И еще желательно закрашивать краской этот велопереезд. Это нужно для того, чтобы водители привлечь внимание как раз. Потому что велопереезды у нас не очень распространены, их не ожидают. А залитая краской красная вот этот велопереезд, он явно привлекает внимание.
То есть водитель понимает, что здесь опасность. Вначале заливают краской, чтобы водители привыкли, увидели, научились. А потом ее уже можно не обновлять, когда уже знают, что там весь велопереезд. Все уже привыкли, все уже внимательно относятся. То есть по законам и ГОСТам заливать краской не требуется. Но это рекомендуется для того, чтобы водители привыкли к тому, что в этих местах сейчас есть велопереезды.
Рекомендуется в городе принять единую практику. Мы видели города, где рисуют голубым, мы видели города, где рисуют красным. В принципе общались с рубежными специалистами. Они говорят, мы первый год рисуем, потом оно само проходит. А дальше мы обновляем уже только ту разметку, которая необходима. Ну вот это те самые квадратики. Вот эта красная разметка или синяя, она просто нужна для того, чтобы все привыкли к этой истории.
Кстати, красная разметка, красная краска, она показывает не только водитель уже. Она еще и велосипедисту показывает, что здесь опасное место, опасный переезд. Нужно еще учитывать скорость этого пересечения. То есть, окей, мы хотим, чтобы дорога прощала ошибки. То есть если водитель невнимательный, не смотрит вообще на знаки и заезжает на скорости.
Здесь нужны какие-то меры, которые обеспечат безопасную скорость этого пересечения. Ну давай даже так, до скорости хорошо бы разобраться с видимостью. Потому что даже на всех фотографиях, которые мы смотрим, видно, что озеленители любят сделать как можно больше деревьев, кустов. Которые придут, ну это же красиво, прямо, дойдут прямо до пересечения. Вот так вот здесь подходят кусты, здесь стоит огромное дерево. Водитель подъезжает, поворачивает и мы смотрим его треугольник видимости.
Он увидит что-либо только когда подъедет прямо близко. То есть эти кусты будут ему мешать. Обычно кусты делают высотой примерно метр. И соответственно первое, что он не увидит, это детей, которые там едут на велосипеде. У меня была личная история, когда я ехал и забор меня закрыл. И мне пришлось спрыгнуть с велосипеда, чтобы водитель меня в таком месте не раздавил, не наехал на меня.
Когда я его догнал и спросил в чем дело, дружище, он сказал, ну я тебя не видел. И я его понимаю, я съездил на это место, посмотрел, даже меня на велосипеде он не заметил. Ребенка он бы точно не заметил. У нас есть одно пересечение, где несколько раз на меня чуть не наезжали. Эта штука называется треугольник видимости.
И необходимость обеспечения треугольника видимости это ГОСТ. То есть там, где треугольник видимости не обеспечен, можно требовать его обеспечения. Это касается озеленения, заборов, это касается кучи снега зимой. С заборами немножко спорная история. Потому что вы можете просить убрать забор, потому что он мешает видимости. Он действительно мешает видимости с точки зрения здравого смысла.
Он не замечает все. Это опасность. И как бы островомыслящие городские службы могут на это посмотреть и его убрать. Но в требованиях написано, что забор требуется вот в таких случаях. А этот набор довольно небольшой. Сейчас не так много, где действительно он требуется. И там есть приписка, что если там ГИБДД, например, считает, что это место опасное или городские власти, то тоже можно поставить.
И чтобы ничего не делать, часто городские власти ссылаются на этот пункт, что можно вставить, несмотря на то, что он явно не требуется. Но мы считаем, что это бесполезная трата бюджетных денег, если вы горожане ваших денег. Если будет определенное количество запросов на то, что здесь есть проблема, то выше вероятность, что на это обратят внимание и что-то сделают. Проблема с треугольником видимости очень хорошо видна, когда вы делаете фотографию с высоты водителя, с расстояния, когда водитель подъезжает к переходу.
Просто делаете фотографию, показываете. Дальше залезаете в ГОСТ, который касается треугольника видимости. И там есть требование к тому, чтобы на разной скорости обеспечивался разный треугольник видимости. То есть тут тоже есть такая очевидная штука, что когда ты едешь быстро, зрение сужается. Это закреплено в ГОСТах. И ты, соответственно, должен видеть тех, кто подходит к переплестку. Когда ты едешь медленно, твой треугольник видимости становится больше и допускается, чтобы кусты были ближе к пешеходному переходу.
Треугольник видимости зависит от двух вещей. Это само расстояние, на котором видно, но еще и скорость. Поэтому чем выше там скорость движения, тем больше треугольник видимости надо обеспечить. Чтобы у человека была возможность успеть остановиться до момента пересечения, чтобы не случилась трагедия.
Еще есть моменты с этим связанные. Очень часто при повороте вот эти знаки стоят так, что человеку невозможно их увидеть. Ты поворачиваешь, они где-то там над тобой и ты их никак не увидишь. Второй момент – это радиус поворота. То есть, если радиус поворота сделан широким, то есть, скругление очень круглое, очень большое. Давайте нарисуем пример. Мы нарисуем как раз тогда справа. По-плохому это делается вот так.
С этой стороны это не так критично, вот здесь. На въезде, да? Да. Это еще нормально. А бывает, такое делается вообще вот так. Ого! Да, это довольно популярная практика в городах. Точно, да. Я вижу кучу пандусов, которые срезаны не по прямой, а наискосок, потому что сделан невероятно широкий радиус поворота. Водитель, когда поворачивает, машина находится вот так, вот здесь.
Угол зрения водителя он видит вот сюда, ну максимум сюда. А человека, который идет вот здесь, или тем более едет на велосипеде, он не может физически увидеть. Мешает стойка? Он у него прямо в слепой зоне находится. Что делать? Из-за этого много проблем. Что делать? Делать то, что мы и показали до этого. То есть, важно, чтобы вот этот поворот был под 90 градусов. То есть, что здесь автомобиль, когда на пересечении, он не мог под углом заезжать, а он обязательно должен быть перпендикулярно.
Перпендикулярно. Чтобы в момент пересечения. Пересечения, да? Чтобы он справа боковым зрением здесь мог увидеть пешехода или велосипед. Ну, вот это первый момент. А второй момент просто, чтобы он снизил скорость. То есть, мы не хотим ставить лежачие полицейские и всякое такое. Я лично считаю, что это неприятно для автомобиля и для пассажиров. Испытывать такие проблемы.
То есть, подпрыгивать на лежачих полицейских гораздо гуманнее снижать скорость. Просто за счет радиуса поворота. То есть, поворот делается таким, чтобы въехать на него на большой скорости было невозможно. Вы это можете замерить на любом перекрестке. Если вам перекресток большой и можно заезжать не слишком резко поворачивая, то вы будете заезжать на большой скорости. Если поворот резкий, то вам нужно практически остановиться, выкрутить руль, заехать. И только после этого вы оказываетесь на пересечении. Это хорошо снижает скорость. Это нежно. Это не шумит.
Есть еще такое недостаточно уделяемое внимание к тому, что на лежачих полицейских автомобили вообще-то жутко шумят. То есть, для тех, кто живет рядом с лежачими полицейскими, это означает, что ночью будет торможение, потом удар амортизаторов. Второй удар амортизаторов и потом развон. Мне кажется, с этой точки зрения, конечно, лежачий полицейский, особенно самый дешевый пластиковый, который делается прям очень резкими. Это звон.
Есть такой момент в психологии водителей, что лежачий полицейский многих водителей провоцирует нагнать то время, которое ты потерял из-за того, что тормозил. А вот что делать, если у нас здесь нет расстояния, и велопешеходная дорожка находится близко к дороге, вдоль дороги едет. Это отдельный пример.
Если у нас, например, такой поворот, велодорожка, велопешеходная, она идет рядышком, вот так. И здесь действительно проблема с тем, что водитель поворачивает вот так, под углом, и он не видит здесь. Что в этом случае рекомендуется делать? Во-первых, более устрой угол поворота, но этого может не хватить, просто потому, что здесь мало расстояния. В этом случае, если есть пространство, рекомендуется вот эту велодорожку. Может ты видел, перед пересечением ее вот так немножко сдвигают сюда.
Во-первых, это снижает скорость велосипедиста. То есть это вообще само по себе полезно, потому что это позволяет успокоить движение велосипедиста. Он тоже не вылетит на пересечение на большой скорости, он из-за поворота снизит скорость и вспомнит, что вообще-то здесь сейчас автомобили могут появиться. Во-первых. А во-вторых, водитель после поворота, у него есть еще время и возможность увидеть велосипедиста.
Еще один момент, связанный с этим. Я бы отметил такую штуку, что велопешеходные дорожки, в местах особенно, где движение не так сильно контролируется ГИБДД, часто начинают использоваться для того, чтобы проколаться.
То есть автомобили просто начинают заезжать прямо на велодорожку и вставать вот здесь. В Казани это явление называется тротуар паркинг, уже практически официальное название. Некоторые едут по этой дорожке как по дублеру, чтобы добраться до какого-то нужного им места, потому что они иногда не понимают, что вообще-то это пешеходный переход. Иногда, даже я бы сказал, в большей части это лукавство, когда человек как бы прикрывается непониманием, хотя на самом деле, конечно же, видит и понимает.
Правда, я у нас разговаривал достаточное количество раз с водителями, которые заехали на велопешеходную дорожку. Бывает, знаешь, дедушка с деревни приехал, он как бы про наши велопешеходные дорожки слыхом не слышал, не слышал никогда. А знак пересечения с велодорожкой стоит так, что его там не видно. Дорога-дорога. Еще и разметка есть, что две полосы разделены. Он действительно думает, что это дорога какая-то и по ней едет. Поэтому в таких случаях, вот в этих местах, мы рекомендуем ставить столбики, полусферы или что-то такое, что явно показывает, что машине сюда не надо.
Понятно, туда проедет спокойно пожарный автомобиль. Понятно, туда довольно спокойно проедет скорая, немного заехав на газон. Но большинство автомобилистов все-таки на газон заезжать не будут. И такой знак, то есть этот столбик, он с этой точки зрения, или любой другой МАФ, назовем это так, малоархитектурная форма, вот можно как-то красиво обыграть. Она должна быть мягкой, чтобы если кто-то врежется, не пострадал ни автомобиль, ни велосипедист. Она выполняет кучу функций. Она показывает, что сюда заезжать не надо. Она разделяет велопоток и пешеходный поток. Она делает так, что велосипедист, подъезжая, опять же, к пересечению, по этому столбику еще раз видит. Это для него успокоение трафика, что сейчас будет пересечение автомобильной дорогой, притормози.
Кроме этих столбиков и вообще про успокоение трафика, если немножечко добавить, то бывают специальные шумовые полосы для велосипедистов, которые подсказывают, что здесь скоро будет пересечение. Причем они делаются с изменяемым расстоянием. То есть сначала полосы идут редко, а потом, например, из шести полос, а потом будет все быстрее, чтобы на уровне психологии возникло ощущение, что скорость слишком высокая. То есть это делается вот так. Длинный перерыв, ближе, ближе, ближе, ближе, ближе. И, соответственно, в этот момент велосипедист тоже притормаживает. Это такая хорошая практика. Это стоит делать в тех случаях, когда действительно, например, трафик велосипедистов стал большим и нужно, чтобы они начали как-то поспокойнее себя вести.
Внимание, это обязательно по правилам у нас, по нормам, что перед этим пересечением здесь на проезжей части должна быть сплошная линия, которая перед пересечением нельзя было обгонять. Перестраиваться, да. Перестраиваться это, потому что очень опасно. И парковаться, потому что если там нет сплошной линии, то это, по сути, разрешает парковку в этом месте. До 5 метров до пересечения нельзя в любом случае. Ну да, это дополнительный знак водителям, что здесь парковаться не стоит. Кстати, хитрость, как отмерить 5 метров. Стандартная длина бордюрного камня – метр. Поэтому 5 бордюрных камней – это 5 метров.
Но есть момент, что большинство водителей, может быть не большинство, но достаточно много водителей на это спокойно забивают, потому что за это никто не штрафует. За это штрафуют очень мало. Мы старались через народный инспектор и прочее, да, штрафы довольно тяжело назначаются. И что с этим делать? Ну еще плюс, это сплошная, она же как бы говорит водителю, что здесь нельзя поворачивать вот так вот с разгоном, с длинной траекторией. А надо вот по этой полосе поворачивать аккуратно, потому что у тебя здесь пересечение опасное.
Для того, чтобы успокоить трафик, есть такой метод, если уж мы говорим про столбики, то вообще здорово еще и вот так поставить столбики. Для того, чтобы как раз таки здесь аккуратно заворачивать. Аккуратно заворачивали и не парковались. Потому что когда появляется какое-то физическое разграничение полос, автомобилист понимает, что занимая в качестве парковки свою полосу, он делает невозможное пользование для других. А это недопустимо. Автомобилист, автомобилист, друг, брат и товарищ. Мы не в том смысле, что автомобилисты плохие, мы опять же сами автомобилисты. Мы в том смысле, что человек, садясь за руль, он немного становится причастным к социальной группе. И этот же человек, потом пересев на мотоцикл, ведет себя по-другому, в том числе по отношению к автомобилистам, потом пересев на велосипед опять по-другому и так далее.