О выпуске
Сегодня общаемся с Алексеем VeloBoroda Оносовым. О том, как велосипедисты росли за городом на покатушках, знакомились и занимались спортом, чтобы потом выехать на дороги. Что можно делать, если хочется приобщиться к велосипеду, как создать своё коммьюнити и наполнить его полезными мероприятиями. В любом городе и при любом климате, даже за полярным кругом.

Выпуск 9
Как собрать велокоммьюнити на полторы тысячи человек feat VeloBoroda 1/2
Алексей Оносов

Транскрибация

Мы записываем наш очередной выпуск подкаста Мамкины урбанисты. Мы записываем его в звукозаписывающей студии культурного центра Artspace в городе Иннополис. У нас сегодня в гостях Алексей Аносов. Алексей, привет! Всем привет! Второй ведущий Линар Шагиев, с которым мы этот подкаст и ведем. Этот подкаст ведется для того, чтобы помочь людям разобраться в самых базовых вопросах того, как работает город, что такое урбанистика, подготовиться к некому такому гражданскому уровню урбанистического активизма. Ну давай будем честны, не только людям помочь, но и себе тоже немножко поразбираться, пообщаться с интересными людьми, как сегодня, например, позадавать всяких вопросиков, которые будут сложно ответить. Алексей. Давайте, начнем. Отец мой, начиная с 80-х, катал велосипеды на велосипедах 200 плюс километров, Мариел, Кировская область, там Татарстан. Соответственно, я был в теме еще с самого детства, у меня появился там первый велосипед еще в первом классе, это был АЭС, который сломался или его украли, я не помню, потом я у кого-то украл, потом они появлялись, уходили эти велосипеды. В общем, задатки были еще с самого детства. Родился в городе Иннополис, в городе Иннополис, в городе В общем, задатки были еще с самого детства. Родился в городе Волжск, прожил там до пятого класса, потом переехал на Ямал, на Ямале прожил 20 лет, учился в Иркутске в институте МВД, три года в казарме. Вообще, я 14 лет в погонах был, начнем с этого, то есть у меня такая очень активная спортивная жизнь была, еще был кадетский класс, это были всякие спортивные кружки, постоянно какая-то физическая активность, и потом закончился, получается, институт, я пришел на работу, а на работе что? В основном все сотрудники подбухивают, вот, и чтобы не стать таким, тебе нужно какое-то хобби, увлечение для того, чтобы идти дальше не деградировать, ты должен чем-то увлекаться, говорить, что вот у меня сегодня там это. И, соответственно… Чтобы был повод сказать, почему ты сегодня не пойдешь на черепьянку. Да, почему ты сегодня там в пятницу не идешь на пьянку, чтобы с ними не разлагаться социально, морально и физически. Ты говоришь, что у тебя в субботу какое-то мероприятие, ну и, соответственно… Социально одобряемое оправдание тебе нужно. Да, но для них это не оправдание абсолютно, то есть ты говоришь, что у меня завтра велосипедная покатушка 100+, нам нужно выехать из 4-х часов, что ты сказал? Неинтересно. Давай тост. Когда ты переехал на Ямал, тебе пришлось отказаться от велосипеда на это время? Какое-то время да, был период, когда я купил двух подвесов за 8 тысяч рублей, это был мой самый велосипедный факап в моей жизни, но в 2013 году я купил, это я еще жил на Ямале, хороший Cannondale Hardtail велосипед, МТБ велосипед, горный велосипед, все его прекрасно знают, Cannondale американский бренд, который, к сожалению, сейчас в Россию не ездит. Итак, двух подвес, это велосипед с двумя подвесками? Да, спереди и сзади. Я вам сразу скажу, если кто-то хочет купить велосипед дешевле 100 тысяч, двух подвес, никогда не делайте этого. Никогда не спрашивайте Алексея. Никогда не смотрите ниже 100 тысяч двух подвес, но если только БУшка каких-то там пятилетних давностей. МТБ это? Mountain bike, то есть, когда ты катаешься там, где нет особо дорог. И с горы, как правило? Ну, или с горы, или в гору, там, где нет особо приятной дорожной инфраструктуры. Я думаю, задача Mountain bike как раз выдержать… Выдержать, вот именно, да. Обычно МТБ это и есть Hardtail, а двух подвес это специфический велосипед? Это специфические отсклонения немножко, есть тоже разный ход вилки. Есть ход вилки там 80, есть 140, это уже у даунхилла. Есть опять же задний амортизатор тоже с ходом, там 80, 100, смотря какие ты хочешь задачи для велосипеда загадать. Обычно двух подвес используются для скоростного спуска, когда по очень неровной, и там задача в том, чтобы сохранить контакт сцепления с землей и рулежку. Но если ты попробуешь просто по обычным улицам, по обычной дороге, по равнине ехать на двух подвесе, возникает проблема, что у тебя вот эта энергия, которую ты пытаешься нажимать на педали ногами, вся энергия уходит вот в это качание заднего амортизатора. И поэтому для езды просто по ровной территории двух подвесов точно не нужно. Не подходит? Не подходит. Усложняет. Окей, ты поехал на Ямал, у тебя там уже начался серьезный велосипедный опыт, потом ты вернулся. С 13-го года вообще все изменилось. То есть если это шло как-то развивающе, были какие-то навыки, просто увлечения, то с 13-го года это вообще все кардинально изменилось. Ты вернулся на материк? Нет, я уже был, нет, в Казани я приехал в 19-м году, в марте. В 13-м я купил хороший hardtail, ну на тот момент казалось хороший, но когда я еще вырос в велосипедных навыках, то это был прямо база-база, вообще низ. И все с этого началось. Но началось оно в какой момент? Я учился в институте нефтегазового в Тюмени, чтобы ты понимал, я в Таркасале когда был, это есть такой город на Ямале, потом я переехал по службе на Полярный круг в Салихард город, и с Салихарда я летал на сессию летнюю на один месяц, брав с собой велосипед. Снимал колесо, руль, педали, я его упаковывал, сдавал в багаж, собирал его там. То есть он превратился в твоего такого постоянного друга? Все, это у меня стал комьюнт, то есть я брал такой велосипед для комьюнта, я думаю, ваши зрители слышали, да, слово комьюнт? Нет, давай объясним. Давай объясним. Слышали, но мы каждый раз стараемся все делать с нуля, потому что люди подключаются, новые смотрят. Смотрите, комьюнт это вот, когда ты отказываешься от транспортного средства и пытаешься превратить свою жизнь в пятнадцатиминутный город, из вашего подкаста выше. То есть твой транспорт становится велосипед, и все время учебы, когда я был в Тюмени, это был мой транспорт, вообще абсолютно. Я ехал на учебу, брал с собой пару тетрадочек, писал конспекты, 4-5 пар, отсидел, на байк прыгаю, рюкзачок небольшой и погнал катать по городу. Или даже бывало так, что Боля спортивно одевался и с ребятами гнал на тренировку. То есть дальше мы еще тренируемся. Как тебя тянет с точки зрения велосипедиста? Вот смотри, есть два города по социальному развитию в России, это прямо в топочке, и Казань, и Тюмень. Я для переезда тоже выбирал Тюмень или Казань. Тюмень-Казань. Долго-долго я качалий, но в итоге я оказался в Казани. Тюмень очень крутой город. И где-то в году 15-м, пытаясь вспомнить хронологию, я просто катался, на тот момент я был холостым, и просто в Мамбе, в Тиндере, я знакомился с девчонками покататься по городу. Это тоже очень прикольный кейс. Ты прямо на главной фотографии был с велосипедом или в шлеме? Ну типа того, да. Нет, еще не в шлеме. Шлем был еще попозже. Я не был еще велосипедист, но вот это мое сообщение в социальных сетях, когда я искал девочку покататься на велосипеде, резко изменило мою жизнь. Молодой человек, без шлема, на велосипеде крутом, который может запрыгнуть на бордюр сантиметров 20 без проблем, примерно так и представляют себе велосипедиста, как он должен быть сейчас? Ну многие, да. То есть это еще очень юный велосипедист, которого ты сейчас описал, на самом деле. Я делаю офер девчонкам, копирую, вставить, копирую, вставить, ищу с кем покататься. Пару дней ищу, одна откликается, единственное, больше никто не откликнулся. Вечером покататься. И что вы понимали, кто откликнулся? Чемпионка города по маунтинбайку. Она такая, хм, какой ты смелый, пойдем. Приезжает девочка вот с такими вот, надеюсь на видео вы увидите, вот такими вот ляхами, просто больше моих, я думаю у меня большие ляхи. И как давай меня гонять по полям, по трассам? Ты думал, ты уже крутой? Я-то думал, я да, я физически подготовлен, но если ты физически подготовлен, у тебя нет техники, ну ты никто в этом спорте, нужна техника. И она меня проверила по нескольким трассам, у меня есть небольшие зарисовки, когда я там пытался тоже на камеру снимать в тот момент, она такая, что, умер? Погнали еще. И вот так она меня тестировала. А потом потестировала такая, ну, задатки есть небольшие, есть. Ааа, давай, говорит, попробуй приехать на соревнования по кросс-кантре. Ммм, прикольно. То есть нужно по горам, на технику, имея какие-то физические силы, правильно переключаться, правильно съезжать, дробчики, поворотики, это все нужно было делать. Ну, я, кстати, к слову, открыл на картах Тюмень, и я тут вижу велодорожки. Их там очень много. Там они в парках, они есть в городе там. И вот она такая, говорит, приезжай на соревнования. Я такой, окей, давай попробуем, что там, кто там может что мне сказать? Там какой-то крутой велосипедист меня, он кто-то тренировал. Я приезжаю туда, небольшой город Тюмень, столица деревень, ее зовут. И что я вижу? Сотня, наверное, заряженных ребят на велосипедах. Но перед тем, как я ехал на соревнования, мимо приезжает пацан такой весь в облипочку, в такой форме, весь в шлеме, в очочках. Че, куда едешь, на соревнования? Я говорю, да. А я вообще такой, ну, шорт ЭХБшный, там какая-то футболка висит, какой-то рюкзак. Вообще ни разу не туда. А это был чемпион города. Там он в регионы ездит, там места занимает. Вот такой дядька меня сопровождал до места старта. Это мое, буквально, первое касание было. До сих пор дружим, до сих пор общаемся, и благодаря этим ребятам я очень круто стрельнул. В общем, один этап у них, 5 этапов или 6 в городе проходят. То есть это был самый первый, апрель, там каждый месяц новая трасса, у них есть по городу везде разные локации. И приходят ребята, у них несколько лиг. Любительская, средняя, еще повыше есть кто-то прямо крутыши. Есть еще чуть в сторону ветераны-мастерсы, то есть уже свыше какого-то возраста, детская, женская, и это все делают ребята-частники, не администрация. Там возможно какие-то плюшечки дотации получают, но там нет вообще во всех организационных моментах ни одного государственного служащего. Пацаны, которые просто фанят этим. Допустим, нужно сделать трассу, обросла за зиму, нужно волчатник пленку расклеить, просто по чатам кидают. Объявляется субботник. Да, там ребята, давайте подготовим трассу, нам нужно будет катать, мы ее там задропим, правильные углы сделаем. Ну надо прокосить траву, там волчатник развешать. Вот мы так иногда ездили и помогали это делать. Я так понимаю, кроме лиг еще есть разные спортивные направления? Или это общество? Это именно вот кросс-кантри, это вот оно так и называется. То есть ты его можешь делать, техническое прохождение в каких-то парках. Ты даже если этого нет, ты это можешь сам сделать. Памп трек это вообще другая дисциплина, это прыжки на стритовых велосипедах, по большей части это туда, BMX, стрит, велосипеды. То есть УРАМ это не то? Это нет, это вообще абсолютно не то. Вам нужна грязь? Да, грязь уже если это будет, это хорошо. Камни, грязь, корни, какие-то деревья, где тебе нужно прям вот из последних усилий, когда ты чувствуешь, что сзади сейчас пробуксует колесо, или ты встанешь на козла, вот в такие технические подъемы ты должен забираться. То есть большие горы с сложным рельефом и сложным покрытием. Отлично. Да-да-да. То есть профики ездят вообще, чтобы ты понимал, есть большой камень, если вы загуглите, есть в Уральских горах такие турниры, большой камень, вот просто практически ответственная скала, там ребята по ним спускаются. То есть обычно там скалолазы ползают, а эти ребята туда идут на велосипеды? Турнир вот именно для профиков прям, туда ездят уже прямо ребята заряженные. Но тренируются они вот в городах, набирают скилл там, опыт соревновательный, как переключаться, это же там очень много деталей. Когда я окунулся, я такой, блин, так мои переключатели говно. Я думал, у меня там Оливия, я крутой. В говно все это, в Оливию в мусорку, в Диор, в круг. Самому наточить. Монетки, все, я все поменял полностью, вообще весь велосипед я заапгрейдил, все в Диор у меня превратилось, я поменял подсидельный штырь, я тут все настроил, руль низ опустил, это все поменял, потому что я познакомился с пацанами, они мне дали этот топ. Короче, ты в эти соревнования вкатился. Я был обычным катальщиком, да, который пробился через вашу большую воронку, потом я упал в эту спортивную воронку, которая превратила меня в человека, знающего для чего твое транспортное средство вообще. Для чего у тебя этот МТБ велосипед? Я раскрыл его, то есть до этого там, ну ты говоришь на бордюрчик, классно, но можно там в лесу такое творить с ним, а если ты еще контактные педальки поставишь, представляю, и этот просто летучий голландец превращается. Но это очень рабочая машина, если ты еще научишься правильному положению, это как на лошади скакать, тебе же нужно понимать, где как балансировать, тут то же самое с велосипедом, ты можешь где-то подпрыгнуть, дропнуть, тебе нужно подъем правильный угол взять. Слушай, мы же находимся недалеко от горнолыжной базы Свиярские холмы, наверное, здесь летом тоже можно катать? Даже расскажу пример, мы с ребятами тренировались в Тюмени с подъемом, где горнолыжный спуск, летом это там, ну просто такая горка с травкой, и ребята там, кто-то бегают боксеры в эту горку, а мы на велосипеде поднимались в эту горнолыжную горку, и кто до конца доедет. Я там 5 метров до конца не доезжал, потому что у меня уже баланс начинает терять, то колесо проскользнет, то он на козла встанет. А вот ребята так тренируются, и вот так вот 5 кругов делают, а потом еще по трассе километров 30-40 едут. Еще обратная история, когда на горнолыжных спусках делают летом спуски велосипедные, оборудуют, чтобы можно было и на тех же подъемниках, чтобы можно было подниматься и скатываться. Кстати, не знаю, почему вы не лоббируете этот вопрос, ребята проводят здесь веденскую слободу. Проводят гонки, я даже видел в видеозаписи, можете посмотреть, гонка веденская слобода, ребята приезжают кто с Ижевска, кто с Чуаши, то есть те ребята, кто заряжены, кто может вот этот подъем подняться, сюда приезжают вообще все. И вот этот кейс, который находится в Тюмени, за 5-6 этапов городского, просто односезонного соревнования, 5-6 этапов, ты превращаешься уже в опытного любителя такого хорошего велосипедиста, который знает для чего твой велосипед, знает как ездить, он уже приобрел себе шлем, экипировка, у него появились обтягивающие шортики, памперсы, маечки с карманчиками, все, ты стал уже заряжен, ты вообще другой человек стал. То есть это вот один сезон. Я прихожу с таким кейсом, будучи директором союза велосипедиста, комитет спорта Казани, что с соревнованиями в городе? У вас, говорю, уже спортивная столица, где, говорю, велосипедные соревнования? Говорят, вы что, у нас есть велосипедные соревнования в городе? Знаете какие? Я подозреваю, что это триатлон. Я подозреваю, что это трек. Пока не попали, но ты был ближе. Веломарафон. Это шоссейная гонка, ее сейчас уже нету, в этом году ее тоже не будет, в 22 году ее тоже не было. Я думаю, любители вошли просто в триатлонский трек и вместе там гоняют. Руководитель комитета заявляет мне, что в городе есть велосипедные соревнования. Я приехал из Тюмени, где ребята сами делают велосипедные соревнования. Не только в Тюмени. Сами делают соревнования, администрация помогает согласовать участок, какую-то землю выделить, потому что это все где-то государственный фонд, еще что-то, ну, в этом помощь. Скорую оплатить, потому что скоро денег стоит. Хотя бы в этих моментах, и хотел выйти на диалог с этим. То есть я говорю, есть гость комитетский лес, там нужно участок 50 на 50, 100 на 100, то есть можно нарезать участок. Я бы даже показал, где это можно сделать, и диалог так дальше не состоялся. Ну, получается, что велосипедный спорт, он бывает разный. Так же, как лыжи бывают обычные, бывают беговые, бывают горные. А можно еще на лыжах пойти в зимний поход. Это третий тип лыж. Просто вдаль. Я ходил 100 километров на лыжах, это другое. Абсолютно верно. И велосипедный спорт, он тоже, видимо, очень разный. Я бы, например, шоссейников тоже никак не унижал, потому что, например, когда мы смотрели рядом с Иннополисом в Страве тепловую карту, оказалось, что наибольший как раз, скажем так, накат дают именно шоссейники, которые здесь постоянно тренируются. Мы их почти не видим, потому что они предпочитают тренироваться ночью, ну, и, как правило, на одном и том же кругу, где им удобно. А сколько мы к вам заезжаем из Казани? Вы, наверное, не ездите по дорогам. Ну, во всяком случае, на этой тепловой карте четко видно, что это именно шоссейники. И мы их видели. То есть я просто лично не знаком, но, наверное, в Казани есть любители или, может быть, это тренируется триатлон. Нет, есть несколько человек и несколько велосипедов шоссейных хороших, которые стоят на велопарковке и университетах. И, соответственно, если я правильно понял, то руководитель комитета, он вообще не понял, о чём идёт речь. Не понял, что такое триал, кросс-кантри и всё остальное. Я ему пытался донести, нам не нужна дорога, нам нужен кусочек леса, из которого мы сделаем хорошую трассу, куда может прийти ещё юный птенец со своим каким-то велосипедом, как кажется ему, который там типа горный. И он поймёт, раз-два-три на соревнования сходив, посмотрев на других заряженных ребят. Потому что если ты крикнешь, клич кинешь во всех социальных сетях, что будет проводиться какая-то МТБ-гонка, сюда приедут ребята с других городов, заряженные, очень крутые. И вот этот юный птенец такой, ничего себе, какие они, как я тогда. — Ну, профессионалы, спортсмены, уверенные в себе люди, да. — И он поймёт, блин, так можно делать, оказывается, для этого не нужно много чего-то. Возьми там со скидочкой купи на Алиэкспресс дешёвую велоформу, какие-то ботиночки, шлем, очёчки, и всё. — Можно начинать. — И ты такой заряженный как будто, и дальше ты пошёл, так, велосипед нужно, чтобы лучше переключался в гору, что для этого нужно? Переключатель поменять. Ага. Так-так-так. Как мне следить за показаниями? Нужен пульсомер. М-м-м. Мощемер. Мощемер. И всё, и ты такой чик-чик-чик, и на каком-то этапе ты где-то остановишься, предел какой-то получишь, но ты эволюционируешь. Это очень важно. Для эволюции велосипедиста это прям очень круто. Поэтому мы вот там с Тимуром, да, с которым вы общались, проводим всякие заезды. Не просто там парк, ещё куда-то, мы делаем какие-то заезды, где нужно слезть с велосипеда, проявить свою технику. И ты видишь этих велосипедистов. Вроде бы простой участок. Вот лужа, вот какая-то узкая тропинка, и люди не могут даже этот участок преодолеть, потому что у них нет навыков этих. А это элементарно.
Расскажи, что вы организовывали. Ой, что мы не организовывали. Давай я с севера зайду, что я организовывал. Начнем оттуда. Жил на полярном круге, на Салихарде, и я уже катался на велосипеде достаточно уже хорошо, потому что я с Тюмени привез уже опыт. Я такой, мне нужен кейс. Я должен поставить галочку. Мне нужно организовать. И прям вот на мой запрос, вселенная такая, я на моем пути встречаю человека, такой физкультурник, и он говорит, слушай, мне интересно, давай попробуем. Он в какой-то школе там работает, около спортивной, давай попробуем. Салихард. Население 50 тысяч человек. Это полярный круг. Наверх от Тюмени. Да, и там есть лыжная трасса, вот там чуть выше, к реке, и лыжная трасса. Я говорю, давай там, я скатаюсь, посмотрю, где будет сезон, как там можно катнуть, и мы там с тобой сделаем. Ничего много не надо. И мы попытались, попробовали, 9 где-то так. Все, мы организовали. Это был крутой кейс, я начинал организацию с этого. Потом был новый Уренгой. Это газовая столица России. Я приехал туда уже в опыте, сначала мы с администрацией решили покатать, они решили организовать соревнования, думаю, кто такие дерзкие, решили сделать администрацию соревнований на севере. В итоге я с ними переругался. На следующий день наш приятель один месяц строил трассу. Один. Дропы делал, навесики, поворотики, все вот эти моменты технические. Он сделал намного лучше. И он это сделал, привлек вот этих ребят, я выиграл 29-е погрышечки. Я так понимаю, подготовить трассу для трейла, да? Он порядка месяца копал. Это куча земляных работ. Да, он приезжал после работы с лопатой, и вот там, такой траекторию, потом сам проезжал, мерил, хороший ли угол или нехороший. Там прыжки даже были, мы там на метр взлетали. И все это было. И я на соревнованиях второй мест, на тех там второй мест. В общем съездил, собрал призов. Это все было 18-17 год, вот где-то там, 16-й. Ну и приехав сюда, и понимая, что соревнования сделать не получится, вот есть Timerman, и пользуйтесь всем, что хотите. Кстати, я даже приходил в Timerman и пытался сказать о том, что вам нужно включить в свою программу кросс-кантри соревнования, какие-то МТБ. Не просто шоссе, в лес. Это намного интереснее. И про организацию наших соревнований. Ну, не соревнований, наших ивентов и покатушек. Соответственно, если ты катаешься в каком-то комьюте, всегда встречаются люди идейные, которые вдохновлены какой-то идеей. Вот вы же на одну идею сошлись. Велосипед, велосипед, привет. Давай дружить. На какую идею мы сошлись? Велосипед, велосипед. Мне кажется, мы начали с того, что двор рядом с нами можно сделать безопаснее. То есть я пошел перед нашим домом, потом пошел в соседний двор, потом небольшой ЖК, потом большой ЖК, потом город. Мы вот сейчас чуть-чуть перешли на уровень подкаста. Хорошо, что у вас небольшой город, и он еще молодой, и можно в нем что-то настроить. А не как тысячелетний центр Казани, где пытаются втюхать какую-то дорожку, но она никуда не лезет уже. И вот в моем окружении тоже Казани начали появляться ребята. Там Тимур, Ренат, у нас в пике был чатик. Это очень круто. Все, когда у нас было 500, я говорю, нужно сделать 1000. Все говорили, это невозможно. Мы сделали полторы. И мы начали думать, и начали генерить какие-то идеи. У нас есть маленький чатик на троих. У любого сообщества должен быть небольшой чат, редакция, аорт-комитет, центральный комитет, назовите это как угодно, тех людей, которые могут быстрее сделать какие-то идеи. Накидываем идеи, генерим, давай вот это, а давай вот это. То есть есть уже состоявшиеся мероприятия. Допустим, открытие сезона в Свияжск. В прошлом году 200 велосипедистов были в Свияжске, которые приехали туда на открытие сезона. На секундочку, это апрель месяц, только люди, многие еще вылупились из спячки, и они уже оказались там. 200. Это люди, которые поехали из Казани в Свияжск, или они приехали в Свияжск? Я поехал своим ходом по М-трассе, и в основной части поехал на электричке, мы пересекали, представляете, там порядка 180 велосипедистов в электричке в субботу, и просто там бабушка тебя там тычет, потому что ты ей тычешь рулем в лицо, и вот мы друг на дружке вот так пересекали. Вы же не просто так поехали, вы же, насколько я понимаю, организованно поехали, договорились как-то о том, чтобы в вагонах это... Потому как мы уже там немножко начали шуметь, и Козвелл начали замечать, его начали где-то репостить какие-то СМИ, и на нас больше стали слышать. Ленар, к тому, что вы в электричку старались сесть максимально организованно? Вначале, когда садились там, да, а потом уже, как придется, мы забивались просто. Потому что места не хватало. Но это гораздо лучше, чем если бы все поехали на машине, тогда хвост был бы на весь Свияжск. Но мы избежали этого транспортного коллапса, потому что там и так пробка большая, а мы вылезли, и мы просто по дороге, по транспортам проехали культурно, в сопровождении, и приехали, и еще и денег занесли в Свияжск, и машину мы не поставили, не загрязнили воздух, в общем, одни плюсы. Не могу не спросить, попробовали ли вы знаменитые свияжские хачапури? Ой, чего мы так только не пробовали? Мы же каждый год там. Я два раза точно за год бываю в Свияжске. Классно. Поэтому мы там уже все перепробовали, во всех кафешках были, и все ели, и пончики, и даже на видосе у меня есть, где я их снимал, как их готовят, какое масло используют. Приезжайте в Свияжск, там довольно вкусно. Да, и получается, эти мероприятия, и они очень громкие, когда ты вывозишь столько людей, мы же не просто выезжаем, как сейчас Ленар сказал, мы же еще согласовываем это, там пытаемся созвониться с администрацией. В тот момент мы созвонились с экскурсией, чтобы нам сделали бесплатную экскурсию, провели большую толпу велосипедистов, по всем моментам рассказали от и до, круто. Допустим, куда мы еще ездили, мы ездили в Кукмар, тоже звоним в администрацию, мы такие-то, с нами приедет порядка 20 велосипедистов, нам можно, пожалуйста, кого-нибудь, кто поможет нам с экскурсией по городу, мы хотим посетить валенки, мы хотим посетить посудный завод, все это мы практически посетили, но валенки были закрыты на тот момент, краеведческий музей посетили, все посмотрели, все показали, потому что мы приехали и заявили о себе. Очень приятный велотуризм, и плюс это для сообщества способ сплотиться, повод пообщаться, повод заняться любимым делом, то есть поездить, а для местных это тоже повод увидеть, кто вообще приезжает на велосипедах, и может быть это направление потом в будущем развивать активнее. Вот это, кстати, направление, оно называется заброской, здесь же очень развитая электричка, допустим, вот в Канаш мы ездим, сел на электричку, ты в Канаше, вот тебе Мокринский мост, сел на электричку, вот ты в Кукмаре, в Арске, любые какие хочешь направления выбирай, едь туда с заброской, либо обратно едь, либо туда на электричку, или там покатайся и на электричку обратно. Пока ты ездишь в электричке, общение, нетворкинг. Я как автомобилист, извини, на электричке в Казани и в Татарстане не ездил практически ни разу. Зря, там такие бабушки ездят, это жизнь. Зачем ты занимаешься организацией таких мероприятий? Ну слушай, это, во-первых, развитие моего личного бренда, ну как ни крути, но это большой трафик, который приходит. А мне интересно там на камеру поболтать, дать какую-то информацию, быть полезным в том контенте, который я произвожу. Не просто что-то снять, какие-то там блогеры, которые снимают какие-то хайповые ролики и там по 10 миллионов просмотров, и я на них смотрю. А наверно, ты когда погружался в эту тему, пользовался помощью от профессионалов, и сейчас как-то стараешься передать это тем людям, которые первый раз касаются велосипеда через твои ролики? Ну я какие-то касания делаю, то есть если доходит какой-то момент, я пытаюсь это объяснить. Но так как у меня уже глаз замыливается, я думаю, что вот та моя экипировка, тот мой велосипед, это уже, думаю, так всё просто. И я иногда, кстати, об этом забываю. Надо себе пометочку сделать и надо это делать. Потому что я думаю, что я уже, ну, думаю, все же знают об этом, ну что тут такого, вот тебе шлем, вот вело-ботинки. Да, надо этому уделить внимание. Потому что меня окружают такие ребята. Я же там с шоссейниками иногда гоняю по Оренбургскому тракту, с триатлонистами. Это ребята, которые уже там миллионы денег вкладывают в то, чтобы они ехали еще быстрее там. Да, у них один велосипед может стоить миллион. Кстати, кейсы я расскажу про ДТП, с которым произошло столкновение. Да, который его сзади сбил, он стоил, наверное, порядка 5 раз дешевле. Если посмотреть этот год, то в этом году у вас планируется какой-то прям календарь мероприятий, судя по всему, да? Открытие сезона у нас уже есть, 22-23 апреля. Как узнать про открытие сезона, как попасть вообще в информационное поле сообщества? Ну, во-первых, весь информационный поток у нас идёт через канал Козвело, который мы набираем в телеграмме Козвел. Козвел, и всё, и ты попадаешь. То есть не нужно ничего там особо углубляться, там есть в описании информация, которую ты можешь воспользоваться, там есть и барахолка, и разные-разные источники. Я открываю Козвел и сразу вижу фотографию еще одного типа велосипедов, это велосипеды трюковые. Четвертый список, четвертый вид велосипедного спорта. А, это, кстати, там фотография Ирика, который выиграл чемпионат России, который проходил в Ураме. Это казанский парень, который выступал на Олимпийских играх. Учитывая, что у нас в прошлом году появился Урам, или два года назад, я думаю, что у нас таких чемпионов станет много. При содействии этого Ирика появился Урам. Круто. Я видел ролик, если я не ошибаюсь, Рэдбула в казанском Кремле, который гонял на велосипеде. Это он гонял. Классный Ирик, круто. Да, я с ним болтал, и мне известен кейс, как появлялся этот Урам. Класс. Итак, в сообществе Козвел есть план этого сезона. Да, телеграм-канал, где ты можешь получать всю необходимую информацию. Там список мастерских, где можно починить. Да, где починить велосипед, выбираешь себе локацию. Когда начнется сезон, мы будем дайджест сделать в пятницу или в четверг уже вечером. Какие планируются покатушки? У Рината есть администратор, и делается дайджест, то куда едет, где ссылки, где чатики, переходим, смотрим сложность, что нужно брать с собой, и ты выбираешь себе какую-то покатушку. То есть кроме таких крупных велопоездок-забросок, у вас есть просто регулярные еженедельные мероприятия? Да, выходного дня всегда кто-то проводит. Можно ли предложить сообществу свою поездку? Пожалуйста. Скажите, мы планируем в Иннополисе посетить монастырь, красивые берега, брызги, такого в Казани нет. Сюда приедет десяток велосипедистов. Я так понимаю, нужно написать как раз по вопросам сотрудничества организаторам канала. Если мы продолжаем пока тему телеграмма, то я так понимаю, что у тебя есть свой телеграмм, называется «Велоборода». Да, там просто бывает, я куда-то еду, это может быть даже не Козвелл, но где-то еду что-то поснимать, где нужны какие-то люди, кто хочет поехать поснимать. Этим летом планирую серию роликов «Вела, шаурма, патруль». Объясни. Подсмотрел у европейских блогеров. Мы берем экспертную комиссию с велосипедами, выбираем локации в городе, заказываем все шаурму, на двоих делим пополам, потому что у нас несколько локаций, чтобы не переесть, и делаем рейтинг шаурмичных в городе, где можно заехать и классно покушать. Допустим, у нас будет в рейтинге порядка 10 шаурмичных, сколько мы успеем за несколько роликов посетить, потому что это важно. Когда ты едешь на велосипеде, ты всегда куда-то потом в булочную заезжаешь. Вы потом заносите результаты своего рейтинга в приложение «Где шаверма?». Это есть такое приложение? Есть специальное приложение, которое делают ребята, которые специализируются на шаверме. Когда я приезжаю в новый город и хочу шаверму, я приезжаю по Казани. Я видел, вы недавно организовывали совместный просмотр фильма «Поехавшие». О, да. Один парнишка пишет мне, Роушан, «Слушай, давай, говорит, сходим в кино. Кинотеатр «Мир» – это единственный государственный кинотеатр в Казани». Я такой, я вообще не знаю, что там. Ну, интересно, пойдем. Раскидали везде, и нас там случайно 20-30 человек примерно по залу было, все, кто пришли именно с нашего оффера, с приглашением. И все на одной волне. Это вот настолько было круто. Такие вещи надо, не знаю, делать раз в месяц. Летом раз в месяц. Собираться всем и смотреть какой-то велосипедный фильм. Когда все на одной волне, все там байкпакинг, все знают, что это такое. Какая-то велосипедная шутка, все ее понимают. А кто не смеется, ты сразу их видишь, что эти люди пришли просто на романтическую историю. Фильм-то типа был к 8 марта, там романтика, туда-сюда. Может быть, они просто пока еще не знают этого. Вот. А в основном все ребята были кто в теме просто. Мы сидим там, какие-то шутки по залу кидаем. Ты там поехал, вон ты там. И вот так вот сидим и классно общаемся еще во время фильма. И все так в одном стихийном. И прям было очень круто. То есть, когда ты по этой воронке идешь дальше, ты попадаешь в некое такое велосообщество. Комьюнити. Велобратство, я бы даже сказал. Насколько вот это велобратство, оно как-то помогает что ли, что оно дает обычным людям. Ну вот смотри. Среди велосипедистов кто есть? Программист. Есть я с огромным количеством опыта различного чего-то там. Есть продукты, да? Ты же продукт, Вася? Продукт-менеджер, предприниматель. Вот, есть предприниматели. Есть предприниматели с миллионными чеками. То есть на разный сорт есть разные велосипедисты. Ты можешь найти кого хочешь. И вот когда вот эти все люди в чатике, ты какой-то запрос кидаешь, они там в основном болтают, но в чатик закинул, и ты можешь найти какой-то ответ на какой-то вопрос там. Или обратись ко мне в личку. У тебя сразу в личку уже какие-то там предложения прилетают. Ты можешь закрыть потребности свои. Вообще абсолютно все. Это интересно. Просто я немножко на другой стороне этого вопроса в велокомьюнити, потому что для меня велосипед это средство передвижения. Это как, типа, а какой смысл делать сборище вокруг, я не знаю, тех, кто… Ходит в ботинках. Ходит в ботинках. Отличный пример. Кто хочет, ходит, кто не хочет, тот в сандалиях ходит. Двухподвесы, МТБ и прочее. У меня складной 18 дюймов колеса. Мне Тимур написал. Велосипед, который вот так можно поднять, машину положить и так далее. На самом деле у меня есть второй, на котором можно поехать, но я его вот как раз только этой зимой поставил, и у меня первая поездка планируется вот-вот. Может быть даже в пятницу. У меня велосипед круглый год стоит на улице под снегом, под дождем, и… И снегу уборщик погнул ему заднее колесо. И механик, которому я приношу на ТО, наш общий знакомый, каждый раз ругается, что я не берегу велосипед, но благодаря его уходу он продолжает хорошо ездить. Жить и существовать. Да. Ты плавно перешел к теме, к чему сегодня моя тема, которую я хотел вообще поговорить, это то, как велосипедист вырос из обычного катальщика по дорогам, по пешеходкам, по паркам, и его жизнь перенесла, его опыт. Мне говорят, этого мало, я хочу скорость, быстрого передвижения, я хочу ездить по дорогам. Я предлагаю ту часть, которая касается городского катания, то есть вот этого момента, когда катающийся на свободе велосипедист выезжает на большую дорогу и встречается с другими людьми, живущими своей реальной жизнью, перенести на следующий выпуск, а сейчас немножечко вот эту тему зафиналить. Мы уже на целый выпуск наговорили? Да, мне кажется, что мы наговорили уже почти час, и это вполне нормально, и как раз вторая тематика, она прям целая. Пока ты вспоминаешь, я скажу, у нормального велосипедиста должно быть велосипедов 3, в моей идеальной картине мира 4-5 велосипедов должно быть у меня. То есть это гаражик, вот они вот так висят, так, у меня сегодня шоссейная гонка, я такой раз шоссейник взял. Сейчас я хочу поехать в лес, меня ребята зовут на лыжню МТБшечку, сейчас будет более крутая двухподвесик. То есть я на самом деле подумал, что 4 велосипеда это там дочь, сын, жена, ты, потом подумал, что разные цвета по настроению. Нет, это по стилю. То есть один из них будет какой-то городской, типа фиксер там, нет, фиксер нет, отставить, ненавижу фиксеров, я так говорю в каждом контенте. Сингл спид, допустим, сингл спид, на этом велосипеде ездит Тимур Кадыров, архитектор города Казани, ездит на сингле на работу. Во-первых, он очень удобен для города. Удобен, дешев, просто эксплуатация. Во-вторых, как правило, он эстетичен. Да, эстетичен, красив. И такой, аккуратненький, тоненький.
Прежде чем человеку выходить на дорогу, ему имеет смысл, я так понимаю, позаниматься велосипедом как таким любительским спортом выходного дня, да? То есть, когда можно просто насладиться природой. И что можно посоветовать людям, которые хотят такое замутить у себя в городе или принять участие? Вот ты уже побывал в нескольких городах, в каких-то городах поучаствовал в этом движении, в каких-то городах организовал, где-то принял участие в организации, да? Скажи, что делать человеку из условного российского города, кому понравилось то, что ты рассказываешь? Ну, слушай, многие ребята на самом деле приезжают туда, где уже все готово. Кстати, прикольно, были ребята полностью заряженные, все в экипировке, в обтягивающем, все такие крутые. И приходит пацан деревенский, ну просто там разорванные сандалии какие-то, шорты такие, где-то шлем ему дали, и он просто заезжает второй, третий на среднем уровне, где ребята готовятся, тратят деньги на экипировку, и просто пацан такой деревенский закатил на пьедестал. Уникально. Вообще уникально. И такие ребята есть, которые хорошо катают, у них хорошая физическая форма, но это тяжело провернуть. Даже если в условиях Казани ты сюда что-то потыкался, сюда поговорил, здесь что-то сделал, пытаешься найти какие-то коммуникации, точки соприкосновения, но где-то ты упираешься в какую-то бюрократию и желанием не заниматься этим. Поэтому лучше найти единомышленников и просто сделать клуб любителей, найти какие-то программы, подготовка. Сегодня у нас будет интервальная тренировка. Сегодня куча программ на ютюбе, можете посмотреть, программы в тексте есть. Интервальная тренировка. Потом, если у вас физическая форма, ваш мотор, сердечная мышца выросла, там попробуйте подъемы позабираться. Есть куча техник, как забираться в подъемы. Подъемы там есть лесенкой, лезть змейкой, как нужно правильно сидеть, какой наклон. Этих вариантов, как улучшить свое катание, очень много. И когда ты начнешь в это все погружаться, ты будешь, во-первых, у тебя будет насмотренность на тех ребят, которые это делают. А эти ребята делают красиво, эстетично выглядят. Все с иголочкой. И ты начнешь подражать. Как раньше в школе мы брейк-данс у ребят учились, помнишь? Кассеты. Кассеты зарубежных пародировали и делали такую же историю здесь в России. Там американских. То же самое сейчас в ютюбе, смотришь, насмотренность, делаешь то же самое и повторяешь. То есть сначала можно начать с себя, да? Немножечко посмотреть ютуб, какой-то велосипед. Ну если ты хочешь расти, то смотри. Потом, наверное, имеет смысл поискать, есть ли у тебя в городе такие велосообщества и присоединиться к ним. В городе, оказалось, сообщества такого нет. То тогда можно ли порекомендовать взять, например, Газвелл, открутить его на самое начало и повторить все, что там написано в своем городе. Это долгая история, конечно, муторная, куча работы, которая проделана. Но это можно повторить. Создаешь маленький чатик, телеграм-канал. Вот вас двое. Нашел еще кого-то? Добавляйся к нам в чат. Вот вводи там условно Альмет Вел Приходи к нам в чат. Камавел. Ну это просто условно. Пример. И все. Человек просто набирает. Даже телефон не нужен. Не надо обмениваться прям по пути. Эй, добавляйся там. Камавел. Все, давай, пока. Все, он приходит на остановке, сидит, добавился в чатик. О, прикольно, нас уже 10. Уже есть с кем покататься в выходные. Уже есть, может быть, у кого купить поддержанный велосипед. И дальше пошел сарафан. И все, и вы растете. Люди ищут комьюнити, единомышленников, с кем можно вместе заняться чем-то интересным. Конечно, тут же потом у вас Че в пятницу там едем? Шурма, патруль. Погнали там. Просто покатиться по барам. В соседнем городе проводятся мероприятия, соревнования. Поедем вместе. Сели на автобус, поехали. Мы из города Таркасале ездили в Нефтьюганск. Это порядка 700 километров. Три велосипеда, прицеп. Меня забирают на трассе в дождь. Там это был октябрь. Для севера октябрь, но это все уже почти снег идет. И мы едем в Нефтьюганск. В ночь спим. Какое-как. Это гостиница. Утром просыпаемся. Просто все в сугробах. Выпал снег, все, зима началась. И мы переодеваемся и катаем гонку. И получаем такой дофамин, что ты потом еще на месяц заряжен. Потому что ты с этого спуска спускаешься. Вчера я тренировал эту гонку по сухому. Спуск чуть-чуть оттормозил, но не завалился. А утром это уже сугроб. А под сугробом листва. Которое превратилось в лед. И ты едешь, и там просто ребята на пузе, на лице спускаются. Они такие довольные, такие радостные. И еще целых часа-два обсуждаешь. А как ты завалился? А как я тебя обошел? Какой маневр? Дядьки 30 плюс лет. У них там дети дома уже на велосипедах катаются. Они стоят и все в эмоциях. Эээ, как мы классно покатались. Вот это я урюхался в говно. Еще один последний вопрос. Я недавно видел ютуб ролик большой. Довольно таки полуторачасовой. Где спортсмены скатываются с Альпийской горы. Это очень хайповая, популярная такая дисциплина. Все думают, что это просто. Нет. Мне не кажется, что это просто. Это пипец как сложно. Допустим, попробуйте покататься на водном мотоцикле долго стоя. Я просто представляю, что я еду вот так на горе, и мне надо затормозить. Я понимаю, что мое торможение, оно почти всегда будет превращаться в полет. Поэтому я вообще не думаю, что это просто. Нет, это вообще не просто. Ты все время практически на ногах едешь. Представь, что перед тобой толпа велосипедов валится, и ты должен как-то их объехать. Это очень популяризирует. Я объясню, почему я не пробовал. Я наркоман адреналиновый. Есть такие наркоманы адреналиновые. Когда ты определенный порог переходишь, у тебя такой впрыск в кровь, и ты начинаешь переходить ту грань, когда твое здоровье уже может нарушиться так, что ты можешь потом не встать на всю жизнь. Я боюсь переходить эту грань. Мне нравится двухподвесы скатываться с гор. Да. Я люблю с этих гор скатываться. Да. — То есть ты бережешь свое здоровье? — Я берегу свое здоровье. У меня есть, как говорится, мои иждивенцы уже. Еще раньше я об этом думал, но когда появились иждивенцы, я еще стал больше об этом думать. Потому что ты начинаешь входить в такой раж, терять контроль. Ты думаешь, все, я повелитель мира, сейчас я все это сделаю. Чуть-чуть неловкое движение. Перед тобой дерево, перед тобой камень, ты неправильно завалился, голова в камне, ты в дереве. У меня ребята ключицы просто так теряли по щелчку. — Поэтому ты стараешься подбирать пока такие активности, виды спорта, которые не несут риска для жизни. — Которых я больше смогу существовать живым и здоровым. — Мне кажется, важно еще одну тему осветить. — Давай. — Кроме того, что ты организуешь какую-то комьюнити, мероприятия и так далее, ты, я насколько знаю, еще организуешь благотворительную историю с тем, чтобы детей из семей, кто не может купить велосипеды, сделать им, подарить им эти велосипеды. — Да, как раз-таки эта история как возникла. Наш маленький чатик на три человека. Думаем, генерим, чтобы сделать такого. А давайте велосипеды соберем. Давайте. А куда подарим? Оттуда. Прикольно, классно. У меня есть кто отремонтирует. Николай. Он может это сделать. Я говорю, Колян, сделаешь? — Сделаешь. — Сколько велосипедов можем отремонтировать? — Да хоть сколько, приносите. И мы начинаем эту историю генерить, генерить. И там за пару дней рождается уже готовый проект, что мы хотим сделать. Собираем, кидаем ключи, опять же, везде. Нас репостят в СМИ. И нам привозят порядка там 15-20 велосипедов БУшки, у кого там валялся на балконе, лежал в гараже. Ну, просто ржавое, ненужное, которое ты хотел продать, но не доходили руки. И вот такие вот мы собирали. Своими силами кто-то привозил. И все вот на базе Николая мы все собрали. И это надо чинить. Мы такие, ребят, Коля сделал оценку, сколько нужно, чтобы привезти эти велосипеды в БУшское состояние. Он говорит, ну, там сколько, 35 тысяч? Там запчасти, все, ТОшки сделать, цепи все поменять, чтобы эти велосипеды можно было сел и поехал, как говорится. Примерно столько. Я говорю, ребята, опять же, наш чатик. Просто информацию в чатик. Ребят, надо собрать 30-35 тысяч. Буквально несколько дней там попинали. Ребят, с миру по нитке мы собрали 35 тысяч рублей. Коля там за свой счет ремонтировал. Мы ему передали эту сумму. Велосипеды мы потом забираем на мероприятие. Как мы нашли детей? Это чуть сложнее. Потому что нужно сначала взять велосипеды, какие есть. Потому что какой-то детский, какой-то уже подростковый. И мы говорим, ну, Коля аналитический взгляд. Он понимает, какой нужен ребенок под этот. Он говорит, такой-то рост, примерно такой-то возраст. И мы список составляем. Есть люди, такие вот, Татьяна в Казани. Но это непросто. То есть ты, прикинь, такой звонишь, так, у вас сколько рост ребенок? Так, метр пятьдесят. Так, вам, ладно, не подойдет велосипед? Но это еще морально тяжело сделать. Подобрать. Так, тебе не достанется велосипед. Ну, представляешь, так сказать ребенку. И мы еле-еле там нашли под каждый велосипед. Практически там детей мы собирали по крупицам, под каждый велосипед. Ну, по-другому никак. Нужно прям, чтобы это... Потому что, когда подбираешь велосипед, нужно посадка нужна, правильная. Это отдельная тема для разговора. Скажи, вот, когда вы вручали, какие... Вот самый кайф, вот самый кайф, для чего я в эту тему вписался, увидеть глаза детей. Вот я стал отцом, я стал еще такой более сентиментальный, стал такой воздушный уже, нежный, какой-то вот приземленный. И я хотел увидеть эмоции этих детей. И я настолько кайфанул. Это дети вот реально из неблагополучных семей. Где-то были такие немножко как будто бы обеспеченные, а где-то были реально, ну вот... Она ребенку собирала там, допустим, на учебнике, и пришлось что-то продать, допустим, маме. Она там в слезах мне рассказывала за кулисами. Я смотрю, я говорю, там называя какой-то, допустим, Кирилл приглашается, выкатываем ему велосипед. Я вижу эти глаза, которые идут. И видишь, что ему сейчас подарят велосипед. Вот эти вот эмоции. Вот это такая улыбка. У мамы слезы на заднем плане. Потому что ребенок радуется. Ему подарят велосипед. Он хотел, мечтал о нем. Он ее эту маму дергал постоянно. Ему дают этот велосипед. Он вот так вот сжался в него. Это мне. Все. Я сейчас говорю, мурашки, потому что я с микрофоном вел это мероприятие. Николай ему там посадку делает, настраивает, показывает, рассказывает. Мама плачет, ребенок радостный. И ты думаешь, ну вот. Там месяц-полтора. Ради чего мы все это сделали? Мне кажется, это классная история. И наши слушатели. Если у вас есть велосообщество, или вы собираетесь... Мы пока не планируем в этом месяце этого делать. Повторите у себя в городе. Эта история очень легко масштабируется. Да, это можно прямо репостить. Ничего не стоит потратить какое-то время своего. Пивка лучше не попить дома. Но пойти и заняться вот этим делом. Организовать процесс. И это тебя так зарядит потом. Это будет круто. Можно сделать. Если есть у кого-то велосипеды в Казани, то давайте попробуем еще раз это сделать. Почему не повторять каждый год? Тяжело морально, физически. Один практически все это делал. Я же еще ролики делал. Там съемка, тут звук, тут все нужно настроить. Тогда на сегодня заканчиваем. Следующий ролик будет про то, как велосипедист вырос и будет кататься на дорогах города. Что его ожидает? Так ли его там ждали? А если не ждали, то как с этим работать? Подписывайтесь на подкаст. Ставьте, пожалуйста, лайки нам на платформах, где вы слушаете. Это очень хорошо помогает продвигать эти ролики. Чем больше людей смотрят подобные ролики, тем больше людей будут помогать делать инфраструктуру наших городов более человечной. Большое спасибо! Всем пока!
Платформы