимаю, кроме лиг еще есть разные спортивные направления? Или это общество? Это именно вот кросс-кантри, это вот оно так и называется. То есть ты его можешь делать, техническое прохождение в каких-то парках. Ты даже если этого нет, ты это можешь сам сделать. Памп трек это вообще другая дисциплина, это прыжки на стритовых велосипедах, по большей части это туда, BMX, стрит, велосипеды. То есть УРАМ это не то? Это нет, это вообще абсолютно не то. Вам нужна грязь? Да, грязь уже если это будет, это хорошо. Камни, грязь, корни, какие-то деревья, где тебе нужно прям вот из последних усилий, когда ты чувствуешь, что сзади сейчас пробуксует колесо, или ты встанешь на козла, вот в такие технические подъемы ты должен забираться. То есть большие горы с сложным рельефом и сложным покрытием. Отлично. Да-да-да. То есть профики ездят вообще, чтобы ты понимал, есть большой камень, если вы загуглите, есть в Уральских горах такие турниры, большой камень, вот просто практически ответственная скала, там ребята по ним спускаются. То есть обычно там скалолазы ползают, а эти ребята туда идут на велосипеды? Турнир вот именно для профиков прям, туда ездят уже прямо ребята заряженные. Но тренируются они вот в городах, набирают скилл там, опыт соревновательный, как переключаться, это же там очень много деталей. Когда я окунулся, я такой, блин, так мои переключатели говно. Я думал, у меня там Оливия, я крутой. В говно все это, в Оливию в мусорку, в Диор, в круг. Самому наточить. Монетки, все, я все поменял полностью, вообще весь велосипед я заапгрейдил, все в Диор у меня превратилось, я поменял подсидельный штырь, я тут все настроил, руль низ опустил, это все поменял, потому что я познакомился с пацанами, они мне дали этот топ. Короче, ты в эти соревнования вкатился. Я был обычным катальщиком, да, который пробился через вашу большую воронку, потом я упал в эту спортивную воронку, которая превратила меня в человека, знающего для чего твое транспортное средство вообще. Для чего у тебя этот МТБ велосипед? Я раскрыл его, то есть до этого там, ну ты говоришь на бордюрчик, классно, но можно там в лесу такое творить с ним, а если ты еще контактные педальки поставишь, представляю, и этот просто летучий голландец превращается. Но это очень рабочая машина, если ты еще научишься правильному положению, это как на лошади скакать, тебе же нужно понимать, где как балансировать, тут то же самое с велосипедом, ты можешь где-то подпрыгнуть, дропнуть, тебе нужно подъем правильный угол взять. Слушай, мы же находимся недалеко от горнолыжной базы Свиярские холмы, наверное, здесь летом тоже можно катать? Даже расскажу пример, мы с ребятами тренировались в Тюмени с подъемом, где горнолыжный спуск, летом это там, ну просто такая горка с травкой, и ребята там, кто-то бегают боксеры в эту горку, а мы на велосипеде поднимались в эту горнолыжную горку, и кто до конца доедет. Я там 5 метров до конца не доезжал, потому что у меня уже баланс начинает терять, то колесо проскользнет, то он на козла встанет. А вот ребята так тренируются, и вот так вот 5 кругов делают, а потом еще по трассе километров 30-40 едут. Еще обратная история, когда на горнолыжных спусках делают летом спуски велосипедные, оборудуют, чтобы можно было и на тех же подъемниках, чтобы можно было подниматься и скатываться. Кстати, не знаю, почему вы не лоббируете этот вопрос, ребята проводят здесь веденскую слободу. Проводят гонки, я даже видел в видеозаписи, можете посмотреть, гонка веденская слобода, ребята приезжают кто с Ижевска, кто с Чуаши, то есть те ребята, кто заряжены, кто может вот этот подъем подняться, сюда приезжают вообще все. И вот этот кейс, который находится в Тюмени, за 5-6 этапов городского, просто односезонного соревнования, 5-6 этапов, ты превращаешься уже в опытного любителя такого хорошего велосипедиста, который знает для чего твой велосипед, знает как ездить, он уже приобрел себе шлем, экипировка, у него появились обтягивающие шортики, памперсы, маечки с карманчиками, все, ты стал уже заряжен, ты вообще другой человек стал. То есть это вот один сезон. Я прихожу с таким кейсом, будучи директором союза велосипедиста, комитет спорта Казани, что с соревнованиями в городе? У вас, говорю, уже спортивная столица, где, говорю, велосипедные соревнования? Говорят, вы что, у нас есть велосипедные соревнования в городе? Знаете какие? Я подозреваю, что это триатлон. Я подозреваю, что это трек. Пока не попали, но ты был ближе. Веломарафон. Это шоссейная гонка, ее сейчас уже нету, в этом году ее тоже не будет, в 22 году ее тоже не было. Я думаю, любители вошли просто в триатлонский трек и вместе там гоняют. Руководитель комитета заявляет мне, что в городе есть велосипедные соревнования. Я приехал из Тюмени, где ребята сами делают велосипедные соревнования. Не только в Тюмени. Сами делают соревнования, администрация помогает согласовать участок, какую-то землю выделить, потому что это все где-то государственный фонд, еще что-то, ну, в этом помощь. Скорую оплатить, потому что скоро денег стоит. Хотя бы в этих моментах, и хотел выйти на диалог с этим. То есть я говорю, есть гость комитетский лес, там нужно участок 50 на 50, 100 на 100, то есть можно нарезать участок. Я бы даже показал, где это можно сделать, и диалог так дальше не состоялся. Ну, получается, что велосипедный спорт, он бывает разный. Так же, как лыжи бывают обычные, бывают беговые, бывают горные. А можно еще на лыжах пойти в зимний поход. Это третий тип лыж. Просто вдаль. Я ходил 100 километров на лыжах, это другое. Абсолютно верно. И велосипедный спорт, он тоже, видимо, очень разный. Я бы, например, шоссейников тоже никак не унижал, потому что, например, когда мы смотрели рядом с Иннополисом в Страве тепловую карту, оказалось, что наибольший как раз, скажем так, накат дают именно шоссейники, которые здесь постоянно тренируются. Мы их почти не видим, потому что они предпочитают тренироваться ночью, ну, и, как правило, на одном и том же кругу, где им удобно. А сколько мы к вам заезжаем из Казани? Вы, наверное, не ездите по дорогам. Ну, во всяком случае, на этой тепловой карте четко видно, что это именно шоссейники. И мы их видели. То есть я просто лично не знаком, но, наверное, в Казани есть любители или, может быть, это тренируется триатлон. Нет, есть несколько человек и несколько велосипедов шоссейных хороших, которые стоят на велопарковке и университетах. И, соответственно, если я правильно понял, то руководитель комитета, он вообще не понял, о чём идёт речь. Не понял, что такое триал, кросс-кантри и всё остальное. Я ему пытался донести, нам не нужна дорога, нам нужен кусочек леса, из которого мы сделаем хорошую трассу, куда может прийти ещё юный птенец со своим каким-то велосипедом, как кажется ему, который там типа горный. И он поймёт, раз-два-три на соревнования сходив, посмотрев на других заряженных ребят. Потому что если ты крикнешь, клич кинешь во всех социальных сетях, что будет проводиться какая-то МТБ-гонка, сюда приедут ребята с других городов, заряженные, очень крутые. И вот этот юный птенец такой, ничего себе, какие они, как я тогда. — Ну, профессионалы, спортсмены, уверенные в себе люди, да. — И он поймёт, блин, так можно делать, оказывается, для этого не нужно много чего-то. Возьми там со скидочкой купи на Алиэкспресс дешёвую велоформу, какие-то ботиночки, шлем, очёчки, и всё. — Можно начинать. — И ты такой заряженный как будто, и дальше ты пошёл, так, велосипед нужно, чтобы лучше переключался в гору, что для этого нужно? Переключатель поменять. Ага. Так-так-так. Как мне следить за показаниями? Нужен пульсомер. М-м-м. Мощемер. Мощемер. И всё, и ты такой чик-чик-чик, и на каком-то этапе ты где-то остановишься, предел какой-то получишь, но ты эволюционируешь. Это очень важно. Для эволюции велосипедиста это прям очень круто. Поэтому мы вот там с Тимуром, да, с которым вы общались, проводим всякие заезды. Не просто там парк, ещё куда-то, мы делаем какие-то заезды, где нужно слезть с велосипеда, проявить свою технику. И ты видишь этих велосипедистов. Вроде бы простой участок. Вот лужа, вот какая-то узкая тропинка, и люди не могут даже этот участок преодолеть, потому что у них нет навыков этих. А это элементарно.